Обзор "ИТ в Санкт-Петербурге 2007" подготовлен
CNewsAnalytics

На Северо-Западе сомневаются в пользе ERP

На Северо-Западе сомневаются в пользе ERPРынок внедрения бизнес-приложений на Северо-Западе растёт. Это приводит как к усилению конкуренции между системными интеграторами, так и к кадровому голоду. С другой стороны, половина руководителей петербургских предприятий, по данным опросов, не находят положительных изменений после внедрения  информационных систем класса ERP.

В данный момент на Северо-Западе представлены все основные ERP-системы, внедряемые в России — SAP, Oracle E-Business Suite, Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics Nav, Infor ERP(Baan), а также российские «Галактика», «Монолит», «Компас» и «Парус». Именно последний может похвастаться наибольшим количеством партнёров по внедрению в Питере — 25. Это объясняется тем, что на местном рынке компания работает с 1990 года, ориентируясь на госсектор, малый и средний бизнес.

Компании, внедряющие продукты мировых вендоров, в регионах представительств, как правило, не имеют, так как там ещё нет ни такого количества заказчиков, которое окупало бы содержание офисов, ни достаточного количества персонала, который мог бы в них работать. В итоге большинство проектов в регионах Северо-Запада реализуются вахтовым методом.

Всего на Северо-Западе, по оценкам CNews, решения Microsoft внедряют 11 интеграторов, SAP — 8, Oracle — 3, Infor — 2, Галактика — 10. Компания «Монолит» занимается внедрениями самостоятельно, у «Компас» есть один партнёр в Вологде.

Количество партнеров-интеграторов крупнейших разработчиков ERP в СЗФО

Разработчик Количество партнеров в СЗФО
Парус 25
Microsoft 11
Галактика 10
SAP 8
Oracle 3
Infor 2
Компас 1

Источник: CNews.Северо-Запад, 2007

Операция «внедрение»

По оценкам Игоря Чепуровского, генерального директора компании «Директория», в 2006 году питерский рынок внедрения бизнес-приложений вырос примерно на 20%, в основном за счёт малых и средних предприятий. Соответственно, главным двигателем роста стали малобюджетные проекты.

В компании «Галактика» отмечают, что с ростом отечественной промышленности, особенно предприятий ВПК, растут инвестиции, направляемые на их развитие, в том числе на установку корпоративных систем. Поэтому в прошлом году большинство внедрений данной ERP на Северо-Западе пришлось на машиностроительные и приборостроительные предприятия. Всего в 2006 году система «Галактика» была внедрена на восьми предприятиях. «Парус» в 2006 году в СЗФО внедряли в 9 компаниях — большинство из машиностроительной и пищевой отрасли.

Решения на основе MS Dynamics AX  и Navision по статистике, предоставленной интеграторами CNews, в основном внедрялись в магазинах и сетях розничной торговли. Всего в 2006 году  было внедрено около 30 бизнес-решений Microsoft в регионе. Таким образом, компания может считаться лидером на данном рынке. Это неудивительно, если учесть масштабы самого Microsoft, а также то, что решения компании ориентированы на средний, то есть наиболее массовый, сегмент.

Внедрения «тяжёлых» систем Oracle и SAP, в прошлом году ожидаемо оказались в единичных количествах (3 и 7 соответственно). Также неудивительно — позволить себе внедрения таких дорогих систем могут только крупные предприятия, например, «Северо-Западный Телеком» (Oracle) или Sunway, один из трёх крупнейших импортёров фруктов в России (SAP).

Система Infor (Baan) в прошлом году была внедрена в двух компаниях Северо-Запада: промышленно-строительной группе ЛСР и фармацевтической фирме «Полисан». У «Компаса» внедрений в СЗФО в 2006 году не было, но за этот период были подписаны договора на внедрение в 2007 году в двух местных филиалах  «Силовых машин» — «Электросила» и «Завод турбинных лопаток».

По-прежнему значительную долю сохраняют «самописные» корпоративные информационные системы (КИС), как написанные с нуля, так и системы на базе готовых решений, но с глубоко переработанной бизнес-логикой. Замена таких КИС происходит,  но не слишком активно. Предприятиям сложно от них отказаться, ведь на внедрение в свое время было затрачено много средств. К тому же, у бизнеса каждой отдельной компании свои особенности — готовые КИС необходимо перенастраивать. Участники рынка оценивает долю самописных КИС сегодня на предприятиях Петербурга в 30-40%.

Представительства иностранных компаний, в подавляющем большинстве случаев, ставят себе западные ERP-системы — обычно те, которые являются корпоративным стандартом штаб-квартир. Более того, известны случаи, когда для соответствия корпоративным стандартам по указанию из головного офиса меняли одну ERP на другую. Именно так на петербургском заводе «Хенкель-Эра» поменяли отечественный «Монолит» на немецкий SAP. С другой стороны, на МПБК «Очаково» систему Syteline успешно заменили на «Монолит».

Бюджет на интеграцию — по остаточному принципу

Бюджет проекта по внедрению КИС на предприятиях Северо-Запада обычно составляет от $100 до $400 тыс. Существуют и более дешевые проекты, причём не только по внедрению отечественных, но и западных систем. Правда, в проектах такого рода функциональность систем, во-первых, сильно урезана, а, во-вторых, требуется значительное участие в проекте внедрения персонала заказчика, причём реальное, а не декларируемое. Вообще же официальных проектов (с привлечением профессиональных консультантов) со значительным участием персонала заказчика значительно меньше, не более 10%.

Среди тех компаний, для которых бюджет критически важен, доля западных КИС составляет около 60%. У тех же, кто менее завязан на этом критерии, доля западных систем может достигать 80%. По мнению экспертов, отечественные продукты продолжают развиваться за счет доминирующего желания клиентов сэкономить на проектах, без учета реальной пользы решения для бизнеса.

Как отмечает региональный директор компании Columbus IT Russia по Северо-Западу Игорь Худяков, для большинства местных заказчиков цена является основным фактором. В основном собственники и директора финансируют ИТ пока по остаточному принципу  — «сколько не жалко». Далеко не всегда есть понимание, что новые технологии дадут экономический эффект. По признанию самих участников рынка, в данном отношении в Москве ситуация другая — там больше денег, выше потребность в КИС, и уже менее значим фактор цены. При этом специалисты на всех уровнях более продвинуты и понимают, зачем им нужны ИТ-решения.

Однако в целом прогресс в плане информатизации присутствует. Если ранее на предприятиях автоматизировали в первую очередь основные бизнес-процессы (финансы, бухгалтерию и т.д.), то теперь появился спрос на аналитические бизнес-приложения и системы внутреннего контроля.

Петербург против Москвы, маленькие против больших

Конкуренция на рынке достаточно жёсткая. Конкурируют как решения, так и компании,  внедряющие одни и те же системы. На местном рынке присутствуют не только местные игроки, но и филиалы московских компаний, причём последние обычно ведут себя более активно.

Московские и местные интеграторы по-разному оценивают деятельность друг друга. Игорь Худяков считает,  что у петербургских компаний вся ресурсная база сосредоточена на Северо-Западе, поэтому подход в работе сформирован зачастую на опыте, сложившемся с локальными заказчиками, в то время как московские и международные интеграторы имеют более широкий спектр заказов, а, значит, и больше экспертизы.

Коммерческий директор компании «Монолит-инфо» Алексей Жигулёв считает, что основным отличием петербургских интеграторов от московских является сосредоточенность последних в основном на продаже, а не на внедрении и получении результата (поэтому в вопросах проведения презентаций с ними трудно состязаться). Однако при обсуждении реальных вопросов ведения проекта консультанты петербургских интеграторов, имеющие богатый опыт серьезных проектов, всегда ведут на равных разговор со специалистами заказчика, что зачастую играет решающую роль в выборе поставщика решений.

На рынке среди интеграторов сильна конкуренция по ценам. Объясняется это тем, что помимо крупных компаний на рынке присутствуют небольшие, которые не могут конкурировать с лидерами по качеству, поэтому демпингуют. Рынок пока не преодолел стадию насыщения и на данный момент место здесь найдется всем — и крупным компаниям, и мелким.

Однако эксперты считают, что продажи на рынке системной интеграции продвигаются не столько менеджерами, сколько позитивными отзывами клиентов. Если таковых нет, то компании со временем придется уходить с рынка. При этом собственно слияний и поглощений на Северо-Западе не ожидается, так как у интеграторов здесь никаких стоящих активов, кроме персонала, по сути нет. Поэтому проще взять себе на работу персонал закрывающейся компании, если в этом есть целесообразность.

Кадры в дефиците

Данная сфера ИТ-бизнеса на Северо-Западе, равно как и другие, испытывает дефицит кадров, что приводит к конкуренции по зарплатам и к переманиванию специалистов. Особенно сильно ощущается нехватка опытных специалистов. Они склонны к оттоку по трём направлениям: заграница, собственный бизнес и уход в штат к предприятиям-заказчикам, которые хотят, чтобы их КИС поддерживали опытные специалисты. Компании часто стремятся сэкономить на стоимости внедрения и переносят затраты во внутренний фонд оплаты труда, переманивая кадры.

В компании GMCS отмечают, что сейчас многие приходят в эту сферу, чтобы быстро заработать, поэтому возникает дефицит качественных кадров. Генеральный директор компании «АНД Проджект» Илья Пантелеев отмечает, что выпускники вузов не обладают необходимой квалификацией в данной области для начала полноценной работы. На «доведение» студентов требуется до 1 года дополнительного обучения.

Ценность ИТ-консультанта, как известно, напрямую зависит от портфолио проектов, в которых он принимал участие, и качества выполненных им работ. Однако сейчас далеко не все претенденты обладают необходимыми компетенциями, отмечают участники рынка.

Сдерживающие факторы роста

Г-н Чепуровский предполагает, что в 2007 году рост рынка может быть меньше, чем  в прошлом году, так как количество успешно внедрённых проектов по прежнему незначительно. Только 50% руководителей петербургских компаний, согласно исследованиям «Директории», считают, что внедрение КИС привело к значимым улучшениям в бизнесе. С другой стороны, никаких принципиально новых технологий не возникло, а функциональность существующих продуктов значительно не эволюционирует. Такая статистика приводит к скепсису бизнеса относительно необходимости внедрения корпоративных систем, что, конечно, отрицательно влияет на рынок. Для того, чтобы рынок рос хорошими темпами, доля успешных проектов должна быть не менее 80%, считают эксперты.

Участники рынка признаются, что неудачи проектов во многом лежат на самих заказчиках, которые при принятии решения о внедрении КИС не ставят чёткой задачи, зачем им нужно решение, не представляют себе, как должен выглядеть результат. В таких случаях цель формируется как реализация определённого функционала — например, автоматизация финансового учёта, складского хозяйства и так далее. Для повышения шансов успешного внедрения проект должен иметь чёткие цели, непосредственно связанные с задачами компании — например, получение полной структуры себестоимости производимой продукции, обеспечение максимально быстрого реагирования на заявки клиентов.

У многих заказчиков, отмечают интеграторы, всё ещё нет понимания, что чем чётче они сформулируют задачу, тем эффективнее будет внедрение. Компании-заказчики же дают максимально размытые заказы на решения. Для исправления этой ситуации, по мнению экспертов, интеграторы должны не браться за любой подвернувшийся им проект, а смотреть, имеет ли руководство предприятия чёткое осознание, зачем им это нужно. Если руководители предприятия не понимают смысла внедрения, то необходимо предлагать им определиться с этим, и только потом начинать интеграцию. Тогда доля успешных проектов неизбежно вырастет, что приведёт к резкому росту рынка.

Даниил Иванов / CNews.Северо-Запад

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS