Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Спутниковое ТВ и радио: неожиданные ниши

Содержание:

Пираты XXI века
Маркетинговые штрихи
Даешь цифровизацию всей страны!
Радио из космоса

Вряд ли можно говорить о том, что коммерческое спутниковое телевидение, а тем более спутниковое радио стало в России массовым явлением. Маркетологи предпринимают агрессивные попытки убедить потребителей, в том, что платное цифровое ТВ — это не избыточное развлечение, а необходимый каждому массовый продукт. Тем временем, до половины россиян предпочитают получать спутниковые каналы без абонентской платы, подключаясь у пиратов. У государства другие заботы — к 2010 году все телевидение в России должно стать цифровым, а радиовещание должно покрывать 100% территории страны.

Пираты XXI века

 
Пираты, подключающие абонентов в обход официальных операторов спутникового телевидения и освобождающие потребителей от абонентской платы, стали настоящим бичом легальных провайдеров услуг спутникового ТВ. Крупнейший в России игрок этого рынка «НТВ-Плюс» оценивал свои убытки от «пиратской» деятельности в $3 млн. в месяц. В апреле этого года у компании насчитывалось порядка 350 тысяч абонентов, из которых только 190 тысяч продолжали платить абонентскую плату. Нетрудно предположить, что подключившись и купив оборудование, остальные подписчики перешли на «пиратские» карточки. Кроме того, существует немало потребителей, которые сразу подключались у пиратов.

Столь большие потери «НТВ-Плюс» нес с тех пор, как были взломаны мастер-ключи (самая главная деталь в защите от пиратов), так как все остальные коды легко подбираются с применением нехитрой компьютерной технологии. В «НТВ-Плюс» использовали для кодировки довольно старую систему Viaccess, которая была взломана в Европе еще в 2000 году, и в Россию поступили уже взломанные коды. Таким образом, карточки «НТВ-Плюс» оказались практически беззащитны. В августе этого года в компании приняли решение о смене мастер-ключей, несмотря на то, что расходы на это оказались сопоставимы с ежемесячными потерями.

Маркетинговые штрихи

Основные усилия игроков рынка спутникового ТВ были направлены на завоевание новых абонентов и удержание старых. В частности, опасаясь набирающих силу конкурентов, спутниковая телекомпания «Космос ТВ» решила снизить тарифы и поднять качество услуг. Также был предложен пакет программ, благодаря которому абонент может формировать свой пакет из шести тематических блоков. На корпоративных клиентов рассчитано «пакетирование» бизнес-каналов (Bloomberg, CNBC, РБК-ТВ, CNN, BBC). Кроме того, совместно с «Дельта-Банком» компания открыла программу кредитования абонентов.

Тем временем лидирующая по числу абонентов спутниковая телекомпания «НТВ-Плюс» совместно с компанией «ТВ-Мэджик» и платежной системой «Рапида» запустила новую услугу — тотализатор на спортивных каналах. Ставки можно сделать через интернет, по обычному или мобильному телефону и через SMS до момента начала прямых спортивных трансляций.

Самый молодой игрок на рынке цифрового ТВ — компания «Версател» — в рамках своего проекта DIVO-TV, финансируемого инвестиционным фондом TPG Aurora и Европейским банком реконструкции и развития, помимо «подписных» каналов предлагает новую для российского рынка услугу «Видео-на-заказ». Стоимость одного просмотра выбранного фильма составляет $1,5. В отличие от «традиционных» спутниковых абонентов подписчикам DIVO TV для просмотра программ требуется всего лишь один декодер. Доставка сигнала до конечного потребителя происходит по существующей кабельной инфраструктуре «Мостелекома». Программы с различных спутников принимает телепорт «Бонума-1», сигнал по ВОЛС проходит до Останкинской телебашни и далее в аппаратно-студийный комплекс «Версатела», где цифровые пакеты кодируются и возвращаются на телебашню.

Основные игроки на рынке коммерческого цифрового спутникового телевидения

Проект Число абонентов, тыс. чел. Зона охвата Стоимость подключения и оборудования, у.е. Абонентская плата, у.е. в месяц Число цифровых каналов Год создания проекта
«Космос-ТВ» 50 Москва и обл. (около 60 км от Останкинской телебашни) от 215,46* от 15,12 до 70 1991
«НТВ Плюс» 350 Европейская часть России От 248** 18,75-41,80 более 50*** 1996
DIVO-TV 7 Москва и обл. 99**** 9,95-24,95**** 26-37 1999*****

* Оборудование (в собственность) с установкой, включая 1 мес. предоплаты, с учетом всех налогов
** Включая стандартный монтаж. Без учета авансового платежа за 1 месяц просмотра (абонентской платы). Цена указана с НДС (20%), налог с продаж (5%) взимается со стоимости оборудования и монтажно-наладочных работ.
*** Базовый пакет ($18,75 в месяц) состоит из 51 канала, 10 из которых — эфирные каналы (бесплатное приложение к базовому пакету)
**** С учетом налогов
***** Коммерческая эксплуатация — с конца 2002 года

Источник: CNews Analytics, 2003

Даешь цифровизацию всей страны!

В отличие от коммерческих операторов спутникового телевидения, основными задачами которых являются увеличение абонентской базы и, соответственно, прибыли, у Минсвязи РФ проблемы другого рода. Они связаны с переходом к 2010 году всей вещательной сети России на цифровой формат.

В этом направлении движутся российские операторы, имеющие собственные спутники — ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) и ОАО «Газком». Так, первая подписала контракт c компанией Syrus Systems на поставку оборудования для реализации первого этапа системного проекта создания спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети Дальневосточного Федерального округа.

В соответствии с условиями контракта Syrus Systems поставит более 1000 цифровых профессиональных приемников IRD-2600 производства компании Scopus Network Technologies и оборудование станции ремультиплексирования для формирования цифрового пакета из двух федеральных телепрограмм («Первый канал» и «Россия»), одной региональной телепрограммы и двух радиопрограмм («Маяк» и «Радио России»). В пакет программ планируется включить общероссийский телеканал «Культура» и программы различных негосударственных телерадиокомпаний (до 12 программ). Цифровые спутниковые приемники IRD-2600 будут использованы для модернизации приемной распределительной сети и организации цифрового эфирного вещания.

Успешная реализация первого этапа проекта создания этой сети позволит перевести распространение федеральных телерадиопрограмм на Дальнем Востоке с аналогового на цифровой стандарт. Освободившуюся емкость на спутниках ГП КС планирует использовать для развития спутниковых широкополосных мультисервисных сетей, обеспечивающих доступ к услугам телефонии, передачи данных, видеоконференцсвязи, к интернету и др.

Что касается «Газкома», то еще в конце мая он выиграл тендер на выполнение проектных работ, поставку оборудования и строительство спутниковой цифровой сети для распространения смешанной программы РТР и местного вещания в Читинской области. Напомним, что до этого «Газком» создал телекоммуникационные и телевизионные системы для Ямало-Ненецкого автономного округа, Хабаровского края, Тюменской, Свердловской, Ростовской, Тверской, Омской областей, Республики Коми. В соответствии же с этим с проектом, предполагается строительство в Читинской области передающей станции спутникового телевидения и радиовещания, модернизация 142 приемных станций «Москва», строительство 74 новых приемных станций. Вещание будет организовано через спутник «Ямал-100».

Также в мае «Газком» сообщал о начале строительства системы цифрового спутникового телерадиовещания Архангельской области. В рамках проекта была развернута передающая станция цифрового спутникового телевидения и сеть из 22 приемных земных станций и станций эфирного вещания. Трансляция региональной программы на базе ресурса спутника «Ямал-100» началась 31 августа этого года. В рамках Федеральной космической программы до 2005 года на орбиту планируется вывести четыре космических аппарата «Ямал-200», а в более далекой перспективе (2006 — 2015 годы) — изготовить и запустить еще 8 спутников.

Радио из космоса

Даже на Западе спутниковое радио еще совсем недавно считалось венчурным проектом. Если потребитель спутникового телевидения уже относительно давно приучен платить деньги, то сама возможность платного радио вызывала большие сомнения. Тем не менее, эта идея нашла понимание у автомобильных концернов и медиакомпаний. В частности, первый в США провайдер услуг спутникового радио XM Satellite Radio, появившийся 5 лет назад, получил от концерна General Motors, его подразделения Direct TV и компании Clear Channel на первом этапе $250 млн. (всего в компанию было инвестировано более $1,6 млрд.). Официальный запуск проекта состоялся 25 сентября 2001 года (в Далласе и Сан-Диего) и оказался весьма удачным — за первые месяцы работы XM Satellite набрала порядка 30 тысяч подписчиков, а темпы роста превышали 10 тысяч человек в месяц. За первый квартал своей деятельности на продаже контрактов и XM-приемников компания заработала около $250 млн. Позже были запущены и другие проекты — Sirius Satellite, WorldSpace и другие.

Апологеты спутникового радио приводят в пользу последнего такие аргументы, как сложившаяся годами привычка огромного количества людей слушать радио, относительно низкое качество вещания «традиционного» радио и ограниченный репертуар (FM-радиостанции, как правило, в целях повышения свой ценности для рекламодателя ориентируются на массового потребителя) и пр. Кроме того, по данным исследований, автомобилисты предпочитают радио компакт-дискам и кассетам, и им можно предложить качественный звук за небольшую плату. В этой связи провайдеры услуг спутникового радио рассматривают эту категорию пользователей как приоритетную. Достаточно сказать, например, что компания Sirius заключила соглашения на установку радиоприемников AM/FM/SAT с такими автомобильными концернами, как Ford, Chrysler, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar, Volvo, Mazda, Land Rover, Dodge, Jeep, MINI, Volkswagen, Audi, Nissan и Infiniti.

Цифровое спутниковое радио в США

Компания-провайдер XM Satellite Radio SIRIUS Satellite Radio
Выход в эфир Ноябрь 2001 Февраль 2002
Количество каналов 101 Около 100
Стоимость оборудования, долл. 270* 180**
Ежемесячная абонентская плата, долл. 9,99 12,95***
Целевая аудитория Автомобилисты и домашние пользователи Автомобилисты, домашние и корпоративные пользователи
Число спутников на орбите 2 3

* Включает цену приемника ($130), автомобильного комплекта ($70) и комплекта для домашнего использования ($70)
** Включает цену приемника ($100), автомобильного комплекта ($30) и комплекта для домашнего использования ($50)
*** С 1 января 2004 года за единовременный взнос $400 подписчики могут получить «пожизненное» спутниковое радио

Источник: CNews Analytics, 2003

Что касается коммерческого спутникового радио в России, то его пока попросту нет, и его будущее под большим вопросом. Согласятся ли российские радиослушатели платить от $10 в месяц абонентской платы (именно столько, по-видимому, составляет минимальная «ставка окупаемости») и заплатить от $100 за оборудование — это и есть «краеугольный камень» для тех, кто хочет связать свой бизнес со спутниковым радио. Как показал опыт операторов спутникового телевидения, в частности «НТВ-Плюс», до половины всех российских пользователей при своем уровне доходов склонны вообще не платить абонентской платы, используя «пиратские» подключения. Поэтому наиболее вероятный сценарий развития спутникового радио в России на ближайшие годы — некоммерческое радио, имеющее целью охватить всю территорию страны. Можно предположить, что этот проект может развиваться под контролем государства.

По мнению руководителя сети вещания Всероссийской гостелерадиокомпании (ВГТРК) Валентина Хлебникова, распространение радиоканалов в России поставлено довольно плохо, и радиовещанием даже у таких программ как «Радио России» и «Маяк» охвачено 93% и 85% российской аудитории (падение за 10 лет с 99% и 96%, соответственно). Три программы радио, по его оценкам, могут слушать всего 60% населения. Радиовещание концентрируется в крупных городах — в Москве в разных диапазонах вещает около 40 программ, в то же время, всего 4% населения страны могут слушать 14 программ.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS