Обзор "ИТ в Санкт-Петербурге 2007" подготовлен
CNewsAnalytics

Рынок питерской компьютерной розницы растет за счет ноутбуков

Рынок питерской компьютерной розницы растет за счет ноутбуковПри всей сложности оценок северо-западного рынка компьютерной розницы его рост определяется экспертами примерно в 30%. При этом ключевые игроки идут с небольшим опережением, наращивая продажи за счет готовых ПК и ноутбуков.

«Серые» схемы мешают оценкам

Объём рынка компьютерной розницы в Петербурге «Финам» оценил в 2006 году в $600 млн, а темпы роста — в  24%. По мнению других игроков этот показатель составил 20-30%. В дистрибьюторе OCS, который является одним из ведущих игроков в этом секторе, сообщили, что рост продаж в 2006 году составил около 35%, что превышает, по словам представителей компании, среднерыночные темпы. Таким образом, можно считать, что 30% — верхняя оценка величины роста рынка компьютерной розницы Северо-Запада.

Точные оценки традиционно осложняются тем, что, помимо официальных каналов дистрибуции, существуют «серые» схемы — в обход растаможивания. Одной из причин возникновения серых схем является то, что у вендоров существуют определённые преференции для европейских и американских дистрибьюторов, а российские розничные компании не имеют права закупать у них товар, так как для этого существуют официальные российские дистрибьюторы. Оценить долю «серых» поставок сложно, для этого необходимо получить информацию или от европейских и американских дистрибьюторов, или от местных ритейлеров, которые, естественно, её раскрывать не желают.

Динамика розничного рынка серьезно зависит от появления новых технологий, которые вызывают волну потребительского спроса. Он может быть обусловлен обновлением парка машин, как в сегменте B2B, так и в B2C. Последний подобный всплеск, по словам участников рынка, произошёл в начале 2007 года. Именно тогда на процессоры Core 2 Duo установилась приемлемая для массового потребителя цена (сами процессоры появились летом 2006 года). При этом в январе-феврале наблюдался серьёзный дефицит на такие процессоры, а в марте ситуация нормализовалась. Дефицит, по словам участников рынка, объясняется тем, что изначально западные вендоры, в том числе и Intel, стремятся удовлетворить спрос в США и Европе, и только потом в других регионах, в том числе и в России.

Дистрибьюторы стали добрее

На условиях анонимности игроки местного рынка рассказали CNews, что одной из важных тенденций 2006 года стало то, что дистрибьюторы значительно улучшили обслуживание  небольших игроков рынка. Ранее на такие компании часто просто не хватало менеджеров по продажам — дистрибьюторы сокращали их число в целях экономии и работали в основном с крупными сетями. Сейчас появилась тенденция — охватить как можно больше игроков, в том числе и небольших, несмотря на то, что их осталось не так много. По мнению опрошенных CNews, дистрибьюторы опасаются того, что крупные сети будут вертикально интегрироваться и сами заниматься поставками из-за рубежа, лишив их тем самым значительной доли рынка.

Вице-президент компании OCS Роксана Янборисова считает такие перспективы маловероятными: «Крупная и средняя розница имеет непосредственные контакты с производителями, для нее разрабатываются специальные маркетинговые программы, в том числе индивидуальные, она пользуется разными видами поддержки со стороны производителей. Отсутствие прямых поставок от производителя нисколько этому не мешает. Параллельно розница пользуется поддержкой дистрибьютора, его кредитными линиями, маркетингом». По ее мнению, существенно проще решать финансовые вопросы с дистрибьютором, чем с вендором.

«Бытовики» и «компьютерщики» унифицируются

Доля продаж компьютерной техники в сетях бытовой электроники растёт. Так, в компании «Калинка» она составляет 15-20%, а год назад  — около 12%. Ориентирование «бытовиков» на менее продвинутого потребителя влияет и на ассортимент продаваемых там ноутбуков. В сетях бытовой техники лучше представлены ноутбуки производителей Acer, Samsung, LG. А технологически более «навороченные» Asus, Sony, Fujitsu-Siemens — в специализированных компьютерных магазинах.  

Директор по маркетингу компании «Кей» Александр Хомяков отмечает, что основной тенденцией 2006 года стала всё большая унификация товаров. По его словам, компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, стирается разница между ассортиментом бытовиков и компьютерной розницы — телевизоры, фотоаппараты, мр3-плееры, dvd-проигрыватели и принтеры можно купить, как у тех, так и у других.

Покупатели предпочитают готовую сборку

Всё большую долю в продажах компьютеров занимают готовые ПК, вытесняя сборку на заказ. В специализированных сетевых магазинах доля продаж готовых ПК составляет от  50% (Ultra Electronics) до 90% («Цифры»). Как уже отмечалось выше, в сетях бытовой техники продаются только готовые ПК. Тем не менее, сборка под заказ не исчезнет, полагают аналитики, но будет постепенно сокращаться до 10%. Как отметили в компании Ultra Electronics, при увеличении спроса на готовые ПК, продажи комплектующих или сохраняют прежний объём или даже снижаются. В 2007 году в компании ожидают увеличения доли продаж готовых ПК до 90%.

К компьютерам западных брендов в основном проявляют интерес корпоративные заказчики, особенно представительства западных компаний, у которых  тот или иной бренд может быть корпоративным стандартом. У домашних пользователей компьютеры западных производителей непопулярны, в силу своей высокой цены, при аналогичной конфигурации с системами местных сборщиков. В «Кее» пробовали продавать ПК западных брендов, но потом от них отказались именно по этой причине. Средняя же цена проданного в 2006 году компьютера вместе с монитором составила $650-$800, причём этот показатель одинаков как для специализированных компьютерных магазинов, так и для магазинов бытовой электроники.

Двигатель роста — ноутбуки?

В «Кее» отмечают, что наибольшие темпы роста продаж в 2006 году показали ноутбуки, а вот темпы роста продаж десктопов и принтеров оказались ниже, чем в 2005 году. Схожие данные приводит и OCS. У этого дистрибьютора ноутбуки в 2006 г. показали наивысшие темпы роста. В частности, в 3 раза выросли продажи мобильных систем Fujitsu Siemens, в 2,5 — Acer.

По данным Андрея Годунова, директора компании NB Company, специализирующейся на продаже ноутбуков в Петербурге, средняя цена проданного в магазинах компании ноутбука изменялась за последнее время следующим образом: 2005 год — 1530$, 2006 г. — 1492$, 2007 г. — 1563$. По данным NB Company, наибольшей популярностью пользовались ноутбуки в ценовом диапазоне 25-35 тыс. рублей, на которые пришлось 26,32% в общих продажах. Ноутбуки в ценовых категориях до 45, 55 и 65 тыс. руб. занимали 18,74%, 10,64% и 10,53% соответственно. Наименьшей популярностью пользовались ноутбуки по цене до 115 тыс. руб. — 0,12%. В NB Company отмечают, что 2006 год, с одной стороны, существенно увеличил долю продаж бюджетных ноутбуков, а с другой — долю дорогой имиджевой техники. Таким образом, хотя средняя стоимость ноутбука почти не изменилась, произошло существенное перераспределение долей техники в разных ценовых сегментах.

Участники рынка отмечают, что существенно увеличилась доля покупателей, рассматривающих ноутбук как бытовую технику, для которых эргономические показатели по приоритету стоят выше технических характеристик. Но при этом по-прежнему доминирующими покупателями ноутбуков, как и ранее, являются бизнес-пользователи, ИТ-специалисты и покупатели мультимедийных центров для дома. Кроме того, в последнее время набирают популярность точки доступа WiFi, которые покупаются домой — для беспроводной «раздачи» интернета домашним компьютерам и ноутбуку.

Директор по маркетингу компании Ultra Electronics Анастасия Воротникова рассказала, что в 2006 году еще ярче проявила себя тенденция повышения уровня жизни населения российских мегаполисов: значительно выросли продажи дорогих цифровых устройств и модных гаджетов. В структуре продаж периферии эта тенденция отразилась на увеличении спроса на МФУ и ЖК-мониторы большой диагонали. Стимулированию данного спроса способствуют также усилия производителей по продвижению своих товаров, которые грамотно преподносят новинки и умеют донести информацию о появлении новых устройств до потребителя. При этом они активно работают с продавцами по продвижению именно той техники, которую выгодно продавать.

Даниил Иванов / CNews.Северо-Запад

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS