Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Новые услуги: развлекаться обязан каждый

Новые услуги: развлекаться обязан каждыйСодержание:

Что нового представили российские сотовые операторы в этом году?
Какие услуги будут продвигаться сотовыми операторами в новом году?

Операторы сотовой связи во всем мире переживают устойчивый спад показателей среднего дохода с абонента (ARPU) и общих доходов от голосовой связи из-за увеличения разнообразия услуг обмена данными, показатели которых, наоборот, растут. К такому выводу пришла исследовательская компания Yankee Group, проанализировав финансовые показатели рынка. Доходы от голосовых переговоров абонентов снижаются везде и операторы должны рассчитывать на услуги обмена данными, чтобы средний доход с абонента не начал падать в целом.

 
По прогнозам аналитиков, к 2007 году в мире будет более 1,75 млрд. владельцев мобильников. Ввиду растущей конкуренции голосовая связь будет дешеветь, а доход операторов будет расти от внедрения новых приложений для сетей 2,5G (GPRS) как для корпоративных, так и индивидуальных абонентов.

Действительно, поступления от предоставления неголосовых услуг начинают занимать заметную долю доходов сотовых компаний, и российские операторы не являются исключением. Так, «Мегафону» в 2002 году эти услуги обеспечили более 12% от общего объема доходов (в настоящее время 14% средств абоненты тратят на дополнительные услуги). Речь идет о коммерческих сервисах SMS, MMS, GPRS, услугах на базе мобильного позиционирования (проект WebLocator), игры (BotFighters и пр.), и т.п.

«ВымпелКому» дополнительные услуги приносят сейчас порядка десятой части всех доходов оператора (из них информационно-развлекательные — 20–25%, что составляет около 5 млн. долл. за третий квартал 2003 года). МТС только за счет SMS получает более 7% от общей выручки (пятую часть SMS-трафика составляет трафик развлекательно-информационных SMS-услуг).

Будут расти доходы и от мобильных игр. Так, в опубликованном недавно докладе Всемирного форума беспроводной связи (W2F), объем мирового рынка игр для мобильных телефонов оценивается в 2003 году в 520 млн. долл., при этом делается прогноз, что к 2006 году эта цифра вырастет до 1,9 млрд. долл. По оценке W2F, только на Японию и Южную Корею приходится на данный момент 64% глобального рынка мобильных развлечений (50% — только на Японию). Помимо увеличивающегося спроса на игры для мобильников в Азии, эксперты W2F ожидают лавинообразного роста этого рынка в Европе и США в ближайшие 3 года.

Что нового представили российские сотовые операторы в этом году?

Помимо привычных SMS-сервисов сотовые операторы активно продвигали услуги на основе MMS и GPRS. Результаты довольно ощутимы, в частности, к началу октября в сети «Би Лайн GSM» было зарегистрировано уже более 180 тысяч пользователей GPRS. Расширялась и география предоставления этих услуг. Так, 10 сентября услуги на основе технологии пакетной передачи данных стали доступны абонентам «Би Лайн GSM» во Владимире, Ярославле, Иваново и Костроме, и общее число регионов, где «ВымпелКом» предоставляет сервисы на основе технологии GPRS, достигло 32.

Активно продвигал GPRS и «Мегафон» — 1 июня в столичной сети оператора стартовал «Месяц мобильного интернета», в течение которого все абоненты сети получили бесплатный доступ к мобильным услугам на базе GPRS, однако география этого сервиса ограничивалась только Московским регионом. К октябрю абоненты столичной сети «Мегафон» получили возможность выходить в мобильный интернет и обмениваться мультимедийными сообщениями при поездках на Мальту, в Финляндию, Турцию и Нидерланды. По данным компании, москвичи все более активно пользуются этими услугами: среднемесячный трафик составляет около 500 Гбайт.

Внедрялись также услуги обмена мультимедийными сообщениями в режиме «телефон-компьютер»/"компьютер-телефон". В частности, в этом году «МегаФон» предложил услугу MegaWAP, реализованную на базе технологии MMS. Другое применение этой технологии было реализовано в виде услуги «Личный MMS-альбом» — виртуального пространства в интернете, где человек может хранить свои фотографии, сделанные MMS-телефоном, а также любые другие MMS-сообщения.

Для популяризации MMS-технологии с 1 июля столичный «МегаФон» установил новые тарифы на исходящие MMS-сообщения, которые, по данным компании, среднем в 2 раза ниже стоимости мультимедийных услуг у операторов Европы. Например, иллюстрированное MMS-сообщение среднего размера стало стоить столько же, сколько и обычное сообщение SMS.

По данным «МегаФона» с января 2003 года MMS-услугами в столичной сети оператора воспользовались более 10 тысяч человек, которые ежемесячно отправляют десятки тысяч сообщений. По оценкам экспертов, к концу 2003 года число владельцев MMS-телефонов в Европе составит 8% от общего количества абонентов мобильных сетей. По собственной оценке оператора, этот показатель в столичной сети «МегаФон» превысит 5% к началу 2004 года.

Не забывали операторы и о «старых добрых» SMS. 22 июля у абонентов «Би Лайн GSM» появилась возможность испытать сервис Forward2SMS, который позволяет абоненту управлять своим почтовым ящиком посредством SMS. Услуга позволяет получить адрес электронной почты для своего телефона, принимать сообщения, отправленные с почты на телефон, отвечать на них с телефона.

Другой способ использования SMS предложил «МегаФон», внедривший с 17 ноября услугу «Кто звонил?» — недорогую альтернативу голосовой почте. В случае, если абонент какое-то время находился вне зоны действия сети или выключал телефон, он может получить подробную информацию о пропущенных звонках, не прибегая к платным услугам голосовой почты — по возвращении в сеть пользователь получит SMS c телефонными номерами звонивших, данными о количестве пропущенных звонков по каждому номеру и данными о времени последнего звонка.

Можно упомянуть также про «SMS-Кафе» — большая коллекция логотипов, мелодий и картинок для мобильных телефонов, которые можно выбрать на сайте и заказать по SMS, услугу «Телега» («говорящие» SMS). Процветали и мобильные SMS-игры.

Кроме того, были попытки реанимировать почти уже забытый WAP. Так, тот же «Мегафон» помогал студентам и школьникам «шпаргалить», используя WAP-сайт, на котором собрана справочная информация по различным предметам; в начале года был представлен мобильный портал MegaWAP, позволяющий пользоваться электронной почтой, работать с информацией в интернет, хранить персональные данные «за пределами» своего мобильного телефона и пр.

Получила свое дальнейшее развитие услуга WebLocator, использующая технологию мобильного позиционирования — с ее помощью предлагалось проводить мониторинг грузов (Weblocator-BOX) и использовать в качестве удобного средства навигации автомобиля (для этого требуется ноутбук, подключенный к интернет по каналу GPRS), а также использовать как приложение к охранной сигнализации.

Какие услуги будут продвигаться сотовыми операторами в новом году?

В ближайшей перспективе следует ожидать усиления активности сотовых компаний в организации точек коллективного беспроводного доступа в интернет и корпоративные сети (хот-спотов). Пионером в этом сегменте рынка среди других сотовых операторов является «ВымпелКом» — 12 ноября «Би Лайн GSM» объявил о запуске в опытно-коммерческую эксплуатацию услуг на основе технологии WLAN на территории Международного аэропорта Шереметьево-2 и в гостинице «Ирис Конгресс-Отель». Пока в качестве основных потребителей этих услуг в «ВымпелКоме» рассматривают роумеров из-за рубежа и надеются, что по мере увеличения количества хоп-спотов и расширения зоны покрытия WLAN российские пользователи также заинтересуются этим новым сервисом. На начальном этапе предоставления эта услуга бесплатна.

Кроме того, продолжат свое развитие и сервисы, основанные на технологиях MMS/GPRS, на базе мобильного позиционирования. Ну и, конечно, основной целевой группой, на которую будут ориентированы операторы — молодежь в возрасте до 35 лет (особенно большую активность проявят тинейджеры до 18 лет). На них, в основном, и рассчитан весь комплекс развлекательных услуг (игры, знакомства, астрологические прогнозы, чаты, логотипы, мелодии и пр.)

По данным ACM-Consulting, желание пользоваться дополнительными услугами возникает у трех четвертей абонентов, а оставшейся четверти пользователей не надо ничего, кроме обычного голосового общения. Что касается неголосовых сервисов, то людей, в основном, интересует услуга, позволяющая определить расположение ближайших магазинов, кинотеатров, ресторанов и пр. (15% всех пользователей). Столько же абонентов готовы использовать сотовый телефон в качестве средства оплаты всевозможных счетов. Развлечения интересуют всего 5% абонентов.

Сами операторы не согласны с последним утверждением. В частности, в «ВымпелКоме» считают, что абоненты проявляют повышенный интерес именно к развлекательным услугам — среди более 30 разных услуг наиболее популярным сервисом стал заказ мелодий и логотипов. Кроме того, большим спросом пользуются SMS-чаты и знакомства.

По данным «Мегафона» 90% его абонентов хотя бы раз пользовались информационно-развлекательными услугами. В рейтинге самых популярных сервисов на первом месте стоит «Клубничка» (подписка на рассылку фотографий из мужских журналов), далее следует услуга «мобильные знакомства»; неплохим спросом пользуются открытки и информация о погоде. Почетное место занимают игры, среди которых самая популярная в «МегаФоне» — BotFighters («мобильный пейнтбол»), привлекшая 3% пользователей телефонов; в МТС хитами являются «SMS-Пиранья», «Amigos!» (знакомства), голосование на популярной телепередаче «Фабрика звезд — 3».

Появляются и такие неожиданные услуги, как «горячая линия» («Би-Лайн», Воронеж) -заказ молебена или службы, «православный канал» (многие операторы) — любая информация о религии, «романтический телефон» (МТС, Новосибирск) — интим по телефону и пр.

В итоге, спрос на информационно-развлекательные услуги будет расти, что в условиях падения среднего дохода с абонента (ARPU) и общих доходов от голосовой связи очень важно для операторов.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS