Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Motorola

Сергей Козлов: Будущее за многостандартными телефонами и новыми технологиями

Россия находится в центре внимания всех крупных мировых телекоммуникационных производителей, и Motorola — не исключение. О ситуации на телекоммуникационном рынке — мировом и российском, перспективах новых устройств и технологий в интервью CNews.ru рассказал Сергей Козлов, глава российского представительства Motorola.

CNews.ru: Как вы оцениваете ситуацию на рынках сотовой связи, на которых работает Motorola? Как различается положение дел в разных странах мира?

Сергей Козлов: В этом году мировой рынок сотовой связи еще раз преподнес приятный сюрприз. Рост рынка превысил все ожидания. Приятно, что вклад в этот рост внесло представительство Motorola в России. По оценке независимых аналитиков, по итогам второго и третьего квартала наша компания заняла первое место на российском рынке мобильных телефонов. В других странах мы тоже упрочили свои позиции, наша компания удерживает первое место на нескольких крупнейших рынках — в частности, в США, Канаде, Мексике и Бразилии. Так что, в целом, год для производителей мобильных средств связи был позитивным. В будущем году мы намерены сохранить и укрепить лидерские позиции в России, а также стать сильным «вторым номером» на мировом рынке, поскольку это тот плацдарм, с которого можно штурмовать следующую цель — мировое первенство.

 
CNews.ru: Какое место в стратегии Motorola занимает российский рынок сотовой связи?

Сергей Козлов: Россия сейчас находится в центре внимания всех крупных мировых телекоммуникационных производителей, и Motorola — не исключение. Наша компания традиционно считала Россию заметной величиной, а сейчас страна выделена в один из главных стратегических приоритетов Motorola на ближайшие несколько лет. Недавно в России был с визитом президент и главный директор по операциям Motorola Майк Зафировски, который поставил перед нами амбициозную задачу — выйти в перспективе 3–5-ти лет на уровень 1 млрд. долл. продаж в стране, что соответствует показателям другого очень быстро растущего рынка — индийского. По темпам роста и объемам продаж мы значительно опережаем восточно-европейские страны. Уже сейчас 50% всех продаж Motorola в Центральной и Восточной Европе приходится на Россию.

CNews.ru: Motorola производит мобильные телефоны для сетей разных стандартов. Какой стандарт сотовой связи вы считаете наиболее перспективным в глобальном масштабе и в отношении российского рынка?

Сергей Козлов: В России присутствует большинство мировых стандартов — GSM, CDMA, NMT. Преобладает GSM, и это я считаю вполне закономерным, поскольку Россия является частью региона 1 ITU и должна в значительной степени ориентироваться на Европу, ведь россиянам нужен качественный роуминг с соседними государствами. Вместе с тем, мы наблюдаем в России развитие другого мирового стандарта — CDMA. В нашу страну приходит стандарт CDMA-450, который, наверное, займет свою нишу на российском рынке. Если говорить о том, какой стандарт победит, то я бы не стал так ставить вопрос. На мой взгляд, будущее — за многостандартными и многодиапазонными абонентскими устройствами, именно они станут важным шагом к последующей эволюции к единому мировому стандарту. Использование таких устройств даст производителям и пользователям максимально комфортные условия: для производителя — огромный мировой рынок, для пользователя — бесшовный роуминг услуг, сетей и, соответственно, максимальное удобство. Поэтому, наверное, нужно говорить о том, что все большей популярностью у бизнес-абонентов и активной части населения будут пользоваться устройства, которые могут работать в нескольких стандартах, в нескольких частотных диапазонах. Трансиверы, которые работают как в GSM, так и в CDMA, — уже разработаны, и я думаю, что уже в следующем году мы станем свидетелями появления новых терминалов. Над такими устройствами работает и наша компания, хотя мы пока не объявляем конкретных сроков по их выпуску.

CNews.ru: Все известные производители находятся в непрерывной гонке за новыми технологиями. Motorola — не исключение. Вы оснащаете свои трубки современными средствами связи, такими как GPRS и Bluetooth. Насколько эти функции сейчас востребованы пользователями?

Сергей Козлов: Мне кажется, пользователи всегда готовы к новым абонентским аппаратам и новым приложениям, но при одном условии — если они подходят им по цене. Нам всем нравятся шикарные машины и туалеты от кутюр, но не все из нас могут их себе позволить. Цветной дисплей, который когда-то был роскошью, стал популярным только тогда, когда он стал доступным, то же самое относится и к новым приложениям — я думаю, что видео в телефоне понравится всем, другое дело, что оно станет популярным тогда, когда будет доступным по цене. Так что движущей силой развития рынка является именно цена новых устройств и приложений.

CNews.ru: Как скоро «продвинутые» трубки подешевеют и станут доступными для массового пользователя?

Сергей Козлов: Участки сетей нового поколения развертывают все ведущие операторы связи, однако, по признанию аналитиков, их коммерческое использование едва ли начнется до 2005 года. Я думаю, что и Россия в этом плане будет придерживаться таких же темпов развития — этот вывод делают и многие российские операторы, с которыми мы работаем.

CNews.ru: Motorola хорошо известна в России как производитель телефонов, однако вы занимаетесь не только трубками. Как развивается ваш бизнес в других сегментах телекоммуникационного рынка? Какие цели вы ставите на российском рынке оборудования связи?

Сергей Козлов: Действительно, хотя мобильные телефоны и составляют значительную часть бизнеса компании в мире и в России, это — только часть нашего бизнеса. Motorola — диверсифицированная компания. Значительную часть нашего бизнеса составляет инфраструктура сотовой связи. Мы являемся одним из ключевых поставщиков оборудования мобильной связи для компании МТС — крупнейшего российского оператора связи. Нам отрадно, что вместе с МТС мы продолжаем развитие сотовых сетей, представляя все новые и новые услуги для российских пользователей. Солидная часть бизнеса Motorola в России — это профессиональная мобильная связь. В этом сегменте у нас традиционно прочные позиции, глобальное лидерство в основных цифровых стандартах транкинговой связи: TETRA и APCO 25. Motorola занимает сильные позиции в мировом бизнесе полупроводников. В России хочу отметить наш совместный проект в пермским заводом «Морион» по производству телематических устройств по технологии Motorola.

CNews.ru: Сейчас много говорят о новых технологиях связи: технологии 2,5 поколения — EDGE, технологии связи третьего поколения — 3G. Каковы на ваш взгляд их перспективы?

Сергей Козлов: Я убежден в том, что EDGE найдет свое место на рынке инфраструктуры, и произойдет это по одной простой причине — это более совершенная технология передачи как голоса, так и данных. Она более эффективна, поскольку позволяет оператору получить большую прибыль в результате ее внедрения, а пользователи, в свою очередь, получат большее количество доступных приложений. Скорость передачи данных в системах стандарта EDGE составляет 120 — 180 Кбит/с. Это позволяет реализовать в подобных сетях принципиально новые услуги, например, передачу потокового видео. Проблема емкости сетей всегда существует у любого оператора, так же как и недостаток частотного ресурса. Эффективное использование существующего частотного ресурса, которое достигается путем внедрения EDGE, — это та движущая сила, которая неизбежно приведет данную технологию на массовый рынок.

Что касается 3G, операторы откладывают внедрение этой технологии. Они хотят сначала посмотреть, как вообще развивается рынок мобильных приложений, основанных на пакетной передаче данных. Внедрение 3G неизбежно, потому что это будет логичным шагом. Путем совершенствования GPRS-услуг, биллинговых систем, которые работают в пакетной передаче данных, систем провиженинга, которые реализуют операторы для этих сетей, подготовлена почва для внедрения и интеграции оборудования EDGE, которое позволит предоставить лучшие услуги, лучше использовать частотностный ресурс, совершенствовать биллинг, элементы инфраструктуры сети, и тем самым подготовит переход к следующей ступеньке, когда на высоких скоростях в мобильных сетях будут предоставляться отвечающие этим скоростям услуги — не только телефония, интернет, видео, но и то, с чем мы пока еще не знакомы и что, возможно, пока слабо себе представляем. Однако поскольку это эволюция, то появление 3G-сетей закономерно.

CNews.ru: Все ведущие компании рынка сотовой связи переносят производство из родных стран на растущие рынки, где выпуск продукции обходится дешевле. Планирует ли Motorola открывать свои производственные линии в России?

Сергей Козлов: Смотря что называть производством. Ведь в любой современном телекоммуникационном оборудовании соотношение аппаратных и программных средств уже давно в пользу программных. «Софт» стоит дороже «железа», как говорят специалисты. В Санкт-Петербурге работает Центр Motorola по производству программного обеспечения — мы считаем, что развиваем производство телекоммуникаций в России. Так, пользовательский интерфейс телефонов Motorola, который, как все отмечают, в последнее время значительно улучшился, для всех наших телефонов всех стандартов разрабатывается в Нижнем Новгороде компанией «Телма», которая вот уже больше десяти лет является партнером Motorola по производству программного обеспечения.

Не так давно я был на одном из крупнейших заводов по производству мобильных телефонов Motorola, расположенном в Китае, в Тендзине. За смену производятся десятки тысяч, а в год — несколько десятков миллионов аппаратов, и при этом на заводе работает небольшой штат сотрудников. Практически все делают машины, и только на нескольких участках, прежде всего там, где ведется тестирование, работают люди. В остальных цехах, а они огромные, работают в основном автоматы. Ну и естественно, зарплата рабочего на участке тестирования намного меньше зарплаты инженера, разрабатывающего программное обеспечение.

Другими словами, я хочу отметить, что для нас Россия — страна прежде всего с высоким интеллектуальным потенциалом, именно на него мы делаем ставку, продолжая инвестировать в разработку современного телекоммуникационного программного обеспечения в нашей стране.

CNews.ru: В последнюю пару лет стал очевиден успех новичков рынка мобильных телефонов — корейских компаний. Они уверенно укрепляют свои позиции. Насколько их наступление тревожит ветеранов рынка?

Сергей Козлов: То, что корейские компании заняли определенное место на рынке, показывает, что они делают хорошую продукцию. Боимся мы их или нет? — Нет. За 75 лет работы на мировом рынке мы конкурировали с компаниями из разных географических районов. Конкуренция — это хорошо, она заставляет нас быть более мобилизованными на постоянный рост, а это то, что необходимо для динамичного развития и эффективного использования собственных ресурсов. Мы приветствуем конкуренцию на рынке и мы к ней готовы.

CNews.ru: Кризис спроса на оборудование со стороны телекоммуникационных компаний в мире привел к плачевному положению многих поставщиков, некоторые из которых переориентировали свою стратегию на разработку решений для корпоративного сектора. Как вы оцениваете подобную политику конкурентов?

Сергей Козлов: Кризис был, но сейчас ситуация меняется. После кризиса дот-комов у многих операторов наблюдался отложенный спрос на развитие инфрастуктуры. Однако сейчас положение выравнивается и об этом свидетельствует увеличение продаж оборудования сетевой инфраструктуры. В этом году наши продажи в этом секторе выросли на 10%. Мы прогнозируем продолжение этой тенденции и в следующем году.

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие российского рынка телекоммуникационного оборудования в ближайшие годы?

Сергей Козлов: Телекоммуникационный рынок, как и экономика России в целом, я имею в виду не только экспорториентированные отрасли — нефтяную, газовую, развивается динамичными темпами. Мы догоняем мировой рынок по уровню цифровизации, проникновению сотовой связи и все более интегрируемся в него. Мне кажется, что на российский телекоммуникационный рынок во все большей степени будут влиять реалии глобального рынка. Если говорить об основных тенденциях, которые наблюдаются, то это явно обозначившийся тренд в сторону all-IP-технологий, значительный рост беспроводных широкополосных технологий и намечающаяся тенденция к тому, что мы называем конвергенцией проводной и беспроводной связи. Эти тенденции все больше становятся заметны и в России, и я думаю, что они будут определяющими.

Стоит отметить и то, что столичные рынки становятся все более насыщенными, поэтому развитие переносится в регионы, где конкурентная среда еще не настолько жестокая, как в столицах, а общее развитие инфраструктуры значительно отстает. Мне кажется, динамика рынка регионов во всех сегментах телекоммуникационного рынка будет намного превосходить динамику столичных.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS