Обзор "ИТ в Санкт-Петербурге 2007" подготовлен
CNewsAnalytics

Роксана Янборисова: Последние два-три года именно регионы являются основными точками роста ИТ-бизнеса

Роксана ЯнборисоваО факторах, оказавших влияние на российский рынок ИТ-дистрибуции, о преимуществах и проблемах ведения дистрибуторского бизнеса в Северо-Западном регионе в интервью CNews рассказывает  вице-президент OCS Роксана Янборисова.

CNews: Какие изменения претерпел дистрибьюторский рынок и бизнес ИТ-дистрибьюторов в России за последние годы?

Роксана Янборисова: На мой взгляд, произошли существенные изменения. С одной стороны, устойчивый рост ИТ-рынка во всех сегментах потребления послужил фактором роста ряда сильных компаний-дистрибьюторов. С другой стороны, именно в последние год-два несколько известных игроков дистрибуторского рынка потеряли часть его доли, их позиции ослабли, некоторые ушли в нишевую дистрибуцию. Однако я не думаю, что их сегмент просто перераспределится между растущими игроками — «свято место пусто не бывает». Скорее всего, на их месте должен вырасти новый игрок.

Бизнес крупных дистрибьюторов стал еще более структурированным и профессиональным, Они стремятся найти для себя новые рыночные сегменты и направления. На рынке появляются новые сервисы для канала: например, в 2006 году масштабным явлением стал факторинг. Чрезвычайно важно, что ИТ-дистрибуция стала более «цивилизованной» — как профессиональное сообщество. Мы научились вести друг с другом диалог, необходимый для решения общерыночных вопросов.

Некоторое влияние на российский бизнес, в том числе и на ИТ-отрасль также оказывает решение о вступлении России в ВТО. Крупные ИТ-холдинги (а OCS относится к крупнейшему из них — НКК) готовятся к будущим изменениям в макроэкономике. Компании движутся к открытости — для повышения своей инвестиционной привлекательности, для рассмотрения вариантов получения инвестиций для своего развития.

CNews: Насколько динамично, на ваш взгляд, развивается рынок ИТ-дистрибуции на Северо-Западе? Какие факторы стимулируют его рост, на ваш взгляд?

Роксана Янборисова: Нас часто спрашивают о развитии бизнеса в регионах, и это не удивительно. OCS — широкопрофильный дистрибьютор, имеющий 16 офисов в стране и присутствующий во всех регионах России. И, наверное, мы одними из первых чувствуем тенденции, назревающие на региональных рынках.

Последние два-три года именно регионы являются основными точками роста ИТ-бизнеса. Здесь появилось финансирование, а уровень насыщения рынка ИТ-решениями по-прежнему существенно ниже, чем в Москве. Так, по данным компании EIUнасыщенность рынка «обычными» персональными компьютерами в среднем по России составляет всего 13%. Для сравнения: в Москве уровень насыщения ПК составляет 49.5%, а в Европе — 71%. Что уж говорить о более высокотехнологичных решениях.

Что касается ИТ-рынка Северо-Запада, то важным фактором роста стало повышение уровня инвестиций, увеличение финансовых потоков и, как следствие, увеличение потребностей в информатизации государственных органов и производственных предприятий. Помимо количественных изменений, наблюдаются и качественные перемены в сегменте проектной дистрибуции. Реализуемые на предприятиях проекты информационных инфраструктур стали более интересными с технической точки зрения. Средние и крупные предприятия от «кусочной» автоматизации постепенно переходят на комплексные решения. Соответственно, изменяются запросы наших партнеров-системных интеграторов.  В остальном — факторы роста рынка Северо-Запада совпадают с общероссийскими: основные из них — это быстрое развитие локальных розничных сетей и усиление федеральных ритейлеров.

CNews: С какими специфическими сложностями сталкивается на петербургском рынке федеральная компания, базирующаяся в Москве?

Роксана Янборисова: Традиционно рынок Санкт-Петербурга — закрытая для «внешних» игроков территория, причем это относится не только к ИТ-рынку.  Московские дистрибьюторы, несмотря на предпринимаемые усилия — а в прошлом году они, можно сказать «вели поход на Санкт-Петербург» — не смогли занять здесь существенной доли. И федеральные игроки «местного происхождения» чувствуют себя в Питере гораздо увереннее. Собственно, ничего удивительного в этом нет. Москвичи пытаются придти на питерский рынок «наскоком», не вкладывая существенных ресурсов и не создавая развитой инфраструктуры. Я думаю, что OCS также потерпела бы неудачу в Москве, если бы еще в 1995 году не начала «пускать корни» в столице. Сегодня численность сотрудников нашего петербургского и московского офисов примерно одинакова.

Кроме того, давайте не забывать о том, что Петербург — единственный из крупнейших городов европейской части России, имеющих непосредственный выход к морю. Не использовать преимущества наличия крупного порта было бы странно. В первую очередь это ускоряет логистику. Но это далеко не единственный плюс.

CNews: Как развивается ваш бизнес в Санкт-Петербурге? Какая доля выручки приходится на локальные продажи?

Роксана Янборисова: По итогам 2006 года на Санкт-Петербург пришлось 17% объема продаж OCS. Несмотря на то, что эта доля последние несколько лет почти не меняется, мы довольны развитием бизнеса OCS на Северо-Западе. Поскольку темпы роста объема наших продаж остаются высокими (35% в 2006 году) и значительно опережают среднерыночные, значит и доля OCS на рынке Cеверо-Запада также растет.

Да и вообще 17% — это весьма существенная цифра. По некоторым оценкам, экономика Санкт-Петербурга занимает около 12-14%  в масштабах страны. Так что уровень нашего присутствия в Питере явно высок.

CNews: Какие из продуктовых направлений вы считаете наиболее перспективными? На каких из них вы делаете основной акцент?

Роксана Янборисова: На мой взгляд, совершенно неправильно ставить вопрос об акцентах. OCS- широкопрофильный дистрибьютор с лучшим в стране продуктовым портфелем международных производителей А-класса. Мы строим бизнес по принципу «выделенных» по каждой линейке менеджеров по продукции и менеджеров по развитию бизнеса. Каждая линейка — зона нашего внимания и усилий, по каждой имеются свои планы, причем вполне амбициозные.

Можно говорить о наиболее быстрорастущих и о наиболее перспективных, на наш взгляд, линейках. Наиболее быстрорастущий сегмент среди volume-товаров — мобильные компьютеры. Среди проектных ИТ-решений наиболее перспективными нам видятся решения хранения и управления информацией, включая инфраструктурное ПО.

CNews: Какие вертикальные сегменты являются для вас целевыми на Северо-Западе?

Роксана Янборисова: Наши партнеры — это ИТ-компании. Они работают на всех вертикальных сегментах. OCS развивает два направления: VAD-дистрибуцию, где мы работаем с ИТ-компаниями, специализирующимися на разных сегментах корпоративного рынка, и volume-дистрибуцию, во многом ориентированнную на работу с розничными партнерами. Второе направление у нас более молодое, оно развивается опережающими темпами.

CNews: Каковы ваши стратегические планы развития в этом регионе на 2007 год?

Роксана Янборисова: Экстенсивное развитие в Петербурге для нас практически исчерпано — партнерская сеть в северной столице у OCS очень широка. Мы будем концентрироваться на интенсивном пути — укреплять и расширять плотную, продуктивную и взаимовыгодную работу с нашими давними партнерами.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS