Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

SAP

Андрей Татаренко: Эйфория, вызванная бурным ростом оборотов телекомов, скоро пройдет

Андрей ТатаренкоСпецифику программных продуктов для телекоммуникационных компаний, а также перспективы востребованности российскими операторами западных отраслевых решений в интервью CNews.ru комментирует Андрей Татаренко, директор сектора энергетика/телекоммуникации САП СНГ и страны Балтии.

CNews.ru: На ваш взгляд, какие основные тенденции на рынке телекома сейчас можно особо выделить — как в мире, так и в России?

Андрей Татаренко: На мировом рынке ситуация сейчас относительно стабильна — обороты отрасли ежегодно растут на 6%. В России за последний год аналогичный показатель вырос в среднем на 40%, что соответствующим образом накладывает отпечаток на задачи информационного обеспечения, стоящие перед компаниями отрасли. Наблюдается серьезное укрупнение бизнеса, особенно в сфере поставщиков нерегулируемых услуг связи. Как следствие, выдвигаются новые требования к ИТ-структурам, поддерживающим этот рост. Хотя некоторые тенденции, которые наблюдаются на западном рынке управленческих систем российскому рынку пока присущи в меньшей мере. У большинства наших потенциальных заказчиков еще не решены сугубо учетные задачи, хотя и аналитические приложения становятся все более и более востребованы. Например, западный оператор связи выбирает решение SAP по организации цепочек поставок для оптимизации снабжения и связанной с ним структуры платежей. Его цель понятна и посчитана — добиться, например, планового сокращения операционных затрат в первом знаке после запятой. Перед нашими же клиентами в России пока, как правило, стоят более прозаические задачи. Например, получение адекватной итоговой картины финансовых результатов деятельности компании в целом.

 
CNews.ru: Как в целом вы бы оценили уровень информатизации российского телекома на данный момент? Стоит ли ожидать снижения темпов его роста?

Андрей Татаренко: Думаю, что снижения ожидать не приходится. У альтернативных операторов сейчас фактически взрывной рост бизнеса, который происходит отчасти за счет экстенсивных факторов развития — благоприятной конъюнктуры рынка, агрессивной ценовой политики и т.д. Однако по нашим ощущениям, этот процесс все еще не завершен. По телефонной плотности (даже у мобильных операторов) Россия пока далека от западных стран. Тем не менее, наблюдается ситуация, когда текущие системы поддержки back-office (включая системы финансово-экономического блока, учета затрат и управления издержками и т.д.), уже не справляются с предъявляемыми рынком задачами. На определенном этапе своего развития компании использовали учетные и управленческие системы, которые сейчас себя фактически исчерпали.

Эйфория, вызванная бурным ростом оборотов телекоммуникационных компаний скоро пройдет. Рано или поздно собственники столкнутся с тем, что дальнейшая экспансия бизнеса возможна только при адекватной поддержке образующих ИТ-систем. В противном случае качество предоставляемых компанией услуг неминуемо будет снижаться, что неизбежно приведет к оттоку абонентов и потери компанией позиций на рынке. В этой связи мы ожидаем возрастания спроса на решения SAP, хотя всегда подчеркиваем, что приобретение ERP-системы само по себе еще не решает тех задач, которые стоят перед предприятием с точки зрения конечного результата.

CNews.ru: Считается, что альтернативные операторы более внимательно относятся к внедрению управленческих решений, чем традиционные телеком-компании. Это действительно так?

Андрей Татаренко: Я бы сказал, что интерес и в том, и в другом сегменте рынка примерно одинаков. Независимо от того, кто является собственником и регулятором деятельности компании — государство или частный акционер — состав востребованных бизнес-решений понятен. С другой стороны, для альтернативных операторов характерен более динамичный — по сравнению с традиционными операторами — рост за последние годы. Для них факторы, например, повышения управляемости и привлечения внешних заимствований важнее, и соответственно, больше количество решаемых ими задач, в контексте информационной поддержки более динамичной бизнес-среды. У альтернативных операторов в силу молодости самого сегмента рынка, более современная инфраструктура связи, другие возможности по ее модернизации и расширению. Их услуги не несут такую социальную нагрузку, как у предприятий электросвязи, а их тарифная политика имеет большую коммерческую составляющую, при более адекватном уровне предлагаемых ими услуг, в особенности для корпоративных заказчиков.

С другой стороны, у традиционных операторов остро стоят вопросы организации эффективного учета и контроля затрат, планирования и контроля капитальных вложений, т.к. у них велика доля услуг, предоставляемых фактически на уровне себестоимости. В любом случае, как для поставщиков регулируемых, так и нерегулируемых услуг связи, решения SAP, на наш взгляд, одинаково востребованы в силу их универсальности, проработанности и низкозатратной тиражируемости. А учитывая, что с недавних пор мы активно продвигаемся на рынке решений для малого и среднего бизнеса, сейчас на рынке фактически не существует компаний, которым не подошли бы наши программные продукты.

CNews.ru: Могли бы вы привести примеры конкретных инвестиционных проектов, которые были успешно проведены вашими клиентами после внедрения ERP-системы?

Андрей Татаренко: В принципе, внедрение любой системы класса ERP положительно сказывается на увеличении прозрачности и информационной открытости компании, что является фактором, косвенно влияющим на рыночную капитализацию компании в целом. Зачастую сам выбор ERP-системы — и тем более брендовой, такой, как SAP, влияет на инвестиционную привлекательность компании. Прямые параллели между успешным внедрением ERP-системы и инвестиционной активностью компании я провести не берусь, так как такую статистику в России, насколько мне известно, никто не ведет. Тем более, что в данном контексте можно говорить только о законченных, причем законченных успешно, проектах. Мало кто из производителей ERP-систем, присутствующих на российском рынке, может похвастать серьезными результатами в этом секторе. Хотя, если говорить о наших клиентах, то я бы упомянул одного из них — Челябинский филиал электросвязи ОАО «Челябинсквязьинформ», который является одним из наиболее динамичных и коммерчески успешных филиалов, входящих в структуру «Связьинвеста». Система SAP находится в продуктивной эксплуатации в ОАО «Челябинсквязьинформ» с 1999 г., и в настоящее время охватывает практически все учетно-контрольные и общехозяйственные задачи предприятия — управление финансами, учет затрат, расчеты с кредиторами и дебиторами, управление основными средствами, управление материалами, управление персоналом, управление недвижимостью и т.д. Естественно, что наличие полнофункционально работающей системы позволяет руководству компании принимать более обоснованные решения, опирающиеся на реальную оценку финансового положения, в том числе по инвестиционной деятельности.

CNews.ru: Какова доля телекоммуникационных компаний в общей клиентской базе SAP в мире? Как давно вы присутствуете на этом рынке?

Андрей Татаренко: На мировом рынке SAP насчитывает порядка 20 000 клиентов, из которых более 500 компаний работают в секторе телекома. Крупнейшие телекоммуникационные компании мира используют наши решения. Если говорить о европейском рынке, то большинство из компаний, входящих в top-list отрасли, такие, как Deutsche Telecom, Cable&Whireless, France Telecom, Portugal Telecom, SwissCom, Telecom Austria, Telecom Italia, Telefonica и другие работают на бизнес-приложениях SAP. В СНГ пока у нас 9 клиентов, среди которых Alcatel, МегаФон, ВымпелКом, Челябинсксвязьинформ, Воронежсвязьинформ, Казахтелеком, Укртелеком, Украинская Мобильная Связь и Латтелеком. На мировом рынке SAP присутствует более 30 лет, из которых 10 лет на рынке России.

CNews.ru: Существует мнение, что телекоммуникационные компании — самый привлекательный клиент для интегратора и разработчика ПО, в силу своих обязательно четких структурированных бизнес-моделей и прозрачности. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие сложности вы могли бы отметить в работе с компаниями этого сектора?

Андрей Татаренко: Я бы сказал, что этот рынок исторически привлекателен для разработчиков корпоративного программного обеспечения — но не в силу названных Вами причин. В первую очередь он привлекателен потому, что у телекоммуникационных компаний традиционно большые инвестиции в ИТ-составляющую бизеса. Если сравнивать статистические данные по отраслям, телеком тратит на решение своих ИТ-задач в среднем 4–5% от валового оборота, при том, что у предприятий, скажем, добывающей отрасли, эта доля составляет порядка 1%. Во-вторых, данный сектор привлекателен для компаний-производителей программного обеспечения класса ERP в силу достаточно высокого уровня начальной подготовки ИТ-специалистов и, как правило, изначально более высоким, по сравнению с другими отраслями, уровнем существующих технологий обработки учетной информации. Отсюда большой потенциал этого рынка с точки зрения продвижения и развития высокотехнологичных решений.

Однако здесь существует одна особенность. Дело в том, что телекоммуникационные операторы, как у нас, так и на западе, зачастую работают с большим числом уже имеющихся у них учетных систем, которые, как правило, либо дублируют друг друга, либо формируют искаженную информацию. Поэтому, существенные требования предъявляются к ERP-системам в телекоме именно в части решения интеграционных задач и связанных с этим вопросов защиты информации. Для нас эти вопросы принципиальной сложности не представляют; пути решения этих задач понятны и не раз апробированы на практике, в том числе и в России. Собственная интеграционная платформа SAP NetWeaver позволяет эффективно решать любые задачи ораганизации взаимодейтсвия программных продуктов SAP как между собой, так и с внешними бизнес-приложениями. При отсутствии же внятных, проверенных на практике, подходов к интеграции бизнес-систем, проекты внедрения ERP приложений в телекоммуникационных компаниях как правило высокозатратны и низкорентабельны. Обусловлено это в первую очередь тем, что требования, предъявляемые к ERP-системе, работающей в разнородном окружении корреспондирующих подсистем изначально более жесткие, чем требования к той же системе, работающей в некой изолированной аппратно-программной среде.

Указанный фактор риска, на мой взгляд, до сих пор недооценен, с точки зрения конечного потребителя ERP-решений в телекоме. Поэтому бывают случаи, когда идеологически правильное, полномосштабное внедрение системы вырождается в лучшем случае в узкоспециализированную бизнес-задачу, существующую относительно обособленно от других подсистем, и мало что дающую собственнику с точки зрения соотношения цена/качество.

CNews.ru: В чем вы видите основные конкурентные преимущества ваших решений именно для телекома? Каковы особенности отраслевой ERP-системы, ориентированной на операторов связи?

Андрей Татаренко: Я ба выделил два таких преимущества — технологическая проработанность в сочетании с глубоким пониманием специфических потребностей отрасли. Качество наших продуктов давно стало эталоном для других производителей ERP-систем. Концепция предложений SAP для компаний телекома базируется на очевидном утверждении, что решение «бэк-офисных» задач ERP-системы так или иначе должно строится вокруг биллинга. У SAP есть специальное решение, разработанное для предприятий отрасли и представленое на рынок 8 лет назад (SAP Industry Solution for Telecommunication, техническое название SAP IS-T/RM-CA). Это решение было специально разработано для управления дебиторской задолженностью и связанными с ней потоками платежей в телекоммуникационных компаниях. SAP IS-T/RM-CA позволяет вести единый реестр абонентов компании и получать в произвольный момент времени целостную картину состояния их лицевых счетов.

Решать такие задачи у операторов связи путем внедрения стандартных бухгалтерских или CRM систем крайне затруднительно. Это очень функционально емкий продукт, сопрягаемый с любой биллинговой системой и любым технологическим оборудованием. Специальные алгоритмы, заложенные в нем, во много раз увеличивают скорость, качество и удобство обработки документов, по сравнению со «стандартным» подходом наших конкурентов: «биллинг — интерфейсы — система обработки дебиторской задолженности — система анализа результатов и отчетности». Наше решение обладает исключительной надежностью и производительностью, что особенно актуально, когда речь идет о миллионах лицевых счетов. Например, внедрение отраслевого решения SAP в компании Deutche Telecom, на базе в 42 миллиона проводных абонентов, позволило единовременно заменить 15 различных платежных систем, существовавших до этого в компании.

Отраслевое решение SAP для телекома ориентировано в первую очередь на корпоративных клиентов. Но не менее интересны задачи, которые можно реализовать на платформе SAP для категории prepaid-абонентов. Показателен в этом смысле пример ВымпелКома. Затрудняюсь воспроизвести дословно, но Вы, наверное, слышали рекламу, гласящую, что теперь любой абонент компании может в любое время получить детализацию по звонкам в любом офисе ВымпелКома и Мобайл-центра. Знаменитый слоган — «BeeLine GSM, с нами удобно!». Немногие знают, что эта услуга реализована с использованием технологий SAP. С этой целью были использованы стандартные возможности интеграционной компоненты SAP — SAP Web Application Server, в рамках ранее развернутого проекта на основе SAP Business Warehouse. С ее помощью была решена задача переложения стандартной бизнес-логики предоставления истории звонков абонентов БИ+ через открытую интернет-среду. Задача была реализована в сжатые сроки, с соблюдением всех требований безопасности. В результате компания ВымпелКом получила маркетинговый и сбытовой инструмент, фактически с нулевой стоимостью владения, реализовав на платформе SAP новый вид услуг для своих абонентов — от Москвы до Новосибирска. Как результат — улучшение качества предоставляемых услуг, повышение лояльности клиентов к торговой марке Вымпелком, уменьшение оттока абонентов. Это реальные конкурентные преимущества, полученные в том числе с помощью SAP.

Если вернуться к отраслевому решению SAP, то на западе оно является системообразующим для ИТ-систем многих компаний телекоммуникационного сектора. Мы ожидаем, что рано или поздно оно также будет востребовано в России. Мы всегда подчеркиваем, что компания сможет получить лучший результат за счет быстрого внедрения бизнес-процессов и технологических решений, заложенных в SAP, нежели адаптируя, зачастую долго и мучительно, некий программный продукт под постоянно меняющуюся бизнес-среду. Одновременно мы делаем активную ставку на решение SAP как интеграционную платформу и стараемся работать не только в вертикальных, но и в горизонтальных рынках.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS