Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

TARIO.net    VoIP eXchange

Герман Мызовский: Большая часть лицензий на операторские услуги выдана «семейному бизнесу»

Герман МызовскийНа вопросы CNews.ru ответили Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange, и Герман Мызовский, ведущий специалист Tario.net. Речь в интервью идет о текущем состоянии VoIP-рынка, его основных проблемах и о моделях развития.

Cnews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние VoIP-рынка в России? Как сказывается наличие большого количества операторов связи на развитии этого рынка?

Герман Мызовский: Современное состояние можно охарактеризовать, вспомнив, что на сегодняшний день выдано 4 тыс. лицензий на предоставление операторских услуг. Большая часть этих лицензий выдана малому бизнесу, если не сказать — семейному бизнесу. На протяжении долгого времени существовало ограниченное количество телекоммуникационных компаний, история которых исчислялась десятилетиями. У этих компаний сложилась определенная культура поведения, определенные традиции. И тут, вдруг, в России появляется 4 тыс. новых операторов. Причем многие из них относятся к той категории лиц, которым впору было бы не предоставлять услуги связи, а водить маршрутки. Не так давно задавался вопрос: «А состоялась ли услуга VoIP?» Вот, года два назад на этот вопрос можно было бы ответить однозначно утвердительно — в то время были крупные сети, сохранялась определенная структура рынка. А за последние два года на рынок пришло огромное количество новичков, они получили лицензии и установили на сеть свое оборудование.

Типичный узел связи у большинства компаний в настоящее время выглядит следующим образом. Это некий шлюз между телефонной сетью общего пользования и интернетом плюс биллинговая система. Все, больше ничего нет. Разумеется, необходимо у кого-то приобрести телефонный трафик, чтобы все это работало. До тех пор, пока на рынке существовало несколько крупных операторов, можно было получить возможность соединяться со всем миром по определенному соотношению цены и качества.

Однако в настоящее время ситуация приобретает следующий вид. На рынке большое количество операторов связи, которые предоставляют терминацию в своем регионе. Зачастую это очень качественная связь по минимально возможной цене. Сам факт того, что они что-то кому-то продают, говорит о том, что новые операторы покупают друг у друга трафик, заключают договоры. Однако теперь представим, что все начнут заключать перекрестные договоры для более эффективной организации обмена трафиком. Речь идет не о десятках, а о сотнях и, может быть, тысячах договоров. Такое количество может запросто «связать» всем операторам руки, вынудив их постоянно копаться в бумагах, рассчитывая, кто кому сколько должен. Но даже не это главное. Типичный узел связи не имеет интеллектуальной системы выстраивания маршрутизации вызовов, а приоритеты назначаются в ручном режиме. Вся эта система закономерно ведет к элементарному хаосу на рынке. А хаос в данном контексте — это дискредитация услуги.

CNews.ru: Построение любой сети происходит с использованием определенного набора правил. Какие правила, на ваш взгляд, определяют построение современной российской телекоммуникационной инфраструктуры? Есть ли связь между моделью безмасштабных сетей http://www.nd.edu/~networks и VoIP-рынком в России?

Герман Мызовский: Ответ на этот вопрос необходимо начать с небольшого экскурса в прошлое. В далеком 1998 г. абсолютное большинство шлюзов имели некоторое среднее значение связей. Иметь 1–2 связи нельзя, т.к. в этом случае невозможно никуда дозвониться. Также не было шлюзов, которые имели 500 связей — такому количеству на тот момент просто неоткуда было взяться. Подавляющее большинство шлюзов имели порядка 20 связей. Наша сеть в свое время состояла всего из трех узлов: Москва, Одесса, Нью-Йорк. В 1998 г. у нас уже было около 40 связей. Но однажды в нашей сети количество соединений достигло 120. При таком количестве связей вести взаиморасчеты уже практически невозможно. Мы создали расчетно-финансовый центр, который помог оптимизировать денежные потоки. Теперь необходимо было упорядочить систему маршрутизации. На данном этапе схема случайных подключений не годится. По аналогии с финансами, оперативное управление сетью IP-телефонии должно быть централизовано. Каждому шлюзу необходимо и достаточно иметь всего три внешние связи. Приоритетная — с глобальным концентратором услуг терминации, резервная — с неким соседом, который обеспечивает поддержку в случае возможного сбоя, аварийная — обратная связь в телефонную сеть, чтобы обеспечить дозвон, если возникает проблема с работой интернета. Глобальный концентратор имеет высший приоритет, потому что только он может обеспечить автоматический выбор пути маршрутизации звонка в соответствии с заданными критериями, с наилучшим соотношением цена/качество.

Мы полагаем, что год назад настало то время, когда схема приоритетного подключения VoIP-операторов начала играть решающую роль в становлении их бизнеса. Кто-то должен предоставить операторам этот сервис, увести их от одноранговой бизнес-модели и стать ядром иерархической структуры. Фактически в настоящее время на рынке есть несколько концентраторов с различным количеством связей. Также имеется огромное количество операторов, которые подключены к различным более-менее крупным концентраторам и/или к одному — центральному.

Cnews.ru: Недавно заместитель руководителя Департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатизации заявил, что одним из основных направлений деятельности Минсвязи является устранение имеющейся диспропорции и приведение рынка в соответствующее сбалансированное состояние. Не считаете ли вы, что вмешательство министерства может, наоборот, нарушить нормальное развитие телекоммуникационного рынка России?

Герман Мызовский: Я считаю, что Министерство имело в виду создание некого набора руководящих документов отрасли (РД), который формально опишет технические параметры услуг IP-телефонии, правила сертификации и т.д. Говоря о развитии рынка, можно отметить, что многие операторы находятся на очень низком уровне своего профессионального развития. Специалисты некоторых компаний могут иногда задать такой вопрос, от которого настоящим профессионалам дурно становится. Непрофессионализм этих людей как раз и является одним из факторов, дискредитирующих услуги IP-телефонии. Уже не должно произойти чего-то более ужасного с рынком. Мы уже прошли низшую точку становления рынка, теперь он будет развиваться цивилизованным образом.

Cnews.ru: В настоящее время уже не обсуждается вопрос наличия в современной телекоммуникационной системе концентраторов. Каким, на ваш взгляд, должен быть функционал и качества подобных обменников и каким образом должен происходить процесс управления ими?

Герман Мызовский: Основной задачей концентратора является осуществление интеллектуальной динамической коммутации каждого вызова. На самом деле, эта технология уже успешно работает на протяжении года. Процесс построения маршрутизации в интернете носит хаотичный характер. Выбор пути передачи пакетов — динамический по самому короткому пути, результат такого выбора всегда случайный. И это всех устраивает, пока речь не заходит о предоставлении услуг «реального времени», таких как VoIP. Здесь необходим дополнительный контроль. Это значит, что звонок должен уйти не по самому короткому пути, а по наиболее качественному маршруту. Причем рейтинг терминации вычисляется по совокупности параметров местной телефонии и канала интернет. Наилучший маршрут за меньшие деньги.

Весь интеллект концентратора должен работать на обеспечение качества. Причем контроль должен быть как косвенный, так и прямой. В настоящее время мы работаем почти полностью по косвенным признакам, таким, как продолжительность разговора, коэффициент дозвона, скорость установки соединения, статистика передачи факса и т.д.. По каждому из этих признаков можно задать конкретный фильтр с тем, чтобы отсеять нежелательные маршруты терминации, а оставшиеся отсортировать по наименьшей цене или по наилучшему качеству.

Нами разрабатывается несколько вариантов решений для прямого контроля качества. По одному из них система после завершения каждого звонка сохраняет информацию о соединении: параметры голоса, потери пакетов, задержка и т.п. Все эти данные заносятся в базу для последующего анализа. Причем анализ используется применительно к покупателю, продавцу и к конкретному шлюзу, если у продавца их несколько. Это является примером создания прямых, абсолютных показателей качества. Выше этого могут быть только целенаправленные субъективные тесты слоговой разборчивости.

Не менее важным качеством VoIP-концентраторов является открытый доступ к ресурсам терминации со свободным ценообразованием. Именно это качество является залогом конкурентной борьбы на рынке за первое место в числе операторов на каждом конкретном направлении.

В настоящее время в России существует один мощный концентратор, но лучше, чтобы их было несколько. Безусловно, что для рынка необходимо, чтобы существовали региональные концентраторы, московские обменники и т.п. В случае если существует несколько концентраторов, возникает вопрос о взаимном обмене трафиком между ними. Коммерческая основа взаимовыгодного сотрудничества обменников пока не изучена.

При этом необходимо иметь в виду, что концентраторы — продукт штучный и высокоинтеллектуальный. Его невозможно продать в коробке — он устареет через 1–2 недели. Работы по его усовершенствованию и модификации ведутся постоянно.

Cnews.ru: Какие новые услуги появляются на рынке в связи с появлением концентраторов?

Герман Мызовский: Уровень сервиса для корпоративного клиента значительно выше потребностей обычного пользователя (физического лица). Однако менеджер по работе с особо требовательными заказчиками может настроить параметры дозвона таким образом, чтобы обеспечить наилучшую телефонию, слегка ослабив ограничения по цене, но ужесточив требования по качеству. Это своего рода услуги брокера на бирже — следить за появлением новых операторов, за ценами на рынке и тестировать новые направления.

Динамическая маршрутизация, как класс, позволяет создавать новые услуги, которых раньше не было и более того — невозможно было представить. Есть ядро, которое состоит из какого-то количества площадок. На биржевой площадке работает брокер, который покупает трафик оптом. Но теперь ему предоставляется возможность обслуживать и розничных клиентов. Получив по аутсорсингу биллинг и систему управления карточной платформой, клиент биржи VoIP может создать бизнес и рабочие места «на всем готовом». Но уникальность услуги этим не ограничивается. В случае, если продавец предоставит каждому своему клиенту биржевой интерфейс, назначит маршрутизацию и покажет цену, заложив в нее собственный интерес, он может сам стать оптовым продавцом, посредником между розничными покупателями и биржевой площадкой. Этого не было раньше, но это уже работает.

Cnews.ru: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития VoIP-рынка в России?

Герман Мызовский: В настоящее время основной тенденцией развития VoIP-рынка является движение в сторону динамической интеллектуальной коммутации каждого вызова. У каждого оператора существуют приоритетные направления, наиболее популярные у его клиентов. Можно сконцентрироваться на целевой аудитории, предлагая буквально несколько направлений с отличным качеством и ценой. Однако речь идет о десятках, а то и о сотнях направлений, возникают серьезные проблемы, имеющие два решения. Первое — это заключение большого количества прямых контрактов и второе — использование ресурсов концентратора. Вне зависимости от выбранного пути, необходимо учитывать, что клиент будет требовать все и сразу. Если человек один раз не дозвонится, например, в Йошкар-Олу, или дозвонится, но не поймет или не узнает абонента — он будет очень недоволен. При этом, замечено, что не важно, насколько успешным был его предыдущий опыт «дозвона»: каждому клиенту нужна связь сейчас, хорошего качества и по приемлемой цене.

Cnews.ru: Как ваша компания пришла к необходимости создания VoIP-биржи?

Андрей ВоронинАндрей Воронин: Известно, что биржа — это один из механизмов торговли, обкатанный и проверенный временем. Достоинством биржи является торговля в реальном времени с возможностью отслеживать изменение спроса и предложения, конъюнктурных соображений и ситуации на рынке и т.д.

Изначально биржа была разработана для торговли товаром. Было введено множество определений биржевого товара, которым всегда сопутствовал некий обязательный количественный перечень (например, 10 тонн металла определенной марки), соответствующий какому-либо стандарту. Этот стандартный биржевой товар называется лот, им и торгуют на бирже. Но как понятие товара применить к связи, тем более, к дальней? Мы попытались стандартизировать минуты, проходящие по разным направлениям, и вывели для себя следующее: единица измерения нашего товара — это минута, направление — это тип товара, а соответствие стандарту, ГОСТу, — в нашем случае это косвенные качественные характеристики этого товара. Основываясь на этих показателях, можно устроить торги, причем учитываться будет каждый прошедший звонок.

К несомненным достоинствам любой биржи можно отнести абсолютно прозрачное ценообразование. Если рынок монополизирован несколькими операторами — никто из клиентов этих операторов не знает, сколько переплачивает за телефонный разговор. Биржа позволяет включить механизм конкуренции ценообразования. Во-первых, это привлекательно для покупателя — перед ним будут все возможные предложения, и он сможет сориентироваться, по какой цене приобретать товар (минуты). Во-вторых, продавцы сразу могут оценить приемлемую цену продажи направления, которая даст толчок к росту или спаду объемов продажи товара (минут). Далее, вследствие того, что все данные по ценам и качественным характеристикам, которые мы вычисляем сами, не опираясь ни на какие цифры операторов, проходят через нас, мы имеем возможность отображать всем участникам торговой системы эти показатели в режиме реального времени. Каждый посетитель нашей биржи в любой данный момент времени может увидеть, сколько операторов и по каким ценам предлагают возможность позвонить по России, какие у них качественные коэффициенты: средняя продолжительность разговора, коэффициент дозвона и т.д.

Говоря о «минусах» биржи, необходимо отметить, что если они и возникают, то только у посредников, потому что, если посредник знал какие-то ходы и лазейки и на них зарабатывал, то в данный момент схема работы биржи исключает возможность нечестной игры. Допустим, посредник пришел на биржу, выставил цену, а потом та компания, чьи направления он продавал, случайно узнала о существовании биржи и сама пришла на биржу. Предложение посредника тут же становится неконкурентоспособным. Вполне возможно, что ему удастся что-то продавать — это не возбраняется, но на рынке уже будет присутствовать первоисточник, что на руку покупателю.

Продавцам мы предоставляем централизованные расчеты за оказанные услуги, включая зачет взаимных требований. Механизм взаимных зачетов намного облегчает работу операторов: компании смотрят, сколько денег за терминацию потребителей они заработали на бирже, выписывают счет и сразу получают деньги из одного источника.

Cnews.ru: Как организована оплата услуг вашей площадки для клиентов?

Андрей Воронин: Поскольку администрация торговой площадки не является кредитным учреждением, но вместе с тем должна гарантировать компаниям, что их услуги покупаются не за «воздух», а за «живые» деньги, все покупатели должны положить депозит. Мы не строим никаких пирамид и не регламентируем размер депозита, т.е. покупатели могут положить на свой счет $1 и, как только они его выговорят, им будет отказано в обслуживании, пока они не пополнят свой лицевой счет. Покупатель может добавлять деньги 10 раз по $1, и когда он поймет, что никакого жульничества нет, положит $100. То есть, наши требования рассчитаны на людей с любым достатком, на компании с любым оборотом. Кроме того, подключение к бирже бесплатное, единственное, что стоит денег, — это проверка оборудования. Когда приходит новый оператор и говорит, что он готов терминировать направление, мы, для обеспечения совместимости оборудования, правильного подключения кодеков, корректной терминации, проверяем это оборудование. Стоимость этой услуги символическая — $10 и служит для фильтрации несерьезных операторов.

Cnews.ru: Какой коэффициент дозвона можно считать приемлемым?

Андрей Воронин: Хороший показатель коэффициента дозвона — 40% . Уровень может колебаться в зависимости от региона. Например, в Америку вы дозвонитесь с вероятностью 99%, поскольку там уровень развития телекоммуникаций довольно высокий. В итоге вы выйдете либо на автоответчик, либо на факс, т.е. соединение произойдет. В случае с Вьетнамом ситуация может быть противоположная: коэффициент 30% может быть максимальным, т.к. связь в этой стране оставляет желать лучшего, телефонная сеть в стране не развита и постоянно происходят межстанционные отказы.

Есть категория операторов, которые пытаются нечестно оперировать с коэффициентом дозвона. Однако мы можем определить, где коэффициент завышен, а где — нет, поэтому при замеченном нами превышении определенного значения одним или группой операторов мы немедленно начинаем их проверку. Нарушители могут быть оштрафованы и предупреждены, а в случае повторения, они будут исключены из системы и не смогут работать на бирже. Контроль качества предоставляемых услуг в системе автоматизирован, но не полностью по вине подобных операторов.

Cnews.ru: Какое количество операторов являются пользователями VoIP eXchange в настоящее время?

Андрей Воронин: Мы зарегистрировали уже более 1500 операторов. Причем, «калибр» операторов очень сильно разнится. Среди наиболее крупных можно перечислить такие компании, как «Транстелеком», Deutsche Telecom и ряд национальных операторов связи разных стран.

Cnews.ru: Ведете ли вы работу по захвату в каждой стране наиболее крупных операторов?

Андрей Воронин: По своей природе мы не агрессивны, поэтому охарактеризовать это словом «захват», было бы неправильно. У нас есть понятие сети площадок, т.е. мы — не единственные, у нас множественная администрация. Мы администрируем центральную московскую площадку, а наши региональные представительства — российские и в других странах — знают местную ситуацию и местных операторов и администрируют свою часть системы. Мы в России знаем, что в Германии есть компания Deutsche Telecom, но мы можем не знать какого-то небольшого оператора, а вот местная администрация системы их знает и предложит им возможность взаимодействия. Кроме того, значительно проще рассчитываться в местной валюте. В той же Украине представителям проще вести расчеты в гривнах. Фактически наша система построена по схеме безмасштабных сетей — есть крупные площадки-концентраторы трафика, есть и небольшие. Мы развиваем сеть региональных представительств для того, чтобы подключать разных операторов.

Cnews.ru: Известно, что в прошлом году на Украине власти резко подняли стоимость лицензии для альтернативных операторов. Как в настоящее время обстоит ситуация с IP-телефонией на Украине и в других странах СНГ?

Андрей Воронин: На Украине ситуация очень интересная: лицензируется только оказание услуги. Покупка услуги лицензироваться не может: вы не можете дать лицензию на покупку лекарств, а вот на производство лекарств — пожалуйста. Официально IP-телефония разрешена украинским законодательством, но стоимость лицензии для многих операторов является просто заоблачной. Возможно, везде есть «подпольщики», — на Украине они тоже есть. Но их мало и они боятся показаться. Бояться на самом деле есть чего, ведь существует достаточное количество технических средств для выявления этих операторов.

В Белоруссии ситуация проще — там явная монополия на связь и в законодательстве прямо сказано, что дальняя связь на Белоруссию — это приоритет государства, все остальное — наказуемо.

По сравнению с другими азиатскими республиками достаточно продвинут в плане VoIP-технологий Казахстан: там много каналов связи и операторы нормально развиваются. В этой стране нет монополии — наряду с государственными компаниями работают и частники. Другое дело, что там инфраструктура менее развита, чем в России.

Значительно хуже выглядит Таджикистан, где каналов практически нет, а те, которые есть, находятся в морально устаревшем состоянии. Соответственно, спрос на рынке связи на такие направления, куда сложно дозвониться, очень высок, там и норма рентабельности большая, но и спекулятивный механизм неизменный — автоответчики.

Cnews.ru: Какие механизмы доступны пользователям вашей системы для выбора наиболее оптимального оператора при осуществлении звонка по какому-то конкретному направлению?

Андрей Воронин: В данный момент мы даем нашим пользователям инструментарий, с помощью которого они могут ранжировать всех операторов, фильтровать их и сортировать. В итоге получается некая очередь для обработки звонка. У нас уже работает порядка 10 — 12 критериев. При прохождении звонка от меня к абоненту система по этим критериям берет сиюминутное значение всех качественных характеристик, отсекает тех операторов, которые не удовлетворяют заданным требованиям, и выстраивает оставшихся в список. То есть, если у меня сейчас один список поставщиков, то через минуту он может измениться, в силу того, что у кого-то изменились цена или качественные характеристики. Список адекватен именно в момент прохождения вызова.

Далее вступает в силу такой механизм, как динамический роутинг: пользователь покупает связь не от конкретного оператора, а получает возможность перебрать их по очереди. Плюс этого механизма — это управление всеми поставщиками в автоматическом режиме. Нам не нужно отслеживать, не пришел ли какой-то новый оператор с хорошими характеристиками. Нам также не нужно рассчитывать, каким по счету в очередь его необходимо поставить. Все это система делает автоматически.

Cnews.ru: Не могли бы вы рассказать о контроле качества, который вы используете в системе VoIP eXchange?

Андрей Воронин: Контроль качества системы можно условно разделить на две части. Первая — это автоматизированный контроль качества и вторая — персональный контроль качества.

Кроме того, что покупатель сам задает качественные характеристики, раз в сутки система проверяет все качественные характеристики всех операторов по всем направлениям и, если они не удовлетворяют нашим минимальным требованиям, их заявки снимаются с торгов. Если, допустим, коэффициент дозвона равен нулю, — направление не работает, то заявка по данному направлению снимается и владельцу оборудования посылается уведомление о проблемном направлении. Например, коэффициент дозвона равен 100%, а на большом количестве звонков вероятность наступления такого события чрезвычайно мала: на каком-то этапе может быть абонент занят. Это говорит о том, что это некорректное оборудование, которое на любой вызов выдает сигнал Connect. Мы снимаем это направление с текущих предложений, с требованием проверки оборудования на стороне терминирующего оператора. Таким же образом отсекаются операторы, которые пытаются предоставить терминацию через аналоговые соединения. По условиям подключения к VoIP eXchange оператор должен иметь цифровое соединение с телефонной сетью общего пользования.

Персональный контроль качества. В самом деле, все те качественные характеристики, которые мы до сих пор рассматривали, — коэффициент дозвона, средняя продолжительность разговора и т.д.- это некие усредненные показатели.

Мы используем способ, как реально дать статистику по оценке персонального качества. Используя статистику, возвращаемую устройством после каждого звонка конкретного пользователя, мы анализируем такие данные, как потеря пакетов по конкретному звонку, колебание времени прохождения сигнала по звонку и другие характеристики. После чего показываем эту статистику оператору с тем, чтобы он устранил возможные неполадки на своем оборудовании. То есть происходит постоянный мониторинг и отладка направления.

Cnews.ru: По какому принципу вы строите отношения с локальными площадками в странах СНГ? Принадлежат ли эти площадки вашей системе или они независимы?

Андрей Воронин: Это независимые компании, у нас с ними есть соглашение, единая система расчетов (биллинг). Распределенность нашей системы — это очень важно, в этом ее стабильность. Если завтра, по каким либо причинам в какой-либо стране IP-телефонию станут регулировать на государственном уровне, вводить пошлины и специальные требования, вследствие чего станет ясно, что IP-телефония не сможет развиваться, — мы закроем эту площадку, но система останется в остальных частях мира.

Cnews.ru: Каковы масштабы использования IP-телефонов?

Андрей Воронин: IP-телефоны появились на рынке еще 2 года назад, но по причине высокой стоимости самих IP-телефонных аппаратов большого распространения услуга не получила. Конечно, стоимость по сравнению с обычным телефоном была несопоставима, обычный можно было купить за $30, а IP-телефон — за $500–600, разница очевидна. Сейчас ситуация в корне изменилась, появилось большое количество IP-телефонов от разных производителей, да и цены стали приемлемыми. Однако, у нас еще не настолько развит рынок каналов связи для конечного пользователя, даже в Москве. Есть дома, подключенные к интернету, есть квартиры, в которые проведен интернет, но их доля на рынке настолько мала, что спрос на IP-телефоны, соответственно, такой же низкий. Кому нужен IP-телефон, если не знаешь, как его использовать? На работе — да, если предприятие подключено к интернету выделенным каналом, руководитель может подключиться и совещаться со своим коллегой из другого региона. Такой спрос есть, но в силу того, что ограничено количество руководителей и предприятий, которые настолько хорошо себя чувствуют, чтобы позволить себе работать через IP, спрос не очень большой. Но, тем не менее, все меняется, и спрос начинает понемногу расти.

В будущем, когда уровень проникновения интернета в повседневную жизнь нашего общества будет более значительным, и доступ в интернет будет осуществляться не только по кабелю, но и с помощью беспроводных технологий, проблем с коммуникациями по IP не будет. Вопрос заключается в двух вещах — в относительной стоимости оборудования и наличии канальной части, которая может быть и радиоканалом. Сейчас Intel очень активно продвигает беспроводные технологии, скоро появятся мелкие операторы, которые будут обслуживать один дом — подведут выделенный канал, поставят оборудование и будут вести своих пользователей. Это очень хорошо коррелируется с заявлением Минсвязи, что они упростят лицензирование.

Cnews.ru: Как вы видите перспективы IP-телефонии?

Андрей Воронин: В настоящее время само упоминание IP-телефонии стало нарицательным, означающим нечто плохое. Тем не менее, реноме IP-телефонии уже начинает подниматься. Операторы сотовой связи, например «Мегафон», не колеблясь, уже указывают в своих буклетах, что клиенты могут использовать IP-телефонию (Тариф GSMЛАЙТ: IP телефон). Приведу небольшой, но показательный пример: весь телефонный трафик в Италии между Римом и Миланом идет через IP-каналы. Если сеть IP-телефонии правильно построена, она будет работать нормально.

Любая связь через некоторое время должна будет перейти на пакетную. Это правильно с точки зрения эффективного использования сети и каналов связи. Каналы связи должны быть универсальными, мультисервисными: данные — электронное письмо, голос или видео — должны быть доставлены адресату. Разделение на традиционную голосовую и IP-телефонию скоро исчезнет.

Cnews.ru: Кто будет определять направления дальнейшего развития рынка IP-телефонии — государство, сообщество альтернативных операторов или какая-то надстройка, которая будет состоять частично из представителей государственных телекоммуникационных компаний, частично — из альтернативных операторов связи?

Андрей Воронин: У государства сейчас достаточно здравый взгляд на бизнес и оно пытается все меньше и меньше вмешиваться в него. Я не думаю, что развитие будет определять какая-то группа компаний или какая-то ассоциация в России. Безусловно, будут разрабатываться новые стандарты связи, развиваться стандарты беспроводной связи. Возможна даже ситуация, что через некоторое время проводная связь останется только на магистральных каналах, на больших объемах информации. В таком случае проблема «последней мили» исчезнет, так как соединение до конечного потребителя пройдет по радиоканалам. Очевидно, что государство будет активно регулировать развитие российского рынка связи на законодательном уровне. Наша задача — активно осваивать и коммерчески использовать более совершенные технологии для оказания услуг связи.

Cnews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS