При поддержке
Тарио

Игорь Масленников: Всеобщая «IP-визация» и превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее

Игорь МасленниковО перспективах развития IP-сервисов рассказал в интервью CNews Игорь Масленников, генеральный директор компании CТI.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми для российского телекоммуникационного рынка по итогам 2004 года?

Игорь Масленников: С одной стороны, на российском рынке в  области телекоммуникаций происходит то же, что и по всему миру. Только несколько медленнее, с опозданием. Российскому телекому свойственна некая невнятность в  политической сфере, в области регулирования — фактически отсутствует концепция развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной телефонии, эпохи технологий коммутации каналов к эпохе инфокоммуникаций на базе IP-технологий.

В остальном тенденции те же: происходит процесс «цифровизации» жизни в целом, и связанный с этим процесс «IP-визации» телекоммуникаций. Сегодня чрезвычайно интересное время для телеком-отрасли: она превращается в более богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, в  область инфокоммуникаций. Наблюдается фантастический рост мобильных сетей, бурное развитие IP-технологий. Собственно, развитие IP-технологий и массовое распространение сервисов на их основе и есть ключевая тенденция мировых, а  значит, и российских телекоммуникаций.

CNews: В чем, по-вашему, мы отстаем от Запада?

Игорь Масленников: Недавно мне пришлось несколько дней поездить по американской глубинке. Я был поражен: всюду, даже в самом удаленном от цивилизации придорожном мотеле обязательно есть беспроводной доступ в  интернет. Это означает, что там есть спрос на эти технологии, есть массовый рынок новых инфокоммуникационных услуг. Счет широкополосным абонентским IP-подключениям идет на десятки миллионов, и американское правительство считает своей задачей довести до их количество до 100% к 2007 году, то есть привести в  каждый американский дом third pipe — «третью трубу», наряду с элекричеством и  водопроводом. Наш рынок телекоммуникаций в этом смысле на несколько порядков хуже развит, чем рынки США или Европы. Количество широкополосных IP-абонентов в  России немного меньше 200 тыс., это бледно смотрится на фоне 30 млн. таких абонентов в США.

Примерно каждый третий американец из увиденных мною на на конференции VON Fall, ходил не с сотовым телефоном, а с Blackberry. Это маленькое устройство с экраном и клавиатурой, появившееся несколько лет назад как беспроводной двусторонний пейджер (instant messaging) и снабженное сейчас средствами голосовой связи и доступа к интернет. Три года назад такими «игрушками» пользовались только самые продвинутые американцы, а сейчас — они есть у очень многих. В России такого сервиса нет вообще. То есть, в целом, рынок инфокоммуникаций в США, конечно, гораздо более развит, чем наш, и по массовости, и по насыщенности разнообразными современными сервисами.

Но в нашем отставании есть и плюс — мы можем, глядя на историю развития западных телекомуникаций последних 10–15-ти лет, воспользоваться их  опытом и не набивать себе тех шишек, которые достались зарубежным первопроходцам. И именно поэтому так важна сегодня продуманная, четкая и  публично заявленная стратегия государства по регулированию этого бурно растущего и быстро меняющегося рынка. Только наличие такой стратегии, понятной рынку и  разделяемой его игроками, может позволить реализовать эту возможность. У США такая стратегия есть. У нас, по-моему, пока нет.

CNews: Какие направления телекоммуникационного бизнеса развивались, по вашим наблюдениям, наиболее активно?

Игорь Масленников: Прежде всего, наблюдался огромный рост мобильных сетей, абонентской базы сотовых операторов. Сотовых телефонов в России сейчас больше, чем традиционных. Это происходит по всему миру сейчас и скоро слово «телефон» будет ассоциироваться с сотовой трубкой, а не с традиционным телефонным аппаратом. Мобильные сервисы быстро растут. С другой стороны, очень серьезный рост демонстрируют IP-технологии. То, что они развиваются очень быстро, может быть, не очень заметно на первый взгляд. Но сейчас происходят серьезные перестройки в среде всех действующих на российском рынке операторов. Речь идет и о традиционных операторах (таких как «Ростелеком» и компании «Связьинвеста», и о крупных альтернативных операторах (как «Комстар» или «Голден Телеком»), и о компаниях, несколько лет назад начавших свою деятельность либо как интернет-провайдеры, либо как операторы IP-телефонии.

CNews: Как в целом вы бы оценили емкость российского рынка услуг системной интеграции для телекома? Какова динамика его развития в  последние годы?

Игорь Масленников: Главное — телекоммуникационный мир сам по себе сильно меняется, и через 10 лет он будет мало напоминать тот, что был лет 10 назад. В еще недавнем прошлом в каждой стране мира был один оператор связи, который представлял собой владельца одной сети — телефонной, и оказывал единственную услугу — услугу телефонной связи. Все было просто и понятно: технологические, организационные вопросы и бизнес-схемы развивались в течение десятилетий. Сейчас ситуация меняется, появляются совсем новые технологические модели, бизнес-модели. Операторы вынуждены перестраиваться на ходу. А это означает, что требуется большее число системных интеграторов, потому что растет количество и качество предоставляемых клиентам услуг, количество и качество проблем в межоператорских взаимодействиях. Задачи системной интеграции также меняются, становятся все сложнее. Поэтому этот рынок растет очень быстро.

Мы это ощущаем «на собственной шкуре» — за 2004 год наш бизнес вырос почти втрое. Мы видим бурный рост в тех областях, которыми занимаемся — в  IP-коммуникациях, IP-телефонии, видео-поверх-IP и OSS/BSS для телекома. И судя по тому, какое количество компаний сегодня работает на рынке системной интеграции для телекоммуникационных операторов (пять лет назад здесь было пять-десять серьезных игроков, теперь минимум пятьдесят), я уверен, что объем и  сложность работы в этой области увеличивается не только у нас.

CNews: Насколько эффективна, на ваш взгляд, система правового регулирования IP-коммуникаций в России? Отличается ли используемый здесь подход к проблеме от мировой практики?

Игорь Масленников: Ситуация сегодня чрезвычайно сложная и  странная. С одной стороны, развитие IP-технологий и «IP-визация» жизни является очевидным мировым трендом, об этом говорят с самых высоких трибун мирового телекома. Еще в марте 2001 года генеральный секретарь Международного союза электросвязи заявлял, что переход от сетей коммутации каналов к IP-сетям, к  сетям пакетной коммутации будет составлять основное содержание развития мировых телекоммуникаций на ближайшую перспективу.

Но если посмотреть на действия чиновников нашего Министерства информатизации и связи, то складывается впечатление, что они живут в мире, который перпендикулярен тому, где живет генеральный секретарь МСЭ.

С одной стороны, в телекоммуникациях России происходит административная реформа. Уже год как принят и действует (точнее — бездействует) достаточно невнятный «Закон о связи». Его можно трактовать как угодно, но только не как программу развития российских телекоммуникаций на ближайшую и  среднесрочную перспективу. Из нескольких десятков подзаконных актов, которые должны быть разработаны и приняты для того, чтобы этот закон реально начал работать, принято всего лишь несколько. Более того, проекты некоторых из этих документов вызывают у участников рынка чрезвычайное недоумение и сопротивление. А ведь это те документы, которые будут регулировать рынок, определять его будущее — правила лицензирования, правила присоединения сетей — это все реальная жизнь реальных операторов и потребителей их услуг. Для людей, писавших эти документы, современные телекоммуникации — это традиционные телефонная и  телеграфная сети. Это убогое представление, нельзя сегодня, живя в мире прошлого, пытаться что-то всерьез регулировать в будущем. Ведь главная задача регулятора — забота о будущем страны. В других странах мира ускоренное развитие отрасли связи и создание условий для такого развития — задача национальной безопасности, конкурентоспособности страны. У нас получается не так. Реальных проблем в регулировании на время переходного периода от традиционного телекома к  инфокоммуникациям действительно очень много, трудности испытывают регуляторы по  всему миру. Но вектор развития очевиден и объявлен, и, на мой взгляд, очень опасно для страныпытаться пойти «не в ногу» с этим вектором, вместо того, чтобы честно попытаться решить проблемы, вызванные его появлением.

CNews: Какой вы видите идеальную картину развития телефонии в  России?

Игорь Масленников: IP-телефония — это не жульничество и не мода, это предвестник эпохи IP-коммуникаций или инфокоммуникаций. Необходимо продумать способы и правила перехода из мира старого телекома, мира традиционной связи в мир инфокоммуникаций. Сегодня я не знаю ни одного правительственного документа, в котором было бы написано об этом переходе.

Необходимо понять, в чем заключается этот переход, в чем состоят цели и содержание регулирования отрасли на этот переходный период. Пока нет ответов на эти вопросы — документы Мининформсвязи (в частности, в области IP-телефонии) будут носить непонятный характер, всегда будет получаться, что их  авторы хотят решить проблемы одних участников рынка за счет других. Речь идет о  конкурентоспособности страны на мировой арене, о ее будущем. И я не понимаю, как г-н Рейман может говорить о замечательных перспективах для России (как страны умных и креативных специалистов) в развитии инфокоммуникаций, о создании ИТ-технопарков и одновременно «пилить сучья», на которых эти креативные люди сидят, пытаясь загнать рынок в модель регулирования, которую он уже перерос. Так что идеальной картиной развития IP-телефонии (IP-коммуникаций) в России я считаю положение, когда государство не мешает рынку развиваться, а наоборот — помогает, создавая разумные и направленные на благо всего общества и его будущего правила игры.

CNews: Насколько, из вашей практики, вырос за последнее время спрос отечественного пользователя на системы управления видеоуслугами в  IP-сетях? Насколько остро в этой связи стоит вопрос конкуренции среди поставщиков подобных решений?

Игорь Масленников: Наша практика в этом вопросе, вообще-то, очень недавняя. Наша компания — специализированный системный интегратор и  разработчик программного обеспечения, занимающийся IP-коммуникациями. IP-коммуникации начинались с IP-телефонии, и мы, в основном, IP-телефонией и  занимались до недавних пор. Но при этом мы понимали, что голос в IP-сетях — это только начало, и что следующим шагом, скорее всего, будет видео. Весной 2004  года мы занялись этой темой серьезно, разработав на заказ программный продукт, центральный управляющий элемент для сетей IP-телевидения, видео по запросу — middleware. К большому своему удивлению мы обнаружили, что эта тема очень интересует российских операторов, причем эта заинтересованность носит чисто практический характер. Они либо строят пилотные зоны video-over-IP, либо экспериментируют с ними, либо уже реализуют конкретные бизнес-планы. Такая заинтересованность заказчиков нас приятно порадовала: сегодня мы ведем довольно много проектов на эту тему.

Например, компания «Телеком-Центр» сейчас реализует проект по  доставке московского видеоконтента в другие регионы России. Мы работаем с рядом предприятий «Связьинвеста», которые также внедряют пилотные зоны сетей video-over-IP. Сотрудничаем и с альтернативными операторами, и с интернет-компаниями.

И странное ощущение у нас складывается — на этом рынке пока практически нет конкуренции. Есть западные разработки, есть отечественные компании-интеграторы, которые, вроде бы, «в теме» — но серьезной экспертизы пока нет ни у кого. Очень похоже на первые годы развития IP-телефонии. Кстати — традиционные телефонисты ее поначалу не понимали и  боялись, как сейчас боятся темы video-over-IP традиционные телевизионщики — эфирные, спутниковые, кабельные операторы. А для IP-специалистов пока очень чужеродной выглядит теле- и видео- компонента и специфика таких проектов. Но, безусловно, «IP-шные» люди это все быстро освоят…

CNews: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития сервисов «поверх» IP?

Игорь Масленников: Я убежден, что всеобщая «IP-визация» и  превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее всего человечества. Процессы, происходящие сегодня в телекоммуникационной отрасли и в ИТ, не менее масштабны и важны, происшедший сто лет назад переход с гужевого транспорта на автомобили. Автомобили «убили» гужевой транспорт как мощную индустрию, они заменили лошадей как основное транспортное средство, более того, развитие автотранспорта привело к кардинальным изменениям в экономике и жизни людей в масштабах всей планеты, автомобильная индустрия стала основой экономики многих стран.. Так и появляющиеся на наших глазах инфокоммуникации очень сильно изменят телекоммуникационный ландшафт, а затем — мировую экономику и жизнь людей на всей планете. Развитие IP-инфраструктуры (и магистральной, и абонентского доступа), развитие IP-сервисов приведет к сильным изменениям в способах людей работать, учиться и проводить свой досуг. Даже сотовая связь, о которой мы  упоминали, становится IP-сервисом: не все знают, что 3G сети, о которых так много говорят в последние годы — это, в сущности, беспроводные сети IP-телефонии, а аббревиатура IMS (архитектура мобильных и фиксированных сетей будущего), расшифровывается как IP Multimedia Subsystem.

Разумеется, сегодня в большинстве случаев лошадь ни автомобиля, ни трактора не заменит. Но физически гужевой транспорт не исчез -лошади востребованы в спорте, в индустрии развлечений, а в деревнях -и как транспорт.

Так что я не думаю, что традиционная телефония исчезнет совсем — в каких-то случаях она будет востребована, но определять правила игры уже конечно не будет.

CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы компанией CTI в 2004 году?

Игорь Масленников: Одно из основных бизнес-направлений у  нас сегодня — это строительство IP Контакт-центров. Тема call-центров сама по  себе кажется довольно мелкой. Они составляют очень небольшую, хотя и  быстрорастущую часть телекоммуникационного рынка. Но мы одни из первых в России поняли и смогли донести до заказчиков, что call-центры — это не столько телефония, сколько информационный обмен. Это информационные системы, это вопросы интеграции системы обработки телефонных, e-mail и web-вызовов с CRM-системами, с  базами данных.

А поскольку IP-Контакт-центры, которыми мы занимаемся — это чистый софт, живущий в IP-сетях, то тема интеграции этих контакт-центров с  информационными системами совершенно по-другому звучит, чем в случае традиционных call-центров, сделанных на базе телефонных станций. И успех направления контакт-центров связан именно с этим фактором. Нами сделано много десятков крупных, средних и небольших проектов, для самых разных компаний — это и операторы связи, и банки, и страховые компании, и промышленные предприятия, и  турагенства, и торговые сети… Было реализовано множество интересных задач. Главное отличие IP от ТDM в области call-центров — в IP нет географии, поэтому достаточно популярна сегодня такая идея: операторы московского call-центра сидят в Твери или зарубежный оператор связи работает с русскоязычным сообществом своей страны, а операторы его call-центра сидят в Ярославле. Такая модель бизнеса выгодна чисто экономически.

Или, например, крупный банк, который имеет множество филиалов и  отделений по стране, строит IP-Контакт-центр. Поначалу его агенты работают в  Москве, но постепенно он понимает, что в этом нет необходимости, поскольку и  аренда в столице стоит дороже, и зарплату людям надо платить большую. И  происходит постепенное «утекание» агентов call-центра в регионы, при этом с  точки зрения пользователя ничего не меняется, а эффективность бизнеса увеличивается.

Кроме того, Россия — очень большая страна, в которой есть разные временные зоны. Поэтому тоже очень интересно и выгодно, когда агенты call-центра рассредоточены по территории страны — от Владивостока до  Калининграда. При этом операторов, обслуживающих звонки — всегда приемлемое количество. Где-то рабочий день заканчивается, а где-то — только начинается. Удобно получается: эффективно и экономно.

Второе направление, которое нужно отметить — проект по  внедрению платформы абонентских IP-сервисов (class 5 softswitch) компании BroadSoft в «Комстаре». Это как раз и есть прототип будущего инфокоммуникаций — когда пользователи получают разнообразные услуги (голосовой связи, видетелефонии, аудио- и видеоконференций, служб Instant Messaging и Presence, совместной работы над документами и т.д.) через единственное IP-подключение, и  управляют своим набором услуг самостоятельно, через web-интерфейс.

Несколько интересных проектов прошлого года связано с задачей организации межоператорского транзита IP-телефонного трафика на базе очень популярного в России пограничного контроллера сессий MVTS компании Mera Systems. Сегодня стало уже аксиомой, что для правильного и эффективного взаимодействия операторов IP-телефонии нужен SBC — Session Border Controller. Но варианты его использования отличаются большим разнообразием — это то для нас и интересно.

И, наконец, не могу не отметить еще один важный для нас проект прошлого года — совместно с компанией «Мехатрон» мы построили корпоративную мультисервисную сеть «Салаватнефтеоргсинтеза» — крупнейшего нефтеперабатывающего предприятия. Это первый в России проект большой корпоративной территориально распределенной кампусной сети с ядром на 10 Гбит/сек.

CNews: Какие направления оказываемых вами услуг в сфере телекоммуникаций были наиболее востребованы клиентами?

Игорь Масленников: IP Контакт-центры — очень большая часть нашего бизнеса. В обороте компании они занимают от четверти до трети. На втором месте — операторские решения IP-телефонии. Это софт-свичи, пограничные контроллеры сессий, шлюзы, биллинг, поставка готовых решений. Корпоративные решения IP-телефонии также пользуются спросом. Если просуммировать весь наш IP-телефонный бизнес, то он составит около половины оборота нашей компаний.

Следующее направление — программные продукты. Наше отличие от  многих системных интеграторов в том, что мы являемся также разработчиками программных продуктов, в числе которых -биллинг, система записи разговоров в  IP-сетях, iVision — middleware для видеоуслуг в IP-сетях, набор дополнительных продуктов для IP Контакт-центров (рабочее место оператора, система организации компаний исходящего обзвона, система записи разговоров). В прошлом году мы  разработали еще один продукт — Service Desk, предназначенный для автоматизации работы операторских или корпоративных служб поддержки.

CNews: Каковы ваши стратегические планы на 2005 год?

Игорь Масленников: Все только начинается. И не только в  России, но и во всем мире. IP-телефония как первая фаза развития IP-коммуникаций начиналась в 1996 году. В целом, из-за снижения тарифов за последние годы мировой телекоммуникационный рынок потерял несопоставимо больше денег, чем все IP-телефонисты заработали за эти 8 лет. Конечно, это произошло не только из-за IP-телефонии, но и из-за демонополизации рынка связи по миру, из-за развития технологий широкополосных сетей. Казалось бы, это, большая проблема, ставящая под сомнение целесообразность развития IP-телефонии вообще.

Но в 2004 году стало понятно, что это была только прелюдия. Потому что именно 2004 год стал первым годом массового развертывания операторами по всему миру сетей абонентских голосовых IP-сервисов как первой фазы строительства сетей абонентских IP-сервисов вообще. За этот год было построено несколько сотен таких сетей. И самые интересные события происходят сейчас в  Юго-Восточной Азии — Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, Австралия представляют собой авангард IP-коммуникаций.

Именно 2004 год стал переломным для IP-телефонии и, следовательно, для IP-коммуникаций. В течение ближайших пяти лет в этой области, думаю, произойдет что-то невероятное, и мы с вами будем свидетелями и участниками этих событий.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS