Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Corbina Telecom

Александр Малис: На полное вытеснение стационарной связи мобильными коммуникациями уйдет никак не меньше нескольких десятилетий

Александр МалисИнтервью корреспонденту CNews.ru дал Александр Малис, вице-президент компании Corbina Telecom.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, являются ключевыми на телекоммуникационном рынке России в 2003 году?

Александр Малис: Ключевым процессом на российском телекоммуникационном рынке в 2003 году, на мой взгляд, стала консолидация операторов проводной связи, как входящих в АФК «Система», так и в холдинг Golden Telecom («Альфа Груп»). Кроме того, не менее важной тенденцией можно назвать наблюдавшийся рост числа абонентов сотовой связи. Именно в 2003 году мы увидели настоящий бум мобильной связи, началось ее развитие как максимально массовой отрасли. О взрывном развитии рынка сотовой связи много говорилось и до 2003 года, но именно в прошлом году это стало реальностью.

Любой человек, зарабатывающий хоть какие то деньги, уже имеет собственный мобильный телефон. Несмотря на то, что часть населения использует сразу два мобильных телефона или имеет контракты в нескольких компаниях, в прошедшем году количество пользователей, разговаривающих по мобильному телефону, начало исчисляться десятками миллионов, и это знаковое событие. Мобильная связь уже сейчас является заметной частью бизнеса Corbina Telecom, и она значительно выросла в прошлом году.

На мой взгляд, развитие сотовой связи может заметно сказаться на бизнесе проводных операторов, однако произойдет это не так быстро, как иногда об этом говорят. До сих пор мобильный телефон не стал полноценной альтернативой стационарному аппарату, не говоря уже о том, что высокоскоростной интернет пока доступен только для стационарных абонентов. Я считаю, что через некоторое время мобильные коммуникации полностью вытеснят стационарную связь. Однако на это уйдет никак не меньше нескольких десятилетий. Развитие отрасли телекоммуникаций идет в направлении персонализации.

Все идет к тому, что средства коммуникаций становятся все ближе и ближе к человеку. В начале для того, чтобы пообщаться, необходимо было собрать несколько человек. После для обмена мнениями требовалось лишь снять трубку и попросить барышню. На сегодня телефон всегда находится при себе. Вопросом нескольких десятков лет является такое преобразований средств коммуникации, что они станут просто встроенными в человека. Если уже сейчас люди готовы носить на ухе большой, но беспроводной наушник с Bluetooth, который странно выглядит и явно не очень удобен, то почему бы через некоторое время не прийти к тому, что бы его попросту вживлять?

CNews.ru: Ваша компания позиционирует себя на рынке как универсальный оператор связи. Насколько это оправдывается в российских условиях и насколько такая практика характерна для операторов, работающих на рынках других стран?

Александр Малис: Мы считаем, что подобный подход к позиционированию на рынке является нашим конкурентным преимуществом, которое полностью оправдывается. Как оператор мы можем предложить для любого клиента такой набор услуг, который будет максимально удовлетворять его потребности. В итоге клиент получает именно те услуги, которые будут представлять для него наиболее выгодное соотношение цены, качества и возможностей развития. Когда открывается, например, туристическое бюро, ему необходимы телефоны и доступ в интернет. В интернет-компании такому клиенту предложат качественный интернет и, возможно, IP-телефонию. В телефонной компании будет предложен не совсем хороший или просто дорогой интернет и хорошие стационарные телефоны. У мобильного оператора можно получить свой комплекс услуг. Универсальной услуги, пригодной для любой компании, не существует, поэтому у нас так много направлений деятельности. Большому туристическому агентству мы сможем предложить одни потенциальные решения, для маленького — другие. Для компании, обслуживающей VIP-клиентов, мы предложим третье решение, которое позволит ему работать именно с его кругом заказчиков.

Владея всеми технологиями сразу, Corbina Telecom предлагает максимальное количество возможностей, и эта универсальность помогает нам сделать услугу максимально индивидуальной. В результате появляется не выбор из пяти стандартных вариантов, имеющихся у всех, а услуга, которая по нашему экспертному мнению, за меньшие расходы позволяет получить максимум возможностей.

Мы уверены в том, что с течением времени наши преимущества как универсального оператора будут только сохраняться, и мы постоянно расширяем нашу универсальность. Конечно, необходимо понимать, что мы не беремся за все подряд. Образно говоря, мы не красим окна, но у нас есть хорошие знакомые, которых мы порекомендуем. Даже за спутниковой связью нашему клиенту не придется идти в другое место, а если его требования к услугам связи не относятся, мы можем порекомендовать тех, кто сделает это дешевле и лучше.

В случае существования холдинговой структуры из нескольких специализированных компаний, для эффективного ведения бизнеса возникает необходимость иметь еще одну компанию-интегратора, которая будет предлагать клиенту весь набор услуг. Кроме того, при такой организации необходим и самостоятельный консалтинг. Все эти структуры должны получать собственную прибыль, что заметно увеличивает стоимость конечных решений. Мы считаем, что эффективнее управлять всем сразу в рамках единой компании, и видим, что остальные операторы потянулись за нами по этому пути, консолидируя бизнес. Мы прошли этот путь несколько раньше.

CNews.ru: Как изменилась структура доходов компании Corbina Telecom в 2003 году? С чем это было связано?

Александр Малис: Структура доходов, как это ни странно, в прошлом году практически не изменилась. По сравнению с 2003 годом почти все подразделения выросли одинаково, а общий оборот увеличился почти в 2 раза. Для нас самих был достаточно удивителен такой равномерный рост всех направлений с сохранением процентного соотношения видов бизнеса.

В основном, по моему мнению, такое развитие связано с тем, что на рынке существует значительный неудовлетворенный спрос. Во-первых, это спрос на сами услуги связи. У многих компаний до сих пор нет хорошего стационарного телефона, либо интернета, или требуется мобильная связь. Если что-то уже есть, часто необходимо значительное улучшение качества услуги — количество телефонных линий перестало удовлетворять потребности бизнеса, либо скорости доступа в интернет 128 Кбит/с уже мало и необходимо что-то совсем другое. Третьим направлением является то, что все еще существует очень серьезный неудовлетворенный спрос по ценовым параметрам. То есть уже есть и хороший телефон, и интернет, но цена за это превышает возможности или желания клиента. Как универсальный оператор, Corbina Telecom имеет возможность работать во всех трех нишах, что и привело к такому гармоничному развитию в прошедшем году.

CNews.ru: Насколько активно развивается в компании IP-телефония?

Александр Малис: Для нас IP-телефония является всего лишь технологической вещью, а не отдельным направлением деятельности. Мы используем IP для оказания различных услуг связи, в том числе телефонной. Многие компании гордятся наличием IP-телефонии, заявляя о такой услуге, как о конкурентном преимуществе. Corbina Telecom идет по другому пути, используя эту технологию в рамках комплекса услуг. На сегодняшний день с помощью IP пересылается от 15% до 20% нашего телефонного трафика. С течением времени эта доля растет, но незначительно. Мы не ожидаем никакого взрывного роста в этом направлении. Рост доли IP идет по мере появления нового оборудования, его удешевления, и так далее. Однако, по нашим прогнозам, со временем основной объем трафика будет передаваться по сетям с пакетной передачей данных.

CNews.ru: Насколько динамично развивается в компании направление мобильной связи? За счет каких преимуществ удается конкурировать с операторами «большой тройки» и оставаться на настолько конкурентном рынке?

Александр Малис: Мобильная связь является отдельным и очень заметным направлением деятельности Corbina Telecom. На конец 2003 года мы подключили к нашей сети уже около 40 тысяч абонентов. Конечно, по сравнению с «китами» это может показаться очень незначительной цифрой, ведь на массовом рынке счет идет на миллионы. Однако у нас высокий доход от абонента, более $65 в месяц, и эти показатели точно укладываются в наш бизнес-план. Всего же мы планируем подключить к нашей сети 75 тысяч абонентов. Однако мы не спешим, и это делается для того, чтобы не перегрузить сеть и достичь максимального качества услуг для каждого клиента. К июню-июлю планируемая цифра будет достигнута, и мы намерены завершить процесс новых подключений.

Прежде всего, это связано с техническими возможностями сети. Corbina Telecom приобрела сеть DAMPS, рассчитанную на обслуживание 500 тыс. абонентов с обычной для сотовых сетей интенсивностью разговоров. Однако мы подключаем наших абонентов по безлимитным тарифным планам, что приводит к значительно большей нагрузке на сеть. Именно для сохранения качества обслуживания мы и намерены перестать подключать новых абонентов.

О прямой конкуренции с операторами «большой тройки» в данном случае говорить нельзя, ведь мы занимаемся подключением очень активных корпоративных абонентов. Это очень узкий сегмент, на котором мы играем значимую роль. Общее число таких абонентов оценивается всего в несколько сотен тысяч, и наша доля на нем достаточно велика. Тарифные планы компании с течением времени практически не меняются. Если абоненты нам заявят, что они устарели, то тарифы будут подвергнуты корректировке.

Кроме того, абонент нашей мобильной сети очень лоялен. Отток клиентов присутствует у любого оператора, но у нас он исчисляется десятками человек в месяц, тогда как приток новых — тысячами.

Мы планируем, что в 2004 году направление оказания услуг сотовой связи будет занимать от 39 до 49% в доходах нашей компании.

CNews.ru: Какое направление (направления) деятельности компании развивалось в прошедшем году наиболее активно? Какие из них вы намерены развивать в 2004 году?

Александр Малис: Очень активно и результативно мы развивали стационарную связь. За год было проложено почти 500 км оптического кабеля, тогда как в начале года оптоволоконная сеть компании находилась в зачаточном состоянии. К концу года она уже покрывала практически весь город. Также мы уделяли большое внимание строительству собственной сети и в Московской области. В результате сейчас мы присутствуем почти в каждом крупном городе региона.

На 2004 год у нас большие планы по развитию в регионах России. Это связано с тем, что именно там мы до сих пор работали действительно мало и пока не добились каких-то особых успехов. Это направление стало для нас приоритетным в новом году. На сегодня у Corbina Telecom 42 лицензионных региона, в которых мы можем оказывать услуги фиксированной связи, и во всех надо активно работать. Главным препятствием в регионах для нас остаются трудовые ресурсы. Магистральные каналы между регионами на сегодня не являются проблемой, их было построено достаточно много, и всегда можно найти недорогие мощности. Технической проблемой является связь внутри города, привязка к местной телефонной сети, и именно этому придется уделять большое внимание.

Кроме того, планируется уделять внимание развитию стационарной и мобильной телефонии там, где мы уже присутствуем. Будут осуществляться работы по увеличению мощности сети сотовой и фиксированной связи, улучшаться качество услуг, устанавливаться новое оборудование.

Все это потребует серьезных вложений. Стратегией Corbina Telecom в инвестировании денег является быстрая окупаемость. В течение года вложенные деньги должны вернуться обратно.

CNews.ru: Когда компания рассчитывает начать получать прибыль от ведения бизнеса в регионах?

Александр Малис: Мы очень надеемся, что в 2004 году, к середине или, в крайнем случае, к концу года, мы получим заметные доходы от бизнеса в регионах. Как и в Москве, в регионах мы намерены ориентироваться на фиксированную связь для крупных корпоративных клиентов.

CNews.ru: Каких изменений, на ваш взгляд, следует ожидать на рынке телекоммуникаций России в 2004 году? Куда будет двигаться Corbina Telecom?

Александр Малис: Я думаю, что тенденции 2003 года продолжатся, и самые расторопные компании смогут получить весьма значительные доходы в этом году. Будет продолжаться и консолидация операторов фиксированной связи. Что касается мобильной связи, я считаю очевидным тот факт, что наш рынок еще не достиг порога насыщения. Рост доходов, в первую очередь в регионах России, будет приводить к увеличению абонентской базы операторов в течение всего года. Может быть, это будет происходить не так революционно, как в 2003 году, но стоит ожидать серьезного увеличения числа абонентов. В нашей компании мы ожидаем результатов, схожих по объемам роста с 2003 годом, причем рост будет происходить как в Москве, так и в регионах. Мы намерены проводить активную политику экспансии в области доступа в интернет, и большие надежды возлагаем на новую программу подключения к оптическим линям связи по всей Москве. Конкуренты пока позволяют нам очень активно привлекать абонентов. Москва до сих пор ненасыщенный рынок, причем по всем трем направлениям, о которых я уже упоминал. Это выглядит странно, потому что мы постоянно слышим о жесточайшей конкуренции между операторами.

Действительно, конкуренция существует, и весьма жесткая, однако до сих пор присутствует широкий пласт абонентов, которые совершенно ничего не знают о современных услугах связи. К ним просто не пришли и не рассказали о том, что сегодня можно получить в области современной связи. Кроме того, существует очень широкий пласт абонентов, которые раньше находились в «неудобных» для операторов местах. Как следствие, они не могли получить современные услуги связи. К сегодняшнему дню произошло серьезное развитие технологических возможностей операторов, и такие клиенты получили возможность подключения к альтернативным сетям. Кроме того, появился новый пласт абонентов, которым материальное положение до 2003–2004 года просто не позволяло получать качественные услуги связи. В связи с ростом экономики и их собственного бизнеса они стали понимать, что уже есть деньги на хорошую связь. Если раньше фирма, которая устанавливала железные двери силами 10 мастеров, просто не думала о цифровой телефонии, то теперь в ней работает 100 человек, и им уже необходимы новые услуги связи. У нас пошел «второй эшелон» потребителей качественных услуг связи, пока еще незаметный для «китов» рынка, но очень значительный для нас.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS