Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Алексей Добровольский: Рынку нужны интеграционные проекты

Алексей Добровольский

Об особенностях выбора отечественными заказчиками решений в области корпоративного ПО, о тенденциях на российском рынке разработки заказных программных решений, о планах компании по расширению продуктовой линейки в интервью CNews рассказывает директор по разработке ПО компании «Крок» Алексей Добровольский.

CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, доминируют в настоящее время в отечественном сегменте корпоративного ПО?

Алексей Добровольский: Сегодня ситуация выглядит следующим образом: на российских предприятиях и в организациях за последние 15 лет, прошедшие с момента начала активной информатизации, накоплена масса самодельных программных продуктов или устаревшего приобретенного ПО. Поэтому сегодня тенденция номер один — это замена программного обеспечения, уже не удовлетворяющего потребностям заказчиков. Успешные предприятия и организации укрупняются и быстро перерастают возможности текущего ПО, что особенно заметно на примере небольших систем электронного документооборота.

Например, ранее в госорганах широко распространены были системы российского производства, которые разрабатывались и внедрялись лет десять назад. Они были ограничены с точки зрения масштабируемости, количества пользователей, объемов баз данных обрабатываемых документов. Замкнутость этих систем с большим трудом позволяла интегрировать их с другими ИТ-решениями. За это время значительно увеличилось число бизнес-процессов, которые можно автоматизировать, число вовлеченных подразделений, объемы данных, и, соответственно, количество пользователей. Если раньше с системами работали единицы, то сейчас пользователем становится практически каждый сотрудник.

Перечислю основные пути замены подобных систем. Первый — выбрать в качестве базовой систему западного производства и платить за лицензии, внедрение и доработку. Второй путь — приобрести систему российского производства. Можно также заменить старую систему на разрабатываемую специально для заказчика новую, но компании, для которых существуют готовые решения, выбирают этот путь все реже. Наличие готовых решений для типовых бизнес-процессов приводит к тому, что у разработчиков постепенно исчезают задачи создания ПО для бухгалтерии, складов. Уверен, что будет возрастать доля работ по кастомизации и интеграции приобретаемых систем.

Стоит упомянуть еще об одной тенденции на рынке корпоративного ПО. Я имею в виду саму специфику выбора технологий в России. Все «волны» пристрастий к тем или иным средствам программирования примерно соответствовали поколениям выпускников вузов. Тот вендор, которому удавалось удачно внедрить свои технологии в учебный процесс, «в мозги студентов», лет через пять начинал лидировать на рынке технологий для корпоративного ПО.

Так, в свое время были «волны» доминирования средств разработки от Borland, Dbase, FoxPro, потом Microsoft. Если же мы посмотрим на распределение базовых технологий за границей, то там рынок делится примерно пополам. В лагере Java-технологий находятся Sun, Oracle, IBM; в лагере технологий Microsoft — сам вендор и огромное количество небольших компаний. Российский рынок постепенно идет к тому же распределению: это не просто выбор языков программирования, это распределение и по используемым инфраструктурам. Сейчас существует явный недостаток специалистов в области Java-технологий (но не языка программирования Java). И это становится основным сдерживающим фактором «нормализации» распределения используемых технологий, которые в большинстве своем построены на Java-технологиях, а специалистов — нет. Несмотря на очень высокую стоимость интеграционных проектов (она может составлять десятки процентов от стоимости интегрируемых систем), платежеспособный спрос на такие решения есть, однако он не удовлетворен. Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, рынку сегодня нужно, по нашей оценке, 200-300 квалифицированных специалистов по интеграционным продуктам.

CNews: Продукты какого класса наиболее востребованы российским бизнесом?

Алексей Добровольский: Большую часть проектов составляют внедрения ERP, CRM и BI-систем, систем электронного документооборота и управления документами (контентом). На втором месте — системы инфраструктурного управления, интеграционные системы. Кроме того, ряд предприятий имеет уникальные бизнес-процессы, которые покрываются только системами, разработанными на заказ. Но если 10 лет назад на рынке было порядка 10% готовых решений, а остальные 90% делались «на заказ», то сегодня — все наоборот.

Индивидуальное программное обеспечение востребовано, например, государственными структурами, поскольку их деятельность уникальна. Невозможно представить себе «коробочную» «ГАС Выборы». У «Крок» на данный момент — несколько десятков проектов по заказной разработке решений для государственных организаций. Рынок разработки ПО на заказ для государственных учреждений есть в любой стране. Скажем, судебная система России уникальна, и заимствовать разработанное для другой страны решение невозможно.

CNews: Как бы вы оценили позиции российских разработчиков корпоративных приложений в контексте все усиливающейся экспансии со стороны западных конкурентов?

Алексей Добровольский: Если говорить о стандартных бизнес-процессах — то здесь выигрывают поставщики западного ПО, особенно в сегменте систем среднего и верхнего уровня (ERP, CRM, BI, СЭД). Это понятно — ведь создание таких систем требует больших временных и материальных затрат.

А в сегменте систем, рассчитанных на автоматизацию уникальных бизнес-процессов, лидирующее положение сегодня у российских разработчиков. Во-первых, потому что они ближе к отечественным потребителям. Во-вторых — для некоторых заказчиков (например, для российских силовых структур) привлечение западных программистов — вещь вообще невозможная. В госорганах преференция традиционно оказывается местным производителям.

Если рассматривать сегмент недорогих систем для малых предприятий — тут опять-таки лидируют российские поставщики. Это обусловлено более приемлемой по сравнению с западными решениями ценой ПО, большим соответствием систем требованиям рынка, а также разветвленной сетью продажи и поддержки этих систем.

CNews: Какие ниши в области разработки корпоративных бизнес-приложений до сих пор остаются не охваченными российскими поставщиками? Многие заказчики, например, сетуют на отсутствие интеграционных систем…

Алексей Добровольский: Честно говоря, я с трудом представляю себе задачу, за которую мы не смогли бы взяться или не смогли бы реализовать при условии адекватного финансирования.

Что касается интеграционного ПО, то на рынке практически нет решений российского производства. Производителей интеграционного ПО и в мире не так много: основные — это IBM, Microsoft, Oracle. Сегодня большая часть заказчиков прошла этап автоматизации основных бизнес-процессов. Теперь речь идет о том, чтобы интегрировать разрозненные бизнес-приложения в единые системы предприятия. Спрос на интеграционные проекты появился практически только в этом году, и крупные внедрения пока можно пересчитать по пальцам. На мой взгляд, всплеск спроса на интеграционные проекты еще впереди, причем не только в России, но и за ее пределами.

Один из видов интеграционных проектов — создание корпоративных порталов, где собрана информация из различных систем, а иногда и создан единый интерфейс доступа к разным ИС. Существует концепция: корпоративные порталы являются единой точкой входа ко всей информации предприятия. Нечто подобное мы сделали в РАО «ЕЭС России», где удалось интегрировать несколько десятков приложений, эксплуатируемых энергохолдингом.

CNews: Согласны ли вы с утверждением, что сегодня конкуренция между корпоративными продуктами ведется преимущественно на уровне маркетинга?

Алексей Добровольский: Если под маркетингом вы понимаете рекламную активность, то нет, маркетинговые материалы не играют решающей роли в процессе выбора продукта. В маркетинговых материалах, которые используются в конкурентной борьбе, ничего не говорится про функциональные возможности решений, их масштабируемость, и так далее. С помощью рекламных буклетов в принципе невозможно понять, чем эти решения отличаются. В реальности — продукты абсолютно разные, и по функциональности, и по требованиям к инфраструктуре, и по цене. Но на деле заказчики озадачиваются этими вопросами, когда выбор фактически уже сделан.

Первым этапом отбора должен быть анализ функциональной пригодности системы для решения текущих задач. Но современные корпоративные продукты настолько сложны, что сделать адекватный выбор можно, либо обладая опытом внедрения данного продукта на предприятии с аналогичными бизнес-процессами, либо реализовав пилотный проект у себя. Мне кажется, что выбор таким образом осуществляется очень редко. Обычно консультанты привязаны к своему опыту работы с одним продуктом, в лучшем случае — с ограниченным перечнем решений. А прибегать к услугам консультантов из лучших мировых компаний с обширным портфелем и опытом внедрения могут только те заказчики, которые готовы потратить сотни тысяч долларов на предпроектный цикл.

Поэтому чаще всего анализ применимости систем и соответствия их функций бизнес-процессам проводится с очень неудовлетворительной детализацией. И дальше уже начинается «русская рулетка» — угадали или не угадали. Все отклонения функциональности внедряемого продукта от бизнес-процессов пытаются компенсировать двумя способами: либо «загоняя» бизнес-процессы предприятия под возможности продукта, либо кастомизируя продукт. При этом иногда от начального продукта почти ничего не остается очень мало.

CNews: Какие продукты были за последнее время добавлены в ваш портфель, от каких, напротив, пришлось отказаться (и по каким причинам)?

Алексей Добровольский: В прошлом году мы начали развивать у себя направление внедрения так называемых Workflow-систем, которые обычно сопутствуют интеграционным проектам.

В нашем портфеле появились две новые линейки для автоматизации маршрутизации электронных документов. Мы предлагаем программное обеспечение (не нашего производства) и услуги по его запуску в эксплуатацию, настройке, «допрограммированию».

Первая линейка — k2.Net — предназначена для организации документооборота предприятий, чья основная инфраструктура базируется на решениях Microsoft, вторая — IBM Process Server — для тех, чья основная инфраструктура базируется на Unix и на Java.

Мы развиваем свои возможности в области интеграционных проектов. Опять-таки, это направление разведено по преимущественным инфраструктурам.

CNews: Каковы ваши планы по расширению практики в области корпоративного ПО?

Алексей Добровольский: Планы очень просты: мы стремимся отвечать на потребности наших заказчиков. Сейчас на взлете интерес к интеграционным проектам — и мы развиваем свою компетенцию в этом направлении.

Два года назад начался всплеск интереса к системам управления документами. Тогда мы научились работать с платформой Documentum. Один из самых интересных наших проектов в области документооборота — внедрение Documentum в Администрации Пермского края. Это, наверное, самое масштабное внедрение Documentum BPM на территории России. Бюджет проекта составляет около $ 2 млн., количество автоматизированных рабочих мест — порядка 1,5 тыс., пользователем системы является сам губернатор края.

В области документооборота у нас сегодня есть две основные платформы. Documentum — для верхнего диапазона, система на базе Microsoft Sharepoint Portal Server — для реализации более простых проектов. Мы ожидаем появления в нашем портфеле еще одной платформы. В 2007 году IBM начнет распространять в России решения приобретенной ею компании FileNet. У нас есть большой интерес к этим продуктам, поскольку они способны решить практически все задачи, связанные с управлением контентом и документами.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS