При поддержке
Тарио

Дмитрий Бутмалай: Спрос на ИТ-решения со стороны операторов соответствует последовательности их развития

Дмитрий БутмалайНа вопросы CNews отвечает Дмитрий Бутмалай, ведущий эксперт департамента системных решений IBS.

CNews: Как в целом вы оценили бы уровень информатизации российского телекома на данный момент?

Дмитрий Бутмалай: В настоящее время продолжается бурный рост рынка операторов связи, и в этом контексте их основными задачами является развитие сети, разработка новых услуг и региональная экспансия. По мере роста бизнеса на первый план выходят также задачи повышения управляемости компании, оптимизации её финансовых потоков и расчёта инвестиций, в связи с чем наблюдается усиление спроса со стороны операторов на информационные системы.

CNews: Как вы оцениваете стратегию информатизации «Связьинвеста», в первую очередь внедрение ERP на платформе Oracle? Насколько, по вашему мнению, в России могут быть эффективны сегодня ИТ-проекты с затратами подобного масштаба?

Дмитрий Бутмалай: Несмотря на многочисленную критику этой сделки, необходимо признать, что внедрение ERP-системы делает компанию более прозрачной для собственника и позволяет отслеживать необходимые действия и финансовые показатели. По опыту различных компаний (из телекоммуникационной и других отраслей) можно сказать, что наличие ERP-системы является обязательным условием для собственника — особенно если собственник западный. При этом либо новый собственник инвестирует в ERP, чтобы понимать, куда и как идут его деньги, либо старый собственник инвестирует в ERP для повышения капитализации компании и получения дополнительной прибыли при продаже.

CNews: Насколько, по вашим наблюдениям, за последнее время изменился спрос на ИТ-продукты и услуги со стороны телекоммуникационных компаний?

Дмитрий Бутмалай: Спрос на решения со стороны операторов соответствует последовательности их развития: в начале оператор устанавливает АТС и строит SDH-сеть, для операторов мобильной связи — сначала GSM-сеть на РРЛ и арендованных каналах, затем собственная SDH-сеть. Далее создается корпоративная сеть передачи данных и система управления предприятием начального уровня (часто собственной разработки), затем — мультисервисная сеть и полноценная ERP-система, после этого — платформы для предоставления дополнительных услуг и OSS/BSS системы.

Соответственно меняется и текущий спрос: для крупных компаний сегодня наибольший интерес представляют решения по расширению и модернизации существующей сети, а также ERP-системы, решения по предоставлению контент-услуг и OSS/BSS системы. Для мелких и средних операторов — строительство SDH и мультисервисных сетей.

CNews: Насколько, из вашей практики, различаются подходы к информатизации со стороны традиционных и альтернативных операторов?

Дмитрий Бутмалай: Разница в подходах, безусловно. есть и обусловлена она разницей в бизнес-подходах традиционных и альтернативных операторов. Традиционные операторы предоставляют услуги для широкого спектра пользователей на большой территории, а альтернативные операторы фиксированной связи, в первую очередь, ориентированы на бизнес-клиентов и высокодоходных физических лиц. Соответственно альтернативные операторы в большей степени заинтересованы в широте спектра услуг и их высоком качестве, и поэтому они более восприимчивы к новым решениям и технологиям. В силу своего масштаба они выбирают, в основном, системы управления предприятием среднего уровня, например, такие как Microsoft Business Solutions-Axapta и Navision.

Главная особенность традиционных операторов заключается именно в их масштабе. В силу своего большого размера и инерционности они предоставляют новые услуги с некоторым запозданием — уже после того, как их начали предлагать альтернативные. Но, если у них все-таки «доходят руки» до нововведений, то новые услуги они предлагают гораздо большему числу клиентов, нежели альтернативные, и на значительно большей территории. Поэтому и проекты по внедрению новых технологий у них гораздо масштабнее, и системы они используют более «тяжелые».

CNews: Какова специализация IBS в отношении реализации проектов в телекоме? Насколько велика их доля в общем обороте компании?

Дмитрий Бутмалай: Компания IBS является многопрофильным системным интегратором, основными предложениями IBS для операторов связи являются управленческий и ИТ-консалтинг, внедрение бизнес-приложений, построение инфраструктуры и сетей (телекоммуникационных и мультисервисных сетей, систем видеоконференцсвязи и видеовещания, традиционная и IP-телефония, контакт-центры), а также ИТ-аутсорсинг.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы IBS за прошедший год в отрасли связи?

Дмитрий Бутмалай: Из основных можно выделить проект по консалтингу в ФГУП Почта России, внедрение ERP-системы в компании «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ), а также реализацию второго этапа строительства мультисервисной сети Воронежского филиала ОАО «ЦентрТелеком».

CNews: Внедрение каких технологий в отрасли связи будет, по вашим ожиданиям, определять технологическое развитие операторов в обозримой перспективе?

Дмитрий Бутмалай: В настоящее время основной рост отрасли дают операторы мобильной связи, у которых более 80% дохода приносят голосовые услуги. Существует шесть способов увеличения доходности по этому направлению. Во-первых, увеличение стоимости звонка — хотя, к сожалению, высокая конкуренция на рынке сотовой связи в России не позволяет сделать это. Во-вторых, увеличение территориального охвата — что, собственно, сейчас и происходит на российском рынке. В-третьих, увеличение коэффициента проникновения сотовой связи — до 70%, как в Финляндии. В-четвертых, увеличение «разговорчивости» абонентов. В-пятых, снижение себестоимости услуги за счёт использования новых технологий. В-шестых, предоставление пользователю дополнительных услуг.

В связи с этим основное развитие получат решения, позволяющие снизить себестоимость и оптимизировать затраты, а также системы по предоставлению дополнительных услуг. В будущем, ожидается бурное развитие беспроводных пакетных сетей. При этом в качестве тестовой зоны данных решений будет строительство WiFi сетей и их интеграция с GSM, а также модернизация существующих NMT-450 до CDMA-450, с дальнейшим переходом к 3G сетям.

В будущем, на мой взгляд, у операторов фиксированной связи основной рост возможен за счет использования услуг сети «triple play», позволяющей предоставить пользователю в одном пакете голосовые услуги (голосовая связь, голосовая почта, виртуальные АТС и контакт-центр), видео-услуги (широковещательное и интерактивное телевидение, видео по запросу, видеотелефония и видеоконференцсвязь), услуги по передаче и хранению данных (интернет, VPN, интерактивные игры, аренда приложений, фото-видеоархив и т.д).

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS