Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Тарифная политика: хроника выдумок

Тарифная политика: хроника выдумокВ этом году сотовые операторы продолжили «проработку» различных целевых групп абонентов. Так, с 14 февраля МТС начала программу поэтапного ввода новой единой системы тарифных планов, которая, как сказано в пресс-релизе, «отвечает потребностям всех целевых групп абонентов». Эта система тарифов состоит из трех групп для физических лиц: «МТС. Оптима», «МТС. Бизнес» и «МТС. VIP», а также группы тарифов для корпоративных абонентов. Среди характеристик новой системы тарифных планов МТС — четкое сегментирование абонентской базы, снижение стоимости минуты по мере роста трафика, возможность сокращения расходов за счет использования дополнительных опций и пр.

 
1 апреля МТС расширила предложения семейства «Джинс» анонсировав новый тарифный план «Джинс-Тоник», предназначенный, в первую очередь, для молодежи (недорогая сотовая связь в вечернее и ночное время). С началом лета для всех абонентов тарифных планов семейства «Джинс» стала доступна услуга «Лето-Джинс» (в течение всего лета все местные звонки внутри сети тарифицировались с 50% скидкой). Руководство возлагало на «народный брэнд» большие надежды, предположив, что семейство тарифов «Джинс» вкупе с услугой «Лето-Джинс» позволит «усилить тенденции лидерства МТС в России по продажам». Это задаче должно было способствовать решение МТС о том, что до конца года для тарифных планов «Джинс-Классик» и «Джинс-Тоник» в Москве и Московской области не будет взиматься плата за входящие звонки с мобильных телефонов «БиЛайн» и для всех «джинсовых» абонентов сохранится бесплатный АОН.

Но, пожалуй, самое важное событие в тарифной политике МТС произошло в конце июня, когда компания объявила о новом тарифе в семействе «Джинс» — «Супер Джинс», основное и самое главное преимущество которого — это отсутствие ограничений по сроку действия платежей (остатки денег абонентов, подписавшихся на этот тарифный план, не сгорают). С этих пор у абонентов действительно появилась возможность тратить на связь именно столько, сколько они считают нужным.

Но и конкуренты не сидели, сложа руки. С 1 января для абонентов «Би+ GSM» была установлена новая цена на звонки внутри сети, которая составляет 50% от стоимости других местных вызовов. Таким образом, исходящие вызовы внутри сети «Би Лайн GSM» в рамках московского лицензионного региона стали в два раза дешевле, чем звонки на городские номера. Кроме того, для абонентов «Би+ GSM» с 1 января были введены следующие условия «заморозки» неизрасходованных средств: после окончания срока действия карты выбранного номинала оставшиеся на балансе абонента средства не «сгорают» в том случае, если абонент не успел вовремя активировать карточку (эти средства будут сохранены на балансе вместе с телефонным номером абонента в течение следующих шести месяцев, а после активации новой карты «замороженные» абонентом средства пополнят его баланс). А с 15 января включенные минуты по тарифным планам семейства «Лайн» и «Супер» не расходуются при входящих звонках с телефонов «Би Лайн». 1 апреля для абонентов «Би Лайн GSM» в Москве и регионах России была введена новая услуга «Любимый номер», предусматривающая предоставление скидки в размере 50% при звонках на номера, выбранные абонентом (не только мобильные, но и местные городские номера, за исключением номеров телефонов других сотовых операторов). С 15 апреля «ВымпелКом» ввел новый тариф «Би+ GSM Хит» с бесплатными входящими звонками со всех мобильных телефонов в рамках одного региона. Московские абоненты «Би+ GSM Хит» получили еще и скидку 50% на звонки в выходные дни. 2 июня в семействе «Би Лайн GSM» Московского региона появился новый тарифный план «Супер» с прямым московским номером. Сумма ежемесячного платежа $50 включает в себя неограниченное количество входящего трафика и 100 минут местных исходящих вызовов. Неиспользованные абонентом включенные минуты исходящего эфирного времени переносятся на следующий месяц. Наконец, 2 сентября на смену «Би+ Хит» пришел «Би+ ТАЙМ» с неограниченным сроком действия платежей и карточек оплаты.

Не отставал в «тарифной гонке» и «Мегафон». Среди его инициатив в 2003 году — новый принцип тарификации внутрисетевых звонков в тарифе «Ультралайт» (бесплатные звонки другим абонентам «Ультралайт» и бесплатные входящие звонки с номеров сети «МегаФон», включая вызовы из других регионов); ввод льготных тарифов на исходящие звонки для абонентов, подключенных на тарифные планы «Классический» и «Приём» (любой группе людей — от двух абонентов предлагалось объединить свои контракты в рамках одного лицевого счета); предложение «Два стартовых комплекта „Ультралайт“ по цене одного»; повышение суммы на счете при активации стартовых комплектов с $10 до $15 для абонентов «GSMЛайт» и «Ультралайт»; новая услуга «Свои люди», позволяющая выбрать от 1 до 4 телефонных номеров и звонить им в 4 раза дешевле; снижение стоимости исходящих SMS до $0,01 (с учетом НДС); бесплатные входящие звонки с мобильных номеров других сотовых операторов Московского региона для столичных абонентов «GSMЛайт»; снижение цен (в среднем в 2 раза) на междугородную и международную связь; введение тарифа «О'Лайт» — хита продаж, благодаря которому «МегаФону» удалось занять рекордно большую долю новых подключений в Москве в августе, и другие инициативы.

Очевидно, что изобилие перечисленных заманчивых предложений, поступающих последнее время от различных сотовых операторов, не что иное, как жесткая конкурентная борьба за новых клиентов. Аналитики сходятся во мнении, что время ценовых войн между операторами сотовой связи подходит к концу — в настоящее время потенциал снижения цены практически исчерпан. По мнению аналитиков РБК, логичным финалом такого противоборства может стать появление на прилавках московских салонов сотовой связи мобильных телефонов по субсидированным ценам — обычная практика западных операторов сотовой связи, которые практикуют раздачу «залоченных» на оператора мобильных телефонов бесплатно или за символическую плату (а стоимость аппарата с лихвой окупается телефонными разговорами).

Впрочем, такие примеры уже есть и в России: при подключении к «Tele2 Контракт» в Санкт-Петербурге в фирменных магазинах Tele2 доступны мобильные телефоны по следующим ценам: Siemens A50 — 400 руб., Siemens С55 — 1400 руб. и Nokia 2100 — 1600 руб. (цены с НДС). Однако не следует забывать, что в России «раздача» телефонов чревата их последующим «разлочиванием», что совсем невыгодно операторам.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS