Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Российский рынок систем инструментального контроля инфокоммуникаций

Российский рынок систем инструментального контроля инфокоммуникацийСодержание:

Роль измерительной техники в современных телекоммуникациях
Глобализация на мировой рынке измерительной техники
Волна кризиса 2002 — 2003 гг.
Российский рынок измерительной техники
Региональная структура рынка России и СНГ
Тенденции в развитии контрольно-измерительной техники

В эволюции рынков измерительной техники телекоммуникаций и средств связи есть много общего. Можно даже сказать, что эти рынки развиваются одинаково. Коротко напомним этапы этого процесса.

Роль измерительной техники в современных телекоммуникациях

 
С переходом к цифровым технологиям передачи данных с высокой пропускной способностью (SDH и АТМ), к новым системам сигнализации (ОКС 7 и протоколы ведомственных сетей ISDN) и новым концепциям предоставления услуг пользователям (интеллектуальные сети), оборудование и программное обеспечение систем связи стали значительно сложнее. Соответственно повысилась и роль измерительной техники на сетях связи. Измерительные технологии в сетях современных телекоммуникаций должны сыграть конструктивную роль, т. е. помочь в настройке и оптимизации сетей связи, поиске неисправностей, для разрешения конфликтных ситуаций.

Распространенное мнение, что цифровые системы связи точнее и надежнее, а поэтому на их обслуживание на этапе эксплуатации требуется меньше времени, неверно. Действительно, цифровые технологии обеспечивают лучшее качество связи и лучший контроль за ресурсами сети, проще в эксплуатации. К тому же на обслуживание хорошо отлаженной сети тратится меньше времени. Однако справедливо и то, что «неухоженная» цифровая сеть «деградирует» гораздо быстрее аналоговой и требует при восстановлении гораздо больших затрат. Распространенное сегодня отношение к измерительному оборудованию служб эксплуатации как к «довеску» к телекоммуникационному оборудованию в современных телекоммуникационных сетях неэффективно.

Большинство российских операторов цифровой связи сталкиваются с объективной необходимостью проведения измерений на своих сетях: на этапе инсталляции, для проверки соответствия параметров сети заданным техническим условиям и нормам; на этапе эксплуатации, для поиска и устранения неисправностей и мониторинга состояния основных узлов в процессе регламента; на этапе коммерческого использования, для анализа показателей качества работы сети; на этапе модернизации, при вводе нового оборудования и новых услуг, расширении сети и т. д. Все это в сочетании с объективным развитием технологии приводит к комплексным интегрированным измерительным решениям.

Основные ведущие фирмы-производители контрольно-измерительного оборудования: Agilent Technologies, Tektronix, Fluke, Acterna, Anritsu, NetTest, Sunrise Telecom, IXIA, Radcom, Photon Kinetics, Consultronics, Tempo, EXFO.

Глобализация на мировой рынке измерительной техники

Процесс глобализации на мировом рынке начался уже в конце 90-х годов, когда появились первые объединения фирм-производителей. Так, Marconi Instruments объединилась с IFR, Tempo купила часть Tektronix, Wavetek объединился c Wandel&Goltermann, GN Elmi — с Navtel, Azure, образовав концерн GN NetTest (затем GN NetTest купил компании PK Technology, Photonetics и YORK), японская Anritsu приобрела Wiltron, а R&S заключил магистральное соглашение с Advantest.

В этот момент впервые обозначился вектор объединения компаний. Единственным исключением стало разделение Hewlett-Packard и выделение в качестве компании измерительного направления Agilent Technologies. Но в целом, вектор обозначился достаточно точно, и далее процесс глобализации покатился чрезвычайно динамично.

Так, если к середине 90-х годов на рынке измерительной техники для телекоммуникаций присутствовало более 150 компаний-производителей, то к 2000 г. их осталось едва ли более 60, а в настоящее время не наберется более 40 серьезных предприятий.

Но какими бы причинами не определялась внешняя глобализация рынка измерительной техники, результат объективно один — в целом образовалось 8 транснациональных монополий, контролирующих большую часть мирового рынка измерительной техники для телекоммуникаций. Несмотря на свой транснациональный характер, эти компании сохранили район тяготения, который определяется в первую очередь происхождением управляющей команды. Соответственно, основная направленность захвата рынка также подчинена определенной географии:

  • TREND — Европа;
  • NetTest — США + Европа;
  • Acterna — США + Европа;
  • Agilent — CША;
  • Anritsu — Азия;
  • Sunrise Telecom — США + Азия;
  • Tempo — США + Европа;
  • EXFO — США + Канада.

Следует отметить, что все перечисленные компании успешно представлены на российском рынке и, по сути, определяют его развитие.

Глобализация привела к многочисленным последствиям для общемирового рынка измерительной техники. Укрупнение компаний, внутренняя борьба за власть, рост управляющего персонала, объединение офисов продаж и т. д. вытеснили с первых мест задачи разработки новых приборов. Последние годы стали одними из самых бедных по количеству новинок.

Укрупнение компаний привело к росту управляющего состава. Как следствие, компании потеряли гибкость и превратились из рыночных в «полусоциалистические» образования со всеми вытекающими последствиями. Ослабла конкуренция, что сказалось на качестве приборов. В настоящее время даже брэнды не гарантируют качества всех моделей.

Волна кризиса 2002 — 2003 гг.

Но самый главный итог для тех, кто интересуется рынком измерительной техники, — новые «мастодонты» фактически не смогли эффективно справиться с кризисной ситуацией. Кризис телекоммуникаций охватил измерительное направление совсем недавно — в 2002 — 2003 гг. И вся эффективность глобализации рынка измерительной техники рухнула вместе с курсом акций наиболее крупных производителей.

Объем стагнации определялся главным образом объемом самой компании: чем больше танкер, тем больше нефтяное пятно. Цены на акции компаний начали таять в разы. Общее сокращение расходов компаний не могли не сказаться и на объемах новых разработок. Со стороны создается впечатление, что период 2002 — 2003 гг. — это полный застой в разработке новых измерительных приборов и решений.

По-видимому, здравый смысл возобладал. Таков все-таки капитализм: если предприятие не может работать, поскольку оно большое и малоподвижное, его разбивают на мелкие части. И в начале — середине этого года процесс децентрализации начался.

От концерна NetTest отлетели составляющие PK Technologies и Navtel. От Acterna отошло радионаправление (теперь это компания willTek) и системы мониторинга ОКС-7 (компания NEXUS). В дальнейшем тенденция, похоже, сохранится, и все мало-помалу придет в исходное работоспособное состояние: 100 — 150 небольших и работоспособных компаний на мировом рынке.

Российский рынок измерительной техники

В нашей стране рынок средств связи возник приблизительно десять лет назад, когда исчезла государственная система централизованных закупок импортной техники. Поначалу образовался ряд совместных предприятий (СП), которые стали поставлять технику ведущих мировых производителей. Когда объемы продаж оборудования достигли определенного уровня, начали открываться представительства фирм-производителей, постепенно полностью вытеснившие эти СП и превратившие их из продавцов в дистрибьюторов. Однако работа представительств мало чем отличается от работы дистрибьюторов: и те и другие представляют интересы фирмы-производителя и стремятся к коммерческому успеху ее продукции. Если сотрудник представительства и знает, что продукция конкурирующей фирмы более подходит для решения конкретной задачи, он все равно станет «проталкивать» изделие своей «родной» фирмы. Таковы правила игры.

Для глубокого ознакомления с новейшими технологиями цифровой связи российскому инженерному корпусу потребовалось некоторое время. По нашему мнению, именно этим можно объяснить долгое присутствие на отечественном рынке ограниченного числа производителей. И только два-три года тому назад наметилась тенденция к расширению списка фирм-производителей. В России впервые зазвучало ныне известное всем словосочетание «системный интегратор». Специалисты фирм-интеграторов, основываясь на знании недостатков и достоинств продукции различных фирм-производителей, подбирают для своих заказчиков оптимальное решение и гарантируют безотказную работу системы в целом. В настоящий момент системные интеграторы, объединившие лучшие инженерно-технические кадры, уверенно выходят на рынок средств связи. Если год назад их сфера деятельности ограничивалась лишь небольшими локальными и корпоративными сетями, то сейчас некоторые из них способны строить самые сложные сети связи. Аналогичный процесс мы наблюдаем и на российском рынке измерительной техники.

Россию мировой кризис телекоммуникаций не затронул — слишком велик здесь спрос на услуги связи. Но глобализация в России пошла полным ходом, только обусловлена она была наведением порядка в стране и укреплением вертикали власти. ОАО «Связьинвест» разделил страну на 7 регионов и объявил об укрупнении операторов связи. В результате из 89 операторов было решено создать 7. Аналогично поступили ведомственные операторы — «Газпром», «Транснефть» и т. д. 

Укрупнение предприятий связи привело к ускорению появления крупных системных интеграторов. Большой телекоммуникационной компании оказывается удобнее не выбирать по одному прибору, а работать с системным интегратором, поставляющим всю линейку необходимого оборудования. А его выбор определяется полнотой линейки оборудования и спектром оказываемых услуг. Спрос рождает предложение, в результате на рынке измерительной техники появились мощные системные интеграторы, которые строят свои решения либо на технике одной фирмы-производителя (импортной), либо на основе синтетических решений с использованием импортной и отечественной техники. Интересно, что наиболее динамичные компании такого уровня появились именно в последние несколько лет.

Те же, кто не поставляет всю линейку оборудования, оказались не у дел. Именно к таким участникам рынка можно отнести всех российских производителей измерительной техники. В той или иной степени существующая ситуация привела к тому, что российские производители приборов по сути были выброшены с рынка. Последние годы характеризуются постепенным снижением доли отечественной измерительной техники.

Региональная структура рынка России и СНГ

Структура рынка контрольно-измерительного оборудования прямо соотносится с общей структурой рынка телекоммуникаций. В зависимости от развития этой отрасли в каком-либо регионе, соответственно, и возникает спрос на поставку определенного контрольно-измерительного оборудования.

Рынок России очень сильно сегментирован. В различных районах спросом пользуется различные технологии и оборудование связи. Если в центральных районах линии связи строятся на оптике, то Сибирь и Дальний Восток используют спутниковые технологии, поскольку население района не так многочисленно и необходимо обеспечивать связью большие расстояния. Соответственно этому формируется спрос на определенный вид контрольно-измерительного оборудования.

В Центральном регионе сильные позиции занимают местные электросвязи и Центртелеком. В удаленных же районах конкуренцию им составляют альтернативные операторы.

Среднеазиатский регион. Казахстан, Узбекистан, Киргизия

Несомненно, структура и объемы рынков этих стран существенно различаются. Однако в каждой из стран в последнее время стали организовываться и проводиться выставки, конференции и семинары, посвященные вопросам развития телекоммуникаций. В целом растет интерес к современным технологиям. Так, в Киргизии начат проект про созданию республиканского телевидения. Ситуация в Узбекистане также интересна. В связи с ситуацией вокруг Ирака и планами некоторых государств по созданию военной базы на территории Узбекистана, в регион были направлены значительные инвестиции на развитие телекоммуникационной отрасли в 2002 году.

Украина и Молдова

Украина и Молдова приблизительно похожи по ситуации на рынке. Некоторые компании работают очень успешно в рамках этого региона, однако нельзя не отметить определенные сложности с финансированием телекоммуникационных проектов в этих странах. Ожидается, что в ближайшем будущем рынки этих государств станут очень перспективны интересны.

Тенденции в развитии контрольно-измерительной техники

Важной тенденцией на рынке контрольно-измерительной техники является переход к универсальным средствам контроля. Производители предлагают не один прибор с определенной функцией, а универсальные приборы со сменными блоками, которые позволяют значительно расширить их функциональность.

Что касается перспектив данной отрасли, то наблюдается явная тенденция роста интереса к сетям следующего поколения — т.н. NGN-сетям. Проводятся многочисленные конференции и семинары на эту тему. Многие компании-производители, например, Alcatel, Nortell, Lucent, и др. предлагают такие решения. Хотя решения для контроля сетей NGN уже существуют (NetTest, IXIA, NAVTEL). Однако, после внедрения новых сетевых технологий, первое время наблюдается перерыв в спросе на контрольно-измерительное оборудование. Но после периода освоения новых технологий, постепенно возникает потребность контроля работы этих систем и спрос растет.

Важно также отметить тенденции перехода производителей и потребителей от отдельных систем к системным решениям. Так, например, в компании «Вымпелком» активно внедряется система MasterQuest., существуют реализованные проекты для РАСКОМ, МГТС. Планируется, что процесс внедрения этой системы пойдет по всей России. Большой спрос наблюдается в настоящее время на системы мониторинга сетей сигнализации телекоммуникаций, мониторинга волоконно-оптических сетей.

SYRUS SYSTEMS

Игорь Соколов: Вслед за цифровым телевидением в России начнут развиваться спутниковые мультисервисные услуги

Игорь Соколов
Игорь Соколов
Интервью CNews.ru дали Игорь Соколов, генеральный директор компании SYRUS SYSTEMS, и Сергей Постников, заместитель генерального директора компании. В интервью рассматривается ситуация на рынке спутниковой связи, наиболее значимые события, а также тенденции, которые в ближайшее время будут определять направление развития данного сегмента.

CNews.ru: Каково сегодня соотношение отечественных и иностранных производителей оборудования для спутниковой связи на российском рынке? Насколько высок уровень конкуренции в данной сфере?

Сергей Постников: Для ответа на этот вопрос необходимо разделить рынок производителей на два сегмента. В одном сегменте — это в первую очередь производство спутников — очень сильны позиции отечественных производителей. Есть довольно мощные, профессионально работающие предприятия, которые не растеряли свой запас. Поэтому в части интеграции непосредственно спутников и построения орбитальной группировки — российские производители занимают ведущее положение.

В сегменте оборудования для спутниковой связи ситуация абсолютно противоположная. Иностранные производители имеют значительный перевес над отечественными компаниями. Примеры построения систем с использованием только отечественных компонентов, безусловно, есть. Однако в большинстве случаев «мозги» системы — иностранного производства.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS