При поддержке
Тарио

Олег Савцов: Рынок хостинга вырастет более чем на 100% в 2005 году

Олег СавцовО состоянии рынков хостинга, создания интернет-сайтов и регистрации доменных имён, перспективах этих рынков и их основных тенденций в интервью CNews рассказал Олег Савцов, заместитель генерального директора РБК СОФТ.

CNews: Какие события на телекоммуникационном рынке России, произошедшие в 2004 году, вы считаете наиболее важными для отрасли в целом?

Олег Савцов: Я считаю, что наиболее заметным событием прошлого года стало обсуждение планов об ужесточении правил регулирования телефонной связи. Я говорю об IP-телефонии. Если правила будут утверждены правительством, можно будет считать, что со свободной телефонией, какой была и пока что остаётся VoIP, будет покончено.

Это событие будет иметь сильные последствия. Во-первых, тарифы на дальнюю связь практически мгновенно поползут вверх. О том, что именно так и будет, можно говорить, анализируя движение тарифов в других сегментах, например, в коммунальном хозяйстве, или цен на топливо.

Кроме этого, ужесточение правил может послужить сильным тормозом на пути развития рынка информационных технологий в России. Ведь по мере роста альтернативных операторов связи, рос их спрос на компьютерную и телекоммуникационную технику. Если этот спрос исчезнет, пострадают компании, которые занимались реализацией этой техники. Следовательно, они также будут закупать меньше оборудования.

Можно до бесконечности идти наверх по цепочке и дойти до государства, которое также пострадает от своих же действий: уменьшатся налоговые поступления (пусть они были небольшими, но они были), на рынке будет работать несколько крупных операторов-олигополистов и т.п. В общем, нас ожидает мало приятного, если правила будут приняты в том виде, в котором они были в начале февраля текущего года.

CNews: Какова динамика регистрации доменных имён в России? Как изменился спрос на различные доменные зоны в 2004 г.?

Олег Савцов: По количеству доменов в зоне .ru рынок растёт приблизительно на 100% в год. В ближайшее время может произойти резкий всплеск регистрации доменов в этой зоне. Это связано с распадом РосНИИРОС и делегированием свои права RU-CENTER. Последняя организация дала провайдерам хостинг-услуг возможность регистрировать доменные имена. Следствием этого события может стать (и станет) появление большого количества регистраторов, которые получат доступ к внесению изменений в реестр в зоне .ru.

Также не так давно появилась зона .su, в которой происходит активная покупка доменов. Причём, покупаются, как правило, «красивые имена». Из этого я могу заключить, что основными покупателями доменов в этой зоне являются сквоттеры, которые рассчитывают заработать на последующей перепродаже.

Однако я не думаю, что в ближайшее время компании ринутся покупать домены в зоне .su, т.к. она конкурирует с .ru. А последняя зона более привычна для пользователей. Люди запоминают название сайта и в подавляющем большинстве случае подставляют к нему «.ru», а не «.su».

CNews: Какова динамика развития рынка хостинг-услуг в России? Как изменился спрос на хостинговые решения в 2004 г.?

Олег Савцов: Рынок хостинг-услуг можно разделить на две категории. Первая — это массовый рынок, который ориентирован на владельцев небольших сайтов. Вторая категория — это так называемый бизнес-рынок. В этом сегменте более высокие тарифы, более качественное обслуживание и т.п. Очевидно, что эта категория может не подойти пользователям, которые хотят разместить на сервере свою домашнюю страницу.

Одним из быстрорастущих направлений на рынке хостинга является collocation. Это техническая площадка, на которой можно разместить как собственное оборудование, так и оборудование, арендованное у РБК СОФТ.

Вторым быстрорастущим направлением является виртуальный хостинг. Это услуга для нестандартных проектов, не требующих выделения под их хостинг отдельного сервера, но налагающих повышенные требования к уровню сервиса. Услуга предполагает выделение виртуальных серверов с любым объемом дискового пространства, широким набором предустановленного ПО и использование высокопроизводительного оборудования. Эта услуга также есть в хостинг-центре РБК СОФТ, и она востребована в значительной степени.

Спрос на хостинговые услуги растёт очень сильно. На мой взгляд, речь идёт, как минимум, о двукратном росте в год. Рынок очень серьёзно изменяется: небольшие игроки уходят с поля или объединяются с другими игроками.

CNews: Как изменились требования телекоммуникационных компаний к интеграторам за последний год?

Олег Савцов: К основным изменениям я бы отнёс ужесточение требований телекоммуникационных компаний в отношении решений, которые предлагают интеграторы. Некоторое время назад интеграторы предлагали само решение и пакет услуг по его внедрению и обслуживанию.

В настоящее время этого зачастую недостаточно. Телекоммуникационные компании уделяют пристальное внимание вопросам информационной безопасности. Эти вопросы становятся ещё актуальнее, если помнить, что современные атаки часто имеют своей целью телекоммуникационную инфраструктуру.

CNews: РБК СОФТ анонсировала акцию «Гигабайтный беспредел». Каков отклик со стороны клиентов на такое привлекательное предложение?

Олег Савцов: Гигабайтный беспредел — это одно из наших уникальных предложений, цель которых — привлечь клиента к компании, к нашим услугам. До того как была предложена эта услуга, мы проанализировали рынок и не нашли хостинговых предложений больше 1–2 Гбайтов. В то же время на Западе без труда можно найти хостинг на 5–10 Гбайт.

Тогда было принято решение предложить достаточно большое дисковое пространство и оценить, насколько рынку это интересно. В принципе, я считаю, что подобное предложение может быть полезно для тех, кто создает файловые и медиаархивы (музыка, фотографии и т.п.).

Отклик, который мы получили от рынка, поразил нас. Мы, конечно же, ожидали, что люди будут звонить, интересоваться, но никто не ожидал, что уровень интереса будет просто зашкаливать.

В настоящее время мы готовим ещё одно предложение, суть которого заключается в следующем. Клиент покупает хостинг, а мы даём ему в качестве бонуса показы в баннерных сетях. Причём, достаточно большое количество баннерных показов. В результате, размещая свой информационный ресурс на наших серверах, клиент получает возможность очень быстро раскрутить свой проект в интернете с нашей помощью.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития рынка мобильного контента в России в ближайшие годы?

Олег Савцов: Я считаю, что это очень перспективное направление. Подобный интерес к теме был во время интернет-бума на рубеже веков. В то время интернет-компании покупались буквально гроздьями, все хотели инвестировать только в «доткомы».

Сейчас точно такой же интерес на российском рынке наблюдается в отношении отечественных контент-провайдеров. Я говорю именно о российском рынке, т.к. за рубежом процесс создания и развития контент-провайдеров был постепенным, а не революционным, как у нас.

В настоящее время в России даже крупные игроки на рынке мобильного контента зарабатывают очень мало. Почему? Просто потому, что затраты на рекламу очень высокие. Реклама в интернете не может дать необходимого покрытия, т.к. уровень проникновения телевидения и радио пока выше уровня проникновения интернета. А реклама на телевидении настолько дорога, что себе контент-провайдеры оставляют копейки.

Основной тенденцией на рынке мобильного контента я вижу переплетение бизнеса контент-провайдеров и так называемого «офлайного» бизнеса. Ведь если обратить внимание на все современные ток-шоу, можно увидеть, что ни одно из них не обходится без смс-голосования или смс-игры. 100 тысяч участников, и компания кладёт в карман $100 тыс. чистой прибыли. Цена этого вопроса зависит от аппетитов той иной компании.

CNews: Как вы оцениваете ёмкость рынка разработки интернет-сайтов? За счёт каких сегментов этот рынок растёт сегодня?

Олег Савцов: Очень интересный вопрос. Условно весь рынок разработки интернет-сайтов можно поделить на 3 сегмента: небольшие, средние и крупные проекты. К небольшим можно отнести сайты, которые создаются буквально «на коленке», стоимость которых не превышает $1500–2000. Средние — это проекты, которые стоят $2000–7000. И самые крупные — это проекты от $7000 и выше.

РБК СОФТ работает в сегменте крупных проектов. Мы оцениваем этот сегмент приблизительно в $10 млн. и наша доля на нём — порядка 40–45%. Помимо нас, в этом сегменте работают два других крупных игрока, но по количеству выполненных проектов в год мы опережаем их. Поэтому доли каждого из них можно оценить приблизительно в 25–35%.

Объём среднего сегмента составляет приблизительно $5–10 млн. И самый нижний сегмент — это приблизительно $5–10 млн. В результате, весь объём рынка создания интернет-сайтов составляет 25–30 млн. в год. Я не беру в расчёт портальные решения — это особая тема.

Рынок создания интернет-сайтов растёт за счёт развития всех сегментов. Кто-то вырос из домашней странички для своей компании и хочет чего-то большего. А средняя компания, быть может, вышла на новый уровень и хочет, чтобы новый сайт соответствовал этому уровню. В результате весь рынок движется вперёд и вверх.

CNews: Расскажите о наиболее значимых проектах, реализованных РБК СОФТ на телекоммуникационном рынке России в 2004 г.

Олег Савцов: Если создание интернет-сайтов и услуги хостинга рассматривать в разрезе телекоммуникационного рынка, мы выполнили большое количество проектов в 2004 г.

К наиболее интересным можно отнести проект по созданию сайта для Валаамского монастыря, за что компания получила Грамоту от главы Русской православной церкви, Святейшего Патриарха Алексия II.

Ещё один проект — это создание интернет-сайта для Федеральной таможенной службы.

На самом деле, крупных и интересных проектов — очень много. Я мог бы перечислять их вам целый день. Думаю, что о количестве и объеме проектов красноречиво скажет факт, что мы работаем для большинства компаний из Fortune500, крупнейших российских компаний и органов государственной власти.

CNews: Какие, на ваш взгляд, тенденции будут определять конфигурацию телекоммуникационного рынка в 2005 г.?

Олег Савцов: Я могу сказать, что рынок создания интернет-сайтов может вырасти в этом году на 100% и достичь отметки $50 млн. Это долгосрочная тенденция; пока что нет предпосылок для снижения темпов роста на этом рынке.

Помимо развития рынка создания сайтов, будет расти и рынок создания интернет-порталов. При этом данный рынок будет опережать по темпам развития все остальные. Я считаю, что речь может идти о 200%, возможно, даже больше.

Взрывными темпами будет расти и рынок услуг хостинга. Думаю, что речь может идти о тех же 100%.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS