Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

DIXIS

Олег Семечкин: Мы докажем регионам, что цена телефона — не главное

Олег СемечкинМобильный телефон из символа престижа превращается для россиян в привычное средство связи — «трубки», без которых большинство жителей столиц уже не может обходиться, теперь появляются в самых отдаленных регионах России. О том, что происходит на российском рынке сотовой связи, какие факторы влияют на продажи телефонов, и какие трубки выбирают россияне, CNews.ru рассказал Олег Семечкин, президент группы компаний DIXIS.

CNews.ru: Какие ключевые изменения произошли на российском рынке сотовой связи в этом году?

Олег Семечкин: Этот год стал годом экспансии крупнейших сотовых операторов в регионы России. В настоящее время «битва за абонентов» перешла из Москвы и Питера в российскую глубинку. Вслед за операторами в регионы потянулись и крупнейшие сети салонов связи. Рынок сотовой розницы медленно, но целенаправленно приобретает, не хаотичный, а логически выверенный с точки зрения ведения бизнеса характер. Крупнейшие продавцы сотовых телефонов выступают активными участниками этого процесса. Дилеры наконец-то осознали, какой вред им наносит фрод — продажа контрактов, которые потом выбрасываются. В результате недавно шесть крупнейших сотовых дилеров подписали письмо к компаниям-операторам, суть которого состоит в том, чтобы изменить схему выплат дилерских вознаграждений, которая позволит избавиться от «нечистоплотных» игроков на этом рынке.

 
Из других событий этого года стоит отметить падение цен на «продвинутые» трубки. Телефоны с цветным дисплеем и полифоническими мелодиями стали массовыми, популярными, и цены на такие модели приблизились к средней отметке, а на ряд телефонов цена даже упала ниже среднего уровня.

CNews.ru: Можно ли утверждать, что в России основная масса покупателей предпочитает недорогие мобильные телефоны, стоимостью до 100 долларов? Стоит ли ожидать заметного роста спроса на более дорогие модели в 2004 году?

Олег Семечкин: Поскольку в настоящее время рост продаж наблюдается в регионах России, большинство из которых традиционно обладают низкой покупательской способностью по сравнению со столицами, то можно сказать, что в регионах предпочитают телефоны в пределах 100 долл. Аппараты с цветными дисплеями здесь будут пользоваться массовым спросом при условии, что они будут стоить дешевле 120 долл. В Санкт-Петербурге также наиболее популярны модели телефонов в пределах 100–120 долл.. Что касается Москвы, то здесь несколько иная ситуация: есть два типа покупателей. Первый тип — это люди, которые покупают телефон впервые и рассчитывают на его приобретение потратить в районе 100 долл. Второй тип — люди, которые активно замещают старые модели телефонов на новые, более дорогие. Средний цикл жизни телефона в Москве 6–8 месяцев, в регионах этот показатель составляет полтора года.

В Москве уровень проникновения сотовой связи оценивается в 65%, в Питере он также значительный — 53%. В этих городах действительно будет рост интереса к более дорогим трубкам, у которых больше возможностей, больше функций — цветные дисплеи, полифонические мелодии.

CNews.ru: Какие модели сотовых телефонов были хитами продаж в последние месяцы текущего года? В чем, на ваш взгляд, причина успеха именно этих моделей?

Олег Семечкин: В прошедшие месяцы наиболее популярными моделями телефонов были Motorola T190, Motorola C350, Sony Ericsson T100 и Sony Ericsson T610. Популярность этих моделей можно объяснить тем, что Motorola T190 и Sony Ericsson T100 — это модели нижней ценовой категории — прекрасные телефоны для тех, кто не имеет достаточно много денег, но хочет пользоваться мобильной связью, для тех, у кого телефон появился впервые в жизни. Также эти телефоны — хороший подарок детям. Motorola C350 стала популярна благодаря тому, что при сравнительно небольшой цене (порядка 120 долл.), этот телефон имеет цветной дисплей, полифонические мелодии и другие современные функции, которые реализованы в более дорогих моделях.

В последнее время набирает популярность Sony Ericsson Т610 — это модель бизнес-класса, при небольших габаритах телефон имеет встроенную фотокамеру. Однако ажиотаж вокруг этой модели связан не только с рекламой телефона, но и его дефицитом в продаже

CNews.ru: Известно, что некоторое время назад через сеть ваших магазинов, для детей покупалось порядка 10% всех мобильных телефонов. Как изменилось это соотношение продаж в последнее время?

Олег Семечкин: В последнее время это соотношение никак не изменилось. Данный показатель является сезонным фактором: продажи для детей вырастают в конце и в начале учебного года, также, возможно, будет всплеск продаж телефонов в подарок детям накануне Нового года. Но этот период характерен вообще для всплеска продаж, поэтому вычленить продажи телефонов именно в подарок детям будет достаточно сложно.

CNews.ru: Насколько остра, на ваш взгляд, проблема «серого рынка» мобильных телефонов в России в настоящее время?

Олег Семечкин: Доля «серого» рынка постепенно снижается. «Серые» телефоны, безусловно, доставляют немало хлопот их пользователям особенно в том, что касается качества сервисного обслуживания. Но покупатели в последнее время предпочитают покупать телефоны, сертифицированные для продажи в России и имеющие гарантию производителя.

CNews.ru: С чем, на ваш взгляд, связано сокращение «серого рынка»?

Олег Семечкин: Объем «серого» рынка, действительно, сокращается. Это связано с целым рядом причин, и, в первую очередь, с отсутствием должной сервисной поддержки «серых» телефонов при практически одинаковой цене на «серые» и «белые» трубки. При этом, эта небольшая разница в цене покупателем «белого» телефона компенсируется тем, что, приобретая телефон, покупатель уверен в том, что в случае каких-либо проблем с аппаратом он сможет его сдать в гарантийный ремонт. При этом, повышается «культура потребления», особенно это заметно в Москве. Покупатели хотят получать повышенный уровень сервиса, который не доступен при покупке «серого» оборудования.

В последние два месяца стал заметным «серый» рынок определенных, самых популярных, моделей. Это связано с отсутствием у многих производителей достаточного количества телефонов, предназначенных для продаж в России. Каждый производитель поставляет на российский рынок телефоны по определенному графику, и когда спрос на определенные модели есть, а удовлетворять его за счет «белых» поставок не удается, некоторые, в основном мелкие, импортеры пытаются приобрести популярные модели «на стороне». Однако серьезные компании понимают, что это тупиковый ход, потому что после продажи этих телефонов обеспечить их сервисную поддержку невозможно. Так что в дальнейшем объемы «серого» рынка буду только сокращаться.

CNews.ru: С каким опозданием, по вашей оценке, в среднем, попадают новые модели сотовых телефонов на российский рынок?

Олег Семечкин: В среднем опоздание составляет от полутора до трех месяцев. Это происходит из-за проблем, связанных с сертификацией новых моделей. Производитель сталкивается с проблемой временного характера — он получает сертификат значительно позже, чем ему хотелось бы. Однако есть компании, которые ухитряются решать эту задачу заранее, привозя образцы для сертификации за два месяца до планируемого запуска модели на рынок.

По отгрузкам практически нет сейчас разницы между Европой и Россией. Надо отметить, что производители уже не отодвигают Россию на второй план, сейчас Россия, напротив, становится приоритетным рынком, все понимают, что это быстро растущий рынок с большим потенциалом.

CNews.ru: Какова ваша рыночная доля? Как менялась динамика оборота вашей компании в последние 2–3 года?

Олег Семечкин: За последние три года компания стабильно ежегодно удваивает оборот. Так, в 2000-м году наш оборот был незначительным, он оценивался примерно в 10 млн. долл., в 2001-м году произошел резкий скачок до 50,1 млн., в 2002-м году этот показатель составил 110 млн., в этом году мы ожидаем, что оборот будет на уровне 200–220 млн. долл. При этом в Москве, по независимым оценкам, наша доля составляет 8–10%, а в Санкт-Петербурге превышает 15%. И в дальнейшем мы планируем свою долю увеличивать. На сегодняшний день DIXIS является крупнейшей розничной сетью в Санкт-Петербурге. В следующем году мы планируем больше развиваться в регионах, и будем стараться обеспечить присутствие на рынках городов миллионников в размере 10% рынка.

CNews.ru: Бытует мнение, что сотовая связь станет «убийцей» традиционной проводной связи. Каким будет уровень проникновения сотовой связи в России в ближайшие годы?

Олег Семечкин: Что касается Москвы и Питера, то уровень проникновения в этих городах превысил 50%. Для европейских городов нормальный уровень penetration составляет 75%, для скандинавских стран еще выше. В Москве количество сотовых телефонов превысило количество проводных, здесь уровень проникновения сотовой связи оценивается в 65%, а в Санкт — Петербурге 53%

Что касается всей России, то в регионах уровень проникновения не может быть однородным: в каких-то регионах он выше, в каких-то — ниже. Я полагаю, что в среднем по России величина проникновения в 40% будет критичной. Вряд ли мы сможем в ближайшие несколько лет превысить эту планку. Во многом глубина проникновения сотовой связи обусловлена доходом на душу населения. Последние исследования телекоммуникационных аналитиков, опубликованные на прошлой неделе, показывают, что количество сотовых телефонов в России уже превысило количество проводных. По данным AC&M Consulting, в России 31,5 млн. фиксированных телефонов, а количество сотовых абонентов на конец ноября составило 33,5 млн. человек. К концу этого года они прогнозируют увеличение абонентской базы по России до 35,5 миллионов.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития CDMA в России? Какое место этот стандарт занимает в стратегии DIXIS?

Олег Семечкин: CDMA-2000 — перспективный стандарт. Он привлекателен для людей, которые заинтересованы не только в голосовой связи, но и хотят передавать данные по мобильным сетям и пользоваться другими дополнительными услугами. В настоящее время DIXIS производит подключение к оператору Sky Link в Санкт-Петербурге, с начала декабря начались подключения в Москве. Абоненты пока приглядываются к новому оператору и новому стандарту. Мы считаем, что этот стандарт найдет свою рыночную нишу, но в ближайшее время не составит серьезной конкуренции GSM.

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, могут быть масштабы использования 3G-связи в России? Станет ли эта технология таким же масштабным явлением в России, как в некоторых развитых странах в ближайшие годы?

Олег Семечкин: Министерство связи России обещает выдачу операторам лицензий на предоставление услуг 3G уже в начале следующего года. Как показывает европейский опыт, переход на 3G достаточно трудоемкий и затратный процесс, который в начале своего пути столкнулся с некоторыми преградами. Например, некоторые европейские операторы отказались от полученных лицензий на предоставление услуг в формате 3G, поскольку развивать такие сети достаточно затратно. Инвестиции в строительство сетей 3G в несколько раз превышают инвестиции в развитие GSM-сетей. Российские операторы не готовы к 3G — сейчас нет готового контента, который было бы интересно получать пользователям сотовых телефонов, кроме того, не сформирована достаточна большая прослойка пользователей, обслуживание которых позволило бы окупить затраты на сети 3-го поколения. Если такие сети и будут развернуты в нашей стране в ближайшее время, то только в крупных городах и только в усеченном виде, видимо, в деловых районах этих городов.

CNews.ru: Насколько россиянам интересны такие новые устройства как смартфоны? Каковы перспективы их продаж в России?

Олег Семечкин: В настоящее время доля смартфонов в общих продажах телефонов в салонах DIXIS составляет менее 1%. В ближайшее время эта доля не превысит 3–4%, а рост произойдет за счет появления новых моделей и расширения ассортимента производителей. Чтобы новые устройства стали по-настоящему популярными, операторы должны предоставлять услуги, которые позволили бы использовать смартфоны в полной мере. Интересен опыт европейских операторов — они дотируют абонентов: если пользователь подписывает с оператором годовой контракт, полностью настроенный на все новые услуги смартфон обходится ему в ту же сумму, что и обычный телефон. Для пользователя стимулом является возможность получить «продвинутый» аппарат за приемлемые деньги, получить интересные услуги, а оператор, в свою очередь, получает дополнительный доход от новых услуг — почты, MMS и т.д.

Сотовый телефон проходит стадию активной эволюции, обрастая все большими и большими функциональными возможностями и приближаясь по своим техническим характеристикам к уровню КПК. Наблюдая за этим процессом можно предположить, что в будущем сотовый телефон перестанет быть только телефоном, а станет умным устройством, которое будет совмещать в себе фото/видео камеру, игровую приставку, КПК, FM-радио и цифровой MP3-плеер.

CNews.ru: На Западе широко применяется практика дотирования абонентов. Как вы считаете, может ли данный подход к ведению бизнеса прижиться в России?

Олег Семечкин: Скорее всего, практика дотирования абонентов к нам придет лишь тогда, когда всероссийские операторы столкнуться с проблемой резкого замедления прироста числа новых абонентов. До тех пор, пока рост абонентской базы будет значимым, операторы не станут тратить дополнительные деньги, инвестируя в телефонные трубки и дотируя пользователей. Я полагаю, что это не случится ранее 2005 года.

CNews.ru: Какова стратегия развития DIXIS на ближайшее время?

Олег Семечкин: Ни для кого не секрет, и об этом говорят различного рода исследования, что 2004–2005 годы — это годы бурного развития региональных рынков товаров и услуг. Именно поэтому вторая половина 2003 года была для DIXIS опытной площадкой по реализации нашей региональной стратегии. В чем ее суть? DIXIS выходит в регионы уникальным для России форматом, базирующимся на трех китах: мелкий опт, розничная сеть, сервисная поддержка. Задача текущего года «обкатать» на практике модель управления филиалами, которых сегодня пять и здесь есть над чем работать. В будущем году планируется создание филиалов во всех городах «миллионниках» и покрытие их розничной сетью. При этом, имея мощную сервисную «команду» мы сможем предложить нашим региональным клиентам, сертифицированные производителями, услуги по ремонту телефонов. Доля сервисных услуг в общем объеме нашего бизнеса постоянно растет, и этому способствует получение авторизации на ремонт телефонов от разных производителей.

Те же аналитические исследования говорят, что 2003 год был пиковым по приросту абонентской базы и уже летом следующего года в Москве и Санкт-Петербурге прогнозируется резкое сокращение притока новых абонентов. В этой связи розничные сети, работающие на этом рынке и ориентированные в большей степени на продажу операторских услуг, столкнутся с серьезными финансовыми трудностями. Несмотря на то, что DIXIS в большей, чем кто-либо, степени ориентирован на продажу товаров, мы уже готовы к подобному развитию событий и планируем ряд шагов, которые позволят смягчить возможные финансовые потери.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS