Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Константин Истомин: Внедрение СЭД — это переход на новую ступень бизнес-культуры

Константин Истомин

О современных потребностях российских заказчиков в области систем электронного документооборота, о юридических сложностях, мешающих повсеместному внедрению подобных решений на отечественных предприятиях, в интервью CNews рассказывает исполнительный директор компании Directum Константин Истомин.

CNews: Какая роль, на ваш взгляд, отводится сегодня электронному документообороту в бизнесе российских компаний?

Константин Истомин: Все зависит от степени понимания топ-менеджментом роли СЭД в бизнесе компании. Многие руководители пока воспринимают СЭД достаточно утилитарно — как систему делопроизводства. Другие — уже используют электронный документооборот решения отдельных бизнес-задач. Некоторые топ-менеджеры начинают понимать роль СЭД в обеспечении инфраструктуры организации, создании условий для эффективной работы и развития предприятия. И здесь уже надо говорить не о документообороте, а об управлении информацией (что соответствует концепции Enterprise Content Management). В данном случае внедрение СЭД  становится очередным шагом по повышению уровня бизнеса предприятия, переходом на новую ступень бизнес-культуры.

CNews: Каким критериям должна соответствовать система электронного документооборота для перевода организации на новую ступень бизнес-культуры?

Константин Истомин: Критерии зависят от специфики бизнеса и масштабов конкретного заказчика. Если говорить о средних и крупных организациях, то можно выделить общие требования — высокая масштабируемость системы, возможность легкой адаптации, простота использования системы.
С точки зрения функциональности я бы выделил две ключевых области. Это полноценное управление документами с поддержкой всего жизненного цикла информации и бизнес-ориентированный workflow, обеспечивающий собственно взаимодействие сотрудников в терминах, понятных непрофессионалам.
Сложность в том, что система должна сбалансировано учитывать все эти критерии, одновременно быть и многофункциональной, и простой в использовании. Для этого каждая частичка системы должна быть тщательно продумана — с учетом общей концепции решения.

CNews: Существует ли отраслевая специфика в применении СЭД?

Константин Истомин: Отраслевая специфика, безусловно, существует. Она проявляется в используемых видах документов, в их объемах, в бизнес-процессах и т.д. Работая практически во всех отраслях, постоянно анализируя потребности предприятий и развивая систему с учетом этих требований, мы пришли к выводу, что правильные принципы и хороший функционал, заложенные в системе, позволяют ее настроить под бизнес-задачи практически любой организации.

CNews: Как изменились за последние годы потребности российских заказчиков в области систем автоматизации документооборота?

Константин Истомин: Изменения, на мой взгляд, существенные. Заказчики становятся все более искушенными, их уже не устраивает ответ: «Это возможно реализовать на нашей платформе». Они требуют, чтобы им были сразу продемонстрированы готовые решения. Сейчас многие заказчики уже понимают, что важно не то, какие именно инновации используются «внутри» системы. Для них важно, насколько эффективно система может решить их бизнес-задачи.

Все больше заказчиков приходит к необходимости перевода документов в электронный вид и полного отказа от бумажных документов в текущей работе. Это выдвигает дополнительные требования к системе, поскольку появляются дополнительные терабайты информации, и ими надо эффективно управлять. Именно поэтому мы добавили в системе Directum службу управления хранилищами документов.

CNews: Какие трудности мешают использованию СЭД на предприятиях?

Константин Истомин:Основные трудности связаны с переходом на электронную форму работы с документами. Не все руководители готовы к этому, и это естественно. Кроме того, обмен документами между организациями идет в бумажном виде, поскольку этого требует закон. У нас есть решения, позволяющие не только облегчить работу с бумажными и электронными документами, но и перейти на работу с документами только в электронной форме, в том числе — между разными организациями.
Еще один важный момент — как организована сама процедура внедрения. Сейчас часто интеграторы автоматизируют узкую часть (делопроизводство, один какой-то процесс). С одной стороны — это правильно, поскольку внедрение надо вести поэтапно. С другой стороны, зачастую на этом процесс и останавливается, не достигая главной цели — повышения эффективности работы предприятия. Именно для решения этой задачи в нашей компании, например, разработана собственная технология внедрения, которая обеспечивает полноценное использование системы на рабочих местах всех сотрудников, работающих с документами, с применением ЭЦП.

CNews: Как вы оцениваете уровень конкуренции между российскими и зарубежными поставщиками СЭД? Действительно ли знание местной специфики является здесь конкурентным преимуществом?

Константин Истомин:В области делопроизводства серьезная российская специфика — это данность. Большинство западных поставщиков не могут ее полноценно поддерживать, поскольку такая специфика не заложена изначально в архитектуру системы.

В то же время отрадно видеть, что некоторые российские системы по функционалу практически догнали западные, а по качеству реализации отдельных задач — перегнали. Секрет тут в том, что зачастую западные разработчики тянут за собой груз старых решений и технологий, что существенно утяжеляет их системы. А российские решения используют более современные и простые технологии и платформы.
Думаю, что в дальнейшем конкуренция будет обостряться. И это, скорее, пойдет на пользу российским системам, чем западным.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS