Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Услуги GPS: полигоны проводят испытания

Услуги GPS: полигоны проводят испытанияСодержание:

Спутниковое слежение за транспортом и космическими аппаратами
«Антикиднеппинг»
Городские службы
Военные приложения
Терминалы GPS
Регулирование

По оценкам экспертов, в Европе рынок телематики растет на 400% в год. Созданная недавно Ассоциация телематических операторов (АТО), ожидает, что в России рост этого рынка должен составить не менее чем 200% ежегодно. Немалая роль в этом отводится рынку услуг
GPS — технологии, которая основана на определении координат объекта по расстояниям до спутников. Однако эти оптимистичные прогнозы сбудутся лишь в том случае, если удастся закрыть бреши в российском законодательстве, регулирующем данный сектор рынка. В противном случае потребителям придется выбирать исключительно из контрафактной продукции.

 
Примеров тестирования и внедрения услуг на базе технологии GPS в мире и в России более, чем достаточно. Приведем некоторые из них.

Спутниковое слежение за транспортом и космическими аппаратами

Спутниковое слежение за автомобилем

RussGPS, ведущий оператор телематических служб позиционирования России анонсировал свой новый продукт RussGPS Box, который позволяет производить спутниковое слежение за транспортным средством. Для этого владелец автомобиля должен установить на своей машине GSM/GPS абонентский терминал и подключиться через интернет к услуге RussGPS. Данный сервис позволяет определять местонахождение автомобиля в любой момент времени, скорость и направление движения, количество горючего в баке, траекторию перемещения машины за предыдущее время и пр.

В начале августа компания «Русслайн.Ру», оператор телематических услуг позиционирования, объявила о выпуске нового продукта для транспортных компаний и охранных предприятий RussGPS Lite. Продукт предназначен для мониторинга небольшого парка автомобилей (10 — 50) на территории России и Европы на базе технологий GSM/GPRS и GPS. Данное решение основано на технологии WEBfleet.

Тем временем, канадские ученые разрабатывают систему автомобильной навигации, а также навигации для пешеходов на основе высокочувствительных GPS-технологий. В систему входит среднеточный инерциальный блок, показывающий местонахождение объекта относительно его начального положения, и высокочувствительный GPS-приемник нового поколения, который, в отличие от традиционных, способен получать и обрабатывать сигналы спутников при любом местоположении объекта, в том числе в центре города, где доступ таких сигналов ограничен.

Проект, запущенный немецким сотовым оператором T-Mobile, основан на трех беспроводных технологиях — GPRS, Bluetooth и GPS. Пока что программное обеспечение NaviGate совместимо только лишь с моделями аппаратов Nokia 3650 и 7650.Сервис, получивший название NaviGate BlueKit, доступен владельцам мобильных телефонов с поддержкой GPRS и Bluetooth. На терминал устанавливается специализированное ПО NaviGate. Последним элементом системы является автомобиль, оборудованный приемником GPS. Принцип работы системы таков: пользователь через GPRS отправляет на сервер оператора данные о пункте назначения. Сервер производит расчет маршрута и отправляет эту информацию обратно на терминал. Местоположение автомобиля отслеживается через GPS. Связь мобильника и автомобильного приемника GPS осуществляется посредством Bluetooth. Цена за услугу составляет $2,29 (стоимость одного запроса), кроме того, придется заплатить еще и за GPRS.

Спутниковое слежение за поездами

Развитие GPS-услуг в России сдерживает отсутствие карт

Известно, что с помощью современной системы глобального позиционирования (GPS) можно определить не только свои координаты на местности (широту и долготу), но также и высоту положения над уровнем у моря. И все это можно сделать с умопомрачительной точностью (в некоторых случаях, при наличии дополнительного наземного радиомаяка, с точностью до 0,5 метров). Однако широкое практическое применение систем навигации в нашей стране сдерживается тем, что полученные глобальные координаты трудно привязать к реальной местности из-за отсутствия географических карт с необходимым разрешением. Например, если вы путешествуете по Европе, то при переезде из страны в страну для определения своего положения на местности Вам достаточно переставить CD в своей автомобильной навигационной системе (АНС). При въезде же в нашу страну сделать этого невозможно: карт и дисков просто нет. То есть карты, конечно, есть, но не доведены до практического использования в подобных коммерческих целях. Потребность в картах представляет собой ключевой компонент каждой АНС, а ценность самих систем возрастает пропорционально площади покрытия географического пространства страны. Было подсчитано, что использование АНС в западной Европе экономит до 50% времени, необходимого для транснациональных переездов. Для нашей страны экономический эффект, очевидно, будет аналогичным.

Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») для повышения уровня безопасности движения поездов планирует ввести в 2003–2004гг. в эксплуатацию новую систему контроля за поездами — спутниковую навигацию, которая позволит в реальном времени получать информацию о расположении поездов на станциях, скорости их движения, вероятном времени подхода к станциям и др. Система спутниковой навигации даст возможность ввести адресное управление из центра конкретным локомотивом напрямую (через радиоканал).

В пользу того, что безопасность железнодорожного транспорта действительно может быть существенно повышена при помощи технологии GPS, свидетельствует, например, следующий факт — компании Satellite Security Systems (S3), глобальному провайдеру услуг охранных систем и логистического управления, совместно с дорожной полицией Калифорнии и нефтяной компанией InterState Oil впервые удалось произвести дистанционную остановку автоцистерны с нефтепродуктами, выдав команду через спутниковую систему связи с центра управления в 530 милях от места демонстрации.

Спутниковое слежение за городским транспортом

В Кемерове запущен пилотный проект по оснащению радионавигационной спутниковой связью городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Так можно будет молниеносно реагировать на аварийные ситуации, станет намного удобнее управлять транспортными потоками в городе, если вдруг понадобится срочно перебросить транспорт на другие маршруты, поскольку все происходящее будет моментально фиксироваться на дисплее компьютера в режиме он-лайн. А водители смогут связываться с диспетчерами из любой точки города. Пока планируется оснастить современными комплектами связи только тридцать транспортных «единиц».

Тем временем пассажиры автобусов в английском Ноттингеме с недавнего времени могут получать информацию о маршруте и времени прибытия на данную остановку следующего автобуса на свои мобильные телефоны с помощью SMS-сообщения, стоимостью 25 пенсов. Положение автобуса на маршруте определяется с помощью GPS-технологии мониторинга.

Спутниковое слежение за МКС

Российскую систему спутниковой навигации, опытный образец которой поручено разработать и изготовить РКК «Энергия» и ФГУП «Российский институт радионавигации и времени» (Петербург), планируется установить на российском сегменте Международной космической станции (МКС). По данным разработчиков система АСН-М, предназначенная для обеспечения высокой точности навигации и ориентации МКС, имеет блочную структуру и может применяться на любых орбитальных космических аппаратах (КА); при этом программное обеспечение блоков будет разрабатываться под конкретные задачи, которые должен выполнять аппарат, а аппаратное — модифицироваться под особенности корабля. Новая система будет обеспечивать значительно более высокую точность навигации и ориентации, чем использовавшиеся ранее (до 10 м против 1 км). Доставка системы, разработка которой, по некоторым оценкам, обошлась в $1 млн., на МКС запланирована на 2004 год.

«Антикиднеппинг»

К сожалению, воруют не только автомобили, но и людей. При этом особенно большое количество сервисов GPS в мире направлено на поиск похищенных или потерявшихся детей. Часто потребитель может сочетать эту услугу с поиском угнанного автомобиля. Так, устройство слежения компании Wherify, содержащее GPS-приемник и беспроводный адаптер для соединения с системой цифровой сотовой связи, позволяет определять положение ребенка с точностью до нескольких футов и помимо контроля за непоседливыми детьми устройство будет применяться и для поиска угнанных автомобилей, которые им оснащены.

Другой пример — PlanetLink Communications, провайдер продуктов и услуг на основе спутниковых технологий объявил о выборе техасской Karta Technologies в качестве подрядчика на этапе технического проектирования линейки продукции под маркой PlaneTrak. Устройства PlaneTrak будут использовать технологию слежения за перемещением автомобилей и людей через защищенный веб-сайт. Параметры движения отслеживаемого объекта, определяемые с помощью GPS, далее передаются на выделенный сервер по каналам сотовой сети GSM/GPRS. Устройства смогут передавать также сигналы тревоги налаживать двустороннюю голосовую связь с одновременным отображением координатной информации. Выпуск первых образцов ожидается в начале 2004 г.

После нескольких случаев похищения девушек-подростков из сельской местности, обнаруженных позже в сотне километров от дома, местные власти г. Мураками (300 км к северу от Токио) приняли решение о субсидировании закупок специальных устройств на основе GPS-приемника и пейджера. Этими устройствами предполагается оснастить 2700 учеников начальных и старших классов в возрасте от 6 до 15 лет. С помощью такого устройства дети смогут подать сигнал тревоги, а родители — отследить местонахождение ребенка с помощью домашнего компьютера или иного средства. Услуга обойдется в 5000 иен ($45) за подключение и в 980 иен ежемесячной абонентской платы. Городские власти будут оплачивать ежемесячную компенсацию из расчета 300 иен на ребенка. Ожидается, что данная программа начнет действовать с конца декабря.

Городские службы

В российской столице планируется запустить систему спутниковой навигации для нужд городских служб, а также частных лиц — на заседании правительства Москвы одобрена программа «Система навигации и телематики для городского управления и населения», рассчитанная на 2003–2005 годы. Основные цели программы — повышение уровня безопасности населения и эффективности работы городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций, улучшение качества транспортного обслуживания. Для этого предполагается задействовать систему спутниковой навигации, операторские центры на земле, переносные или стационарные абонентские комплексы. С их помощью будет определяться с точностью до нескольких метров расположение стационарных и подвижных объектов, в том числе конкретных людей. Эта система позволит также эффективно отслеживать угнанные автомобили, прокладывать оптимальные маршруты по загруженным городским улицам.

На период до 2010 года рынок этих услуг в России составляет около 15 млн. абонентов. В настоящее время стоимость одного абонентского комплекса колеблется от 200 до 1500 долларов. На финансирование программы требуется 1 млрд. 280 млн. 700 тыс. рублей. Из городского бюджета предлагается выделить 995 млн. рублей. Однако пока средства на реализацию этой программы в 2003 году нигде не предусмотрены.

Напомним также, что в феврале в столице стартовал первый этап программы по внедрению системы спутниковой навигации и управления автотранспортом. Тогда речь шла о 140 рейсовых автобусах и 20 машинах «Скорой помощи» и Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оборудованных специальными модулями навигационной системы. Помимо собственно навигации нововведение также позволит отследить маршрут автобуса или машины, а в случае необходимости диспетчер сможет связаться с водителем, послав ему текстовое или голосовое сообщение. До конца года подобными системами планировалось оснастить 10 тысяч автомашин, причем не только муниципальный транспорт, но и машины милиции, «Горгаза» и «Водоканала», а также инкассаторские автомобили.

Военные приложения

Чтобы вести бой современными методами, каждое подразделение и каждый солдат должны знать свое местонахождение. Навигационные приемники позволят сделать это, и обеспечение ими станет еще одним шагом к экипировке солдата XXI века. В марте этого года исполнилось четверть века с начала создания глобальной навигационной системы «Цикада», и в качестве ее смены в настоящее время формируется система ГЛОНАСС, предназначенная для непрерывного высокоточного навигационного обеспечения морских и воздушных судов, автомобилей и отдельных пользователей. Система должна состоять из 24 спутников с высотой полета около 19 000 км. Однако сегодня на орбитах всего 11 спутников, 8 из которых используются по прямому назначению, а 3 находятся в резерве. Начальник Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин распорядился до конца 2005 года оснастить вооруженные силы навигационными приемниками ГЛОНАСС. В первую очередь приемники получат командиры взводного и ротного звена.

Ранее министр обороны РФ Сергей Иванов сообщал, что Россия в 2003 году запустит 35 военных спутников. По словам министра, по состоянию на середину июня российская орбитальная группировка насчитывала около 100 спутников военного и двойного назначения. К 2006–2008 годам группировка, по планам Минобороны, должна иметь до 50% аппаратов двойного назначения.

Тем временем, по данным Spacedaily.com Исследовательская лаборатория ВВС США выдала заказ компании Raytheon стоимостью $6,9 млн. на разработку миниатюрного помехоустойчивого навигационного устройства для управляемых авиабомб. Постановка помех навигационным сигналам, поступающих со спутников системы GPS, вызывает сбой процесса наведения бомбы на цель. Выявление GPS-"глушилок" у иракской армии в ходе недавней военной кампании уже стало предметом претензий Госдепартамента США к предприятиям российской оборонки. Разрабатываемое устройство будет состоять из 24-канального GPS-приемника навигационных сигналов в М-коде, миниатюрного современного инерционного измерителя, помехоустойчивого оборудования, использующего адаптивные вычислительные алгоритмы.

Терминалы GPS

Первый в мире КПК с GPS
Первый в мире КПК с GPS
С недавнего времени в России доступны телематические терминалов производства бельгийской компании WMCS — M110G GSM/GPRS/GPS. Данные устройства разработаны на базе модуля G18 Motorola, который содержит GSM/GPRS-модем и GPS-приемник Motorola M12, адаптированный для работы в условиях плотной городской застройки. GPS-приемник способен отслеживать местоположение практически в любой точке планеты с точностью до нескольких десятков метров. М110G — единственный телематический терминал, имеющий программное обеспечение «клиент-сервер». Кроме того, он стал первым терминалом в России, работающим в сетях GPRS. Использование этой технологии позволяет экономить плату за трафик при определении местоположения мобильных объектов системой RussGPS. Результаты тестирования компании показали, что при непрерывном сопровождении мобильных объектов абонентская плата в месяц составит порядка $25 вместо $100–150.

Компания Samsung и американский телекоммуникационный оператор Sprint совместно представили новый мобильный CDMA-телефон Samsung VGA1000 (SPH-A620) со встроенными фотокамерой и GPS-приемником. Телефон работает в стандартах AMPS, 800/CDMA, 800/CDMA, 1900 и поддерживает технологию передачи данных третьего поколения cdma2000 1xRTT (до 144 кбит/с). Встроенный приемник GPS активизируется при звонке в службу экстренной помощи, чтобы точно определить местонахождение владельца телефона. Камера с разрешением 640х480 оснащена вспышкой и имеет режим быстрой съемки последовательности кадров.

Тем временем компания Garmin аннонсировала карманный компьютер iQue 3600 под управлением Palm OS v.5 с интегрированными GPS-модулем и голосовым управлением (ранее GPS-устройства подключались к КПК через слот расширения).

Регулирование

Несмотря на доступность терминалов и сервисов рынок телематических услуг в России вряд ли можно назвать цивилизованным. По мнению председателя совета директоров RussGPS Павла Панова на сегодняшний день на рынке работают лишь несколько компаний, предлагающих полностью лицензированные услуги и оборудование и имеющих все необходимые сертификаты. И это не удивительно — сегодня требуется около 14 разрешительных документов от различных инстанций на телематическую технику. Согласно российскому законодательству определение местонахождения объекта с точностью менее 30 метров считается уголовно наказуемым преступлением, в то время как в США разрешается определять местонахождение объекта с точностью до 10 метров. В результате российский рынок телематики сегодня наводнен контрафактной продукцией, и потребитель часто приобретает именно ее, не подозревая, что это незаконно.

Для решения этих и других проблем (в том числе и на законодательном уровне) в России недавно создана некоммерческая организация Ассоциация телематических операторов (АТО), которая будет представлять и защищать интересы участников телематического рынка в области развертывания и эксплуатации перспективных телематических служб, в том числе — систем позиционирования. Созданная организация будет разъяснять поставщикам, производителям, операторам и конечным потребителям правовые аспекты деятельности на рынке и займется «просветительством» в области производства, поставок, таможенного оформления, лицензирования услуг и сертификации телематического оборудования в России. Предполагается, что членами новой некоммерческой структуры станут как производители и поставщики телематического оборудования, так и операторы телематических услуг. Сейчас среди членов АТО, которых пока насчитывается порядка десятка, в частности, со стороны поставщиков — компания Motorola и бельгийский производитель абонентских терминалов WMCS, который начал поставки в Россию своего продукта M110G.

Важное для рынка GPS событие произошло в мае 2003 года, когда Госкомиссия по электросвязи Минсвязи рекомендовала разрешить на территории России использовать без ограничений индивидуальные GPS-приемники. Рекомендации комиссии должны были быть внесены в подготовленный Минсвязи проект постановления правительства «О регулировании использования на территории РФ навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем», и в третьем квартале они должны были быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Либерализация пользования частной GPS-аппаратурой связана с принятием спецификации E911 на сотовые телефоны третьего поколения, предполагающей обязательное наличие GPS в мобильнике. Владельцы таких трубок при звонке на номер 911 будут автоматически передавать свои координаты операторам Службы спасения. Согласно плану, к 2005 г. 95% всех новых мобильных телефонов в США будет содержать GPS-приемник.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS