Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Связьинвест

Евгений Юрченко: Мы создали единое информационное пространство, которое охватывает все больше служб и территориальных подразделений

Евгений ЮрченкоНа вопросы CNews.ru ответил Евгений Юрченко, заместитель генерального директора ОАО «Связьинвест». В ходе интервью обсуждается общая политика компании по развитию ИТ и один из проектов — внедрение BPM-системы.

CNews.ru: Какого рода задачи ставятся в рамках стратегий развития информационных технологий в «Связьинвесте»?

Евгений Юрченко: «Связьинвест» является холдинговой компанией и осуществляет управление межрегиональными компаниями связи (МРК), а так же управляет программой реструктуризации холдинга. Контроль над программой реструктуризации строится в соответствии с функциональными областями: управление сетью, закупки и логистика, управление персоналом, экономика и финансы. Очевидно, что информационные технологии (ИТ) являются инструментальным фундаментом перечисленных областей. Поэтому стратегия развития ИТ является частью общекорпоративной стратегии. Основной задачей «Связьинвеста» в рамках развития ИТ-стратегии является определение единой политики, процедур и инструментария автоматизации управленческих функций, а также контроль и содействие во внедрении такого инструментария.

CNews.ru: Каков на данный момент уровень автономности региональных отделений «Связьинвеста» в вопросе выбора ИС?

Евгений Юрченко: «Связьинвест» определяет правила, нормативы и стандарты развития информационных систем, вырабатывает рекомендации по внедряемой архитектуре ИТ. Кроме того, «Связьинвест» образует альянсы с поставщиками программного обеспечения и системными интеграторами. Генеральная дирекция МРК отвечает за проведение всех мероприятий и принятие решений, связанных с планированием, развитием и управлением ИТ. Стратегия развития ИТ в МРК разрабатывается в соответствии с нормативами, стандартами и рекомендациями, выработанными ОАО «Связьинвест».

Дмитрий Слиньков: Проект в «Связьинвесте» — это крупнейшее внедрение BPM-системы в России

Дмитрий СлиньковО задачах, решаемых системами класса BPM и о подробностях проекта по внедрению такого решения в «Связьинвесте» CNews.ru рассказал Дмитрий Слиньков, партнер компании «КОРУС Консалтинг».

CNews.ru: Какие задачи решает BPM-система? Решения этого класса пока совсем не распространены в нашей стране.

Дмитрий Слиньков: BPM-система — это «BI в квадрате». Это система, которая не только позволяет взглянуть назад с помощью аналитического инструментария, но и заглянуть в будущее посредством стратегического планирования и бюджетирования.

Профессиональный подход к ведению бизнеса подразумевает приоритет планирования перед текущей деятельностью. Т.е. для профессионального управленца первична именно BPM-система, и только после ее успешного внедрения будет иметь смысл автоматизация оперативного учета. Контроль и анализ сможет выполнять та же BPM-система.

Иными словами, внедрение Comshare MPC (Geac Performance Management), и только затем начало проекта по внедрению ERP-системы — это, с моей точки зрения, стратегически выверенная последовательность шагов.

CNews.ru: Каковы предпосылки успешного внедрения такой системы?

Дмитрий Слиньков: Конечным заказчиком BPM-систем выступают топ-менеджеры. Поэтому и решаться на подобный проект можно только в том случае, когда руководство компании-заказчика заинтересовано в его успехе и уверено в нем даже больше внедренца. Кроме того, в том случае, когда консультант внедряет не собственную разработку, а продукт стороннего вендора, должна быть налажена очень четкая связь с ним для оперативной трансляции ему требований клиента. Проблема здесь состоит в том, что у вендора подобных клиентов если и не тысячи, то сотни. А для внедренца этот клиент уникальный, и нужно максимально полно удовлетворить его требования.

CNews.ru: С какими особенностями вам довелось столкнуться при реализации проекта в «Связьинвесте»?

Дмитрий Слиньков: Проект по внедрению Comshare MPC (Geac Performance Management) в ОАО «Связьинвест» — это крупнейшее внедрение BPM-системы в России. Более того, для «КОРУС Консалтинг» этот проект также стал крупнейшим — и по объемам работ, и по уровню ответственности. Поэтому мы старались максимально использовать опыт и ресурсы вендора — Comshare Inc. (Geac) в ходе проекта с тем, чтобы «Связьинвест» получил именно то, что ему было нужно. И теперь я могу сказать, что это нам удалось в полной мере.

Конечно, не обошлось в проекте и без пресловутой «российской специфики». Все пользователи системы во всех регионах страны, тысячи человек, оказались лицом к лицу перед суровой необходимостью работать через web. Чтобы понять, что это такое, достаточно представить себе людей, которые сидят за компьютерами в Новосибирске или Владивостоке. Многие из них до этого никогда не пользовались интернетом. А тут они увидели, что отчетность, представляемая ими, моментально уходит наверх, проходит там утверждение или возвращается с замечаниями. Почувствовать себя частью единой интегрированной информационной среды — это и интересно и ответственно и страшно.

Для нас это означало большую ответственность за качество конечного продукта. Ведь любой программист мог случайно запустить в систему «сырой» блок, который в ту же минуту стал бы влиять на работоспособность пользователей по всей стране. Поэтому мы с большой ответственностью подошли к разграничению прав доступа пользователей к информации. Также была организована круглосуточная «горячая линия», которая консультировала их на предмет работы с системой.

Отдельно хотелось бы рассказать о том бесценном опыте, который дал этот проект не только нам, но и нашему клиенту. Опыт этот настолько огромен, что практически неосязаем. Ведь как происходит с человеком — он работает на протяжении многих лет в какой-то определенной области, и эти годы дают ему багаж практических навыков и теоретических знаний, которые и называются опытом. И передать это все в полном объеме практически невозможно — это можно только пережить, пропустить через себя.
Казалось бы, о каком опыте можно говорить, если первый этап проекта длился всего год? Но ведь этот год на проекте отработали 25 наших консультантов, а также специалисты заказчика. Т.е. суммарный опыт проекта составляет не 1 год, а лет 60, а то и все 100. На земле просто нет человека, который обладал бы подобным опытом работы!

CNews.ru: Спасибо.

CNews.ru: Какова на текущий момент динамика роста инвестиций Связьинвеста в ИТ?

Евгений Юрченко: Динамика роста ИТ-инвестиций соответствует темпам развития программы реструктуризации. С каждым днем инвестиции становятся более контролируемыми, более согласованными в рамках корпоративной стратегии, а значит и более эффективными.

CNews.ru: Одним из ИТ-проектов «Связьинвеста» является внедрение решения класса BPM (Business Performance Management — Управление эффективностью бизнеса). Почему для старта «тотальной» автоматизации был выбран именно этот шаг?

Евгений Юрченко: Чтобы ответить на этот вопрос, можно перечислить те задачи, которые стояли перед нашей компанией на момент начала проекта. Основной целью внедрения системы в рамках холдинга являлось создание единого информационного пространства, интегрирующего поступление и хранение отчетных данных всех организационных уровней ОАО «Связьинвест». Второе: внедрение автоматизированной системы должно было сделать финансово-экономическую и прочую информацию, касающуюся деятельности подразделений всех уровней «Связьинвеста», максимально прозрачной для целей управления холдинга. Прозрачность информации позволит полностью контролировать деятельность всех межрегиональных компаний.
Третье: Повышение эффективности процессов, связанных со сбором и передачей информации, вследствие чего снизится трудоемкость, а также должны высвободиться ресурсы, в настоящее время задействованные в сборе и передаче информации, необходимой для подготовки отчетности, запрашиваемой управлением «Связьинвеста».
Четвертое: Сокращение срока предоставления информации в управляющую компанию и последующего доступа к ней. Это должно было повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Кроме того, система должна была дать возможность более глубокого анализа финансово-экономической информации холдинга, так как детальная аналитика данных должна храниться в централизованном хранилище и быть доступной напрямую из управления холдинга. И, наконец, система должна была стать единым инструментарием планирования и бюджетного управления Связьинвеста.
Согласно мировой практике, все эти требования наиболее полно реализуются системами класса BPM (Business performance management — управление эффективностью бизнеса). Множество известных холдинговых компаний по всему миру используют для планирования, контроля, формирования отчетности и анализа системы класса BPM, а для автоматизации управленческого учета и всей хозяйственной деятельности — ERP. Ведь обе системы не заменяют, а дополняют друг друга. А если говорить о последовательности, то, с точки зрения теории управления, планирование и контроль первичны по отношению к учету.

 
CNews.ru: За счет каких преимуществ было выбрано именно решение Comshare MPC для автоматизации функций сбора отчетности и бюджетирования?

Евгений Юрченко: Мы определили, что Comshare MPC (Geac Performance Managment) позволит нам разработать решение, характеризующееся следующим перечнем критически важных для нас характеристик. Во-первых, речь идет о стратегическом решении, когда функциональность системы обеспечивает поддержку бизнес-процессов компании не только в выбранных для первоначального внедрения областях деятельности, но и в ряде планируемых к внедрению. Во-вторых, это должно быть централизованное решение, обладающее высокой степенью интегрированности. Полный функционал рабочих мест системы по сбору, передаче и консолидации информации доступен через интернет-браузер. Обеспечение надежной работы пользователей на территориально удаленных площадках без необходимости инсталляции и поддержки дополнительного программного обеспечения.

Третий критерий — целостность и масштабируемость решения: система базируется на едином механизме и формате хранения данных, реализованном на основе одной из промышленных систем управления базами данных. Архитектура системы позволяет устанавливать отдельные компоненты системы (сервер системы управления базами данных, серверы приложений, интернет-сервера) на разные аппаратные серверы.

Ну и, конечно, гибкость и открытость системы, которая должна обеспечивать быструю модификацию входных и отчетных форм при изменении бизнес-процессов компании, а в функциональном и технологическом плане система должна быть хорошо интегрирована с электронными таблицами MS Excel. Должен быть обеспечен ввод данных как напрямую в систему через интерфейс MS Excel, так и через специально подготовленные форматы MS Excel в удаленном режиме без необходимости специального обучения пользователей региональных филиалов.

CNews.ru: Каковы сроки реализации BPM-проекта? Можно ли, в вашем случае, уже говорить об оценке его эффективности и какой-то отдаче?

Евгений Юрченко: До начала работ по самой системе у нас поработали управленческие консультанты. Они сделали постановку задачи, разработали регламентные документы, а так же требования к будущей системе. Всё это заняло около года. В марте 2002 года началось проектирование системы. Этапы разработки технических спецификаций, нагрузочного тестирования, пилотных эксплуатаций на ряде МРК и опытной эксплуатации были пройдены до конца 2003 года. Проект построения и внедрения BPM-системы сегодня однозначно можно назвать успешным. Большинство поставленных задач выполнены, остальные будут достигнуты в ходе дальнейшей эксплуатации системы.

Мы создали единое информационное пространство, которое охватывает все больше служб и территориальных подразделений. Пользователи системы, расположенные территориально по всей стране (а их на сегодняшний день в системе уже более тысячи), работают с единой базой данных, находящейся в Москве. Поэтому прозрачность информации и сроки сбора отчетности — эти задачи решены уже сейчас. С каждым отчетным периодом постоянно повышается эффективность процессов, связанных со сбором и передачей информации. В процессе бюджетирования на сегодняшний день задействованы все предприятия холдинга. Надеемся, что задача анализа будет в полной мере нам «по зубам» по мере того, как система будет наполняться историко-статистической информацией.

Перечисленные выше и достигаемые сегодня в ходе эксплуатации построенной BPM-системы результаты позволяют сократить расходы, связанные с движением и хранением информации в холдинге, а также повышают ценность и полезность данных с точки зрения руководства компании.

Трудно сегодня оценивать экономическую эффективность достижения таких задач. Сколько «стоит» уменьшение времени сбора квартальной отчетности с нескольких месяцев до считанных дней? Наверное, со временем именно акционеры «Связьинвеста» смогут дать «денежную» оценку производимым данным проектом улучшениям.

Кроме того, хотелось бы отметить еще один неявно выраженный плюс от успешной реализации этого проекта. Кадры — проектная команда и весь исполнительный менеджмент, ответственный за реализацию проекта — получают дополнительный кредит доверия совета директоров на реализацию дальнейших сложных и интересных проектов, запланированных в рамках стратегии развития холдинга.

CNews.ru: Можно ли расценить этот проект как шаг к повышению финансовой прозрачности бизнеса с целью дальнейшего выхода на западный рынок?

Евгений Юрченко: Выход компании на западный рынок — одна из ее стратегических целей. Достижение этой цели невозможно в отсутствие финансовой прозрачности деятельности холдинга. Несмотря на то, что «Связьинвест» — это одна из крупнейших и наиболее технологичных компаний в России, управление чрезвычайно разветвленной холдинговой структурой до последнего времени осуществлялось с использованием устаревших технологий и методов, во многом унаследованных от командно-плановой советской экономики. Соответственно, эти методы далеко не всегда корректно работали в условиях рынка. Так, например, не был автоматизирован процесс бюджетирования холдинга, без которого практически невозможно эффективное управление территориально удаленными филиалами. Сбор и консолидация фактической информации, поступающей из подразделений, осуществлялся в Excel, производительность и функциональность которого, безусловно, не удовлетворяла потребностям столь крупной холдинговой структуры. Формирование российской и международной финансовой отчетности ОАО «Связьинвест» также осуществлялось вручную. Бюджетные данные хранились локально в региональных компаниях, было практически невозможно проверить правильность информации, а данные, получаемые от контролируемых компаний, зачастую были трудно сопоставимы.

CNews.ru: Насколько «гладко» внедренное решение интегрируется с выбранной «Связьинвестом» ERP-системой Oracle?

Евгений Юрченко: Опыт таких компаний, как France Telecom и Global Telecom показывает, что у систем ERP и BPM есть свои конкретные задачи. И если выбираемые системы являются общепризнанными лидерами в своих секторах рынка, зарекомендовавшими себя на многих успешных предприятиях, то интеграция между ними не составляет никакого особого труда. Обе системы используют одну и ту же базу данных и поддерживают распределенную работу пользователей через интернет-браузер. Я думаю, что одним из критериев оценки успешности внедрения системы Oracle e-Business suite должно послужить то, что пользователи не будут ощущать «перехода» между системами.

CNews.ru: Каковы ваши дальнейшие планы по развитию проекта?

Евгений Юрченко: Мы должны завершить разработку блока, позволяющего полностью автоматизировать весь процесс перекладки финансовой отчетности из российских стандартов в западные. Система будет расширятся за рамки департаментов бухгалтерского учета и бюджетирования — её будут использовать, например, департаменты статистики и кадров. Межрегиональные компании холдинга могут начать использование системы для целей внутреннего бюджетирования. Ну и, конечно, необходимо налаживать интеграцию с существующими в компаниях системами, предусмотрев и тщательно спланировав постепенный перевод всех компаний группы на единую ERP-платформу.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS