При поддержке
Тарио

Мировые поставщики в России

На российском рынке телекоммуникаций по-прежнему превалирует импортное оборудование. Гиганты мировой индустрии связи расширяют партнерские отношения с отечественными дистрибьюторами и адаптируют свои решения для России. В ряде случаев открываются совместные производственные предприятия. Конкурентная борьба за «место под солнцем» нарастает. «Горячими» становятся секторы DSL-оборудования, систем IP-коммуникаций, включая оборудование для сетей NGN, оборудования беспроводной связи и, конечно, рынок базовой инфраструктуры мобильной связи.

Новинки на российском рынке DSL-оборудования

В начале года компания D-Link сообщила об адаптации своего SHDSL-маршрутизатора DSL-1500G к российским условиям работы. Новое программное обеспечение позволило увеличить скорость работы на длинных телефонных линиях в три раза. Маршрутизатор D-Link DSL-1500G предназначен для организации широкополосного доступа «последней мили» коллективных или индивидуальных пользователей к корпоративной сети или интернету, совместим с G.SHDSL-оборудованием других производителей, поддерживает стандарт ITU G.991.2 и обеспечивает двунаправленный режим передачи информации со скоростью до 2,3 Мбит/с по одной паре телефонных проводов.

В июле компания «Вимком» объявила о расширении линейки DSL-оборудования SpeedTouch производства Thomson в России и представила новый маршрутизатор SpeedTouch 690s. Этот продукт является SHDSL-маршрутизатором бизнес-класса, применяется для соединения телефонных станций, базовых станций операторов мобильной связи (GSM и 3G), организации высокоскоростного доступа клиентов к сети оператора. Он может работать как по двум медным проводам, так и по четырем, имеет дополнительные порты E1, V35, FR, ATM, встроенный МСЭ.

MAS Elektronik AG, официальный дистрибьютор и эксклюзивный сервисный центр фирмы CNet Technology, сообщил о начале поставок в Россию и страны СНГ новой модели широкополосного четырех портового SOHO-маршрутизатора CNIG-914. Он оснащен четырьмя коммутируемыми портами 100/10 Мбит/с, и с его помощью любая локальная вычислительная сеть с количеством пользователей не более 253 может получить доступ в интернет посредством одного ADSL или кабельного модема.

Азиатские компании не намерены быть аутсайдерами в DSL-гонке. Корейский производитель Aviv Infocom (представитель на территории России — компания "Вивком) выпустил к началу лета новую версию модема AVIV 16S. Устройство представляет собой внешний модем для физических линий стандарта SDSL, который предназначен для связи локальных сетей Ethernet по телефонному кабелю на выделенных телефонных линиях. В старой версии максимальная скорость передачи (на кабеле 24 AWG 0,5 mm) была 2304 кбит/с на расстояние до 2500 м, у нового модема — до 3600 метров.

В конце октября ZyXEL Communications сообщила о начале поставок в Россию ADSL-модема для домашних пользователей OMNI ADSL WLAN (802.11g+ беспроводной модем ADSL2+ с 4-портовым коммутатором, модель P-660HW EE). Отличительной особенностью устройства является технология автоматической настройки на параметры ADSL-линии и IP-протокола. В настоящее время автоматическая настройка работает на линиях операторов МТУ-Информ, WEB Plus и Ижком — в России, Голден Телеком и Интертелеком — на Украине. По словам производителя, поддержка стандартов ADSL2+ и RE-ADSL2 позволяет обеспечить повышенную скорость передачи данных, упростить подключение новых абонентов и реализовать высокое качество и надежность связи даже на плохих телефонных линиях, где подключение раньше было затруднительно или невозможно. OMNI ADSL WLAN обеспечивает подключение к интернету на скорости до 24 Мбит/с и скорость обмена данными в локальных проводной и беспроводной сетях до 100 Мбит/с.

В классе операторского оборудования Huawei Technologies на выставке «ИнфоКом-2004» представила, в частности, решение IP DSLAM последнего поколения, созданное на базе технологии ADSL2+ — Huawei SmartAX DSLAM, позволяющее, по словам производителя, вдвое увеличить пропускную способность сети по сравнению с традиционным оборудованием.

IP-телефония

Исследование реальных продаж абонентской емкости (настольных телефонных аппаратов), проведенное российским представительством Avaya в корпоративном секторе (исследовалось порядка сотни заказов стоимостью не менее $100 тысяч каждый, сделанные в августе-октябре 2004 года в Великобритании, Франции, Германии и России. Суммарный объем заказов составил порядка $ 10 млн.), обнаружило, что в России по-прежнему доминирует аналоговое оборудование. На долю аналоговых портов за исследованный промежуток времени пришлось 71% всех заказов, в то время как на долю IP-решений — 13%. Тем не менее, иностранные вендоры продолжают продвигать в России свои IP-новинки.

Nortel Networks предлагает через своих партнеров продукт Multimedia Communication Server (MCS) 5100, который реализует широкий спектр возможностей протокола SIP (Session Initiation Protocol) и обеспечивает повышение эффективности общения между пользователями, давая возможность совершать видеозвонки и проводить видеоконференции, персонализировать маршрутизацию входящих вызовов, а также совместно использовать компьютерные приложения.

Весной 2004 года корпорация 3Com представила в Москве новые продукты для построения сетей LAN/WAN и объявила о начале массовых поставок этих устройств на российский рынок. Были представлены новинки — модульные маршрутизаторы 3Com Router серий 3000 и 5000, выпущенных совместным предприятием 3Com — Huawei. Руководство 3Com надеется, что с выпуском этих систем компании удастся совершить рывок в сегменте корпоративных решений и отвоевать значительную его часть у Cisco. Этой цели в немалой степени должно было способствовать и появление в первом полугодии 2004 года маршрутизаторов семейства Router 6000.

Серия продуктов IP Office, предлагаемая Avaya сектору SMB, объединяет в себе коммуникационные возможности полнофункциональной АТС (традиционной и пакетной), устройства передачи данных (концентратор/коммутатор LAN/WAN) и сервера приложений (голосовая почта, конференц-связь, контакт-центр, CRM). Рост продаж IP Office Avaya в России и СНГ составляет 30–40 % ежеквартально.

Veraz Networks, дочерняя компания ECI Telecom, специализирующаяся на производстве решений пакетной телефонии на базе программных коммутаторов (softswitch) для традиционных сетей и сетей связи следующего поколения (NGN), объявила летом этого года об успешном завершении сертификационных работ и получении сертификатов соответствия для использования на территории РФ програмного коммутатора ControlSwitch и голосовых шлюзов I-Gate 4000 и I-Gate 4000 PRO. ControlSwitch представляет собой платформу операторских услуг и управления вызовами; в голосовых шлюзах I-Gate 4000 и I-Gate 4000 PRO разработан механизм передачи сигнализации ОКС7 через пакетную сеть на централизованно расположенные шлюзы сигнализации (SG).

Call/Contact центры

Российский рынок сall-центров демонстрирует впечатляющие темпы роста и является перспективным для многих поставщиков оборудования и решений. Прогнозируется, что в течение 2004 года объем рынка вырастет более чем в 2 раза. Закрепиться на нем пытаются многие производители.

Фирма «Сател», являющаяся авторизованным партнером Ericsson в странах СНГ, объявила недавно о начале поставок нового решения этой шведской компании — BusinessPhone Communication System, Version 7.0. Речь идет об универсальной телекоммуникационной системе, которая объединяет в себе цифровую телефонную станцию, устройства обработки и передачи данных и специальное ПО для обслуживания клиентов по телефону и через интернет, в том числе — для реализации функций мультимедийного контакт-центра.

Со своей стороны, Alcatel продвигает в России такие продукты, как OmniPCX 4400 и контакт-центр OmniTouch. На базе этих систем, в частности, было построено решение для обслуживания обращений клиентов «Инвестсбербанка».
По некоторым экспертным оценкам, доля Avaya на рынке операторских центров в России, где другими основными игроками являются Alcatel и Cisco Systems, существенно превышает 50%.

Системы видеоконференц-связи

Российский рынок систем видеоконференц-связи продолжает расти примерно на 20% в год, что значительно превышает темпы роста мирового рынка этого оборудования. Фокус спроса продолжает смещаться от представительств зарубежных компаний в России к операторам, разворачивающим услуги видеоконференц-связи на базе своих мультисервисных сетей — «Сибирьтелеком», ЮТК, «Дальневосточная Компания Связи» и др.

По совокупным продажам оборудования Polycom в 2003 год Россия оказалась на втором месте в Евросоюзе, уступив лишь Великобритании. Новая линейка Sony, представленная системами PCS TL-50 и PCS-G70, конкурирует с аналогичным оборудованием Tanberg и Polycom и, возможно, позволит японской корпорации также закрепиться на российском рынке. PCS TL-50 имеет больший, чем в системах Tanberg 1000 и Polycom VSX 3000, экран, более насыщенную функциональность при более низкой стоимости.

Впрочем, не только Sony, но и другие крупнейшие производители систем видеоконференц-связи представили в этом году новые линейки оборудования. Их основными особенностями являются поддержка протокола H.264 (изображение), различных протоколов передачи звука с CD-качеством, мультиинтерфейсность, управление качеством передачи и пр.

Крупнейшие поставщики систем видеоконференц-связи

Источник: CNews Analytics, 2003

Оборудование для беспроводной связи

Значительная часть из действующих сетей беспроводного широкополосного доступа (БШД) в России построена на базе оборудования израильского производителя Alvarion (системы BreezeAccess и WalkAir). В сегменте широкополосных радиомаршрутизаторов (Revolution) лидирует российская компания Infinet Wireless. В списке основных поставщиков систем БШД — компании Aperto Networks, Proxim (Tsunami), Motorola (Canopy), WiLAN и другие.

Кроме того, в России популярна практика развертывания сетей на базе дешевого оборудования малоизвестных производителей (цена подключения 1 клиента — $500–700) и на базе оборудования класса WLAN. Первые характеризует низкое качество исполнения и бедная функциональность, как правило, такое оборудование не предназначено для эксплуатации в климатических условиях России, за исключением южных регионов. Во втором случае подобное оборудование используется не совсем по назначению: для организации сетей доступа. Все еще продолжает часто применяться для организации домашних сетей с негарантированным качеством.

В мае 2004 года Alvarion объявила о своей новой системе BreezeAccess VL для полосы частот 5,2 ГГц, доступной в России и ряде стран Юго-Восточной Азии. Примерно в это же время Motorola сообщила о добавлении двух программных компонентов и элемента управления сетью в широкополосную платформу Canopy. Позже, в конце июня Motorola анонсировала новую модель транзитного модуля, работающего со скоростью 45 Мб/с, который позволяет расширить свои сети провайдерам услуг беспроводного доступа в интернет, обеспечив высокоскоростное подключение в соседних с уже освоенными районах. Для корпоративных заказчиков и предприятий связи новое решение является экономичной альтернативой другим ретрансляторам, а также способно стать выгодной заменой линий E1 при использовании совместно с мультиплексором Е1/Т1.

В отличие от других стран рынок беспроводных локальных сетей занимает в России незначительную долю — около 10%, в то время как почти весь остальной сегмент приходится на системы БШД. Тем не менее, этот рынок имеет значительный потенциал для своего роста, и зарубежные поставщики продолжают им активно интересоваться. Так, в апреле этого года в Россию начались официальные поставки оборудования компании Linksys1, которое до этого было знакомо пользователям только по «серым» каналам. На рынке РФ компании Linksys, Cisco и Avicon готовы предложить комплекс устройств беспроводной связи для малого офиса и дома: решения для организации ADSL-доступа, коллективного доступа к принтеру и файлам, системы безопасности и видеонаблюдения.

Кабельные системы

Растет спрос на оборудование уплотнения абонентской пары со стороны российских операторов, позволяющее увеличивать абонентскую емкость существующих медных кабельных систем. Для этих целей компания Flextronics предлагает оборудование Ahead Communications, которое эксплуатируется практически всеми крупными традиционными операторами связи страны. В прошлом году этому дистрибьютору удалось реализовать около 50 тысяч абонентских линий оборудования уплотнения Ahead; в этом году ожидается двукратное увеличение продаж.

Весьма интересную новинку представила компания MAS Elektronik AG, дистрибьютор и сервисный центр CNet Technology. Она сообщила о начале поставок в Россию и страны СНГ новой модели Powerline USB-адаптера CHU-600. Это устройство позволяет строить ЛВС с использованием электрической проводки 100–230В в пределах комнаты, этажа или здания. Применение таких адаптеров удобно для быстрой организации сети или в условиях, когда прокладка медных кабелей или оптоволокна неудобна или невыгодна. Для развертывания ЛВС на основе CHU-600 надо просто подсоединить адаптер одним концом к электрической розетке, а другим — к USB-порту компьютера. Если компьютер уже настроен на протокол TCP/IP и ему присвоен постоянный или автоматически назначаемый DHCP-сервером IP-адрес, то для начала работы достаточно подключить адаптер к настенной розетке и загрузить компьютер.

Новинки оборудования WLAN

В марте компания D-Link начала выпуск продуктов серии SuperG для беспроводных сетей, которые появились в результате дальнейшего развития стандарта 802.11g. Новые продукты серии AirPlus XtremeG, являющиеся результатом сотрудничества с компанией Atheros, работают на скоростях, до 15 раз превышающих скорости работы продуктов стандарта 802.11b.

Летом в России была представлена новинка на рынке Wi-Fi-систем: базовая станция Wi-Fi стандарта 802.11b производства компании Vivato (США). В качестве антенны в этой базовой станции используется многолучевая фазированная антенная решетка (ФАР) с усилением 25 dBi, что позволяет многократно повысить дальность работы. Кроме базовых станций стандарта 802.11b для использования в помещениях (VP1200) и на открытом воздухе (VP1210), в семейство Wi-Fi оборудования Vivato также входит базовая станция стандарта 802.11b/g для использования в помещениях (VP2200) и устройство VA2200, которое может использоваться как точка доступа, мост или ретранслятор. В ближайших планах производителя — выпуск базовых станций Wi-Fi для диапазона 5,8 ГГц, а также выпуск оборудования стандарта 802.16 (WiMAX).

В октябре компания 3Сom расширила ряд сертифицированных решений для локальных беспроводных сетей Wi-Fi. Новые продукты включают в себя: беспроводной маршрутизатор для использования в поездках, скоростной сервер беспроводной печати, карту беспроводного доступа OfficeConnect Wireless 108Мбит/с, оснащенную запатентованной антенной Xjack, компактный 54 Мбит/c 802.11.g беспроводной USB адаптер. Новые продукты 3Com совместимы с точками доступа стандартов 802.11a/b/g и беспроводными Cable/DSL шлюзами 3Com.

В ноябре компания U. S. Robotics представила три новые антенны, увеличивающие диапазон действия, зону обслуживания сети и помогающие устранить «мертвые зоны». Беспроводные продукты для настольных ПК, по мнению производителя, увеличивают интенсивность сигнала и позволяют получить более надежное и устойчивое соединение в малом и домашнем офисе, или даже на более протяженных расстояниях между зданиями. Преимущества этих антенн — они не зависят от операционных систем, не требуют настойки конфигурации оборудования, легко устанавливаются и просто подключаются. Антенна для настольных ПК USR5480 (4dBi Desktop Antenna) предназначена для подключения к плате PCI беспроводного доступа от U. S. Robotics и позволяет вынести антенну из типичной для нее «зашумленной» зоны в задней части корпуса компьютера. Поворотная антенна USR5481 (5dBi Swivel Antenna) заменяет антенны беспроводных маршрутизаторов 802.11b и 802.11g, PCI-адаптеров для настольных ПК и точек доступа, увеличивая дальность их действия и расширяя зону покрытия. Направленная антенна USR5482 (9dBi Directional Panel Antenna) дает мощный, сфокусированный сигнал и предназначена для точек беспроводного доступа и маршрутизаторов 802.11b и 802.11g в зданиях, где необходимы большие зоны покрытия. Кроме того, она сертифицирована и для внешних, уличных приложений (например, для коммуникаций между зданиями), что также дает возможность добиться лучшего покрытия.

Оборудование доступа

В России установлено 300 тыс. единиц оборудования RAD Data Communications. В 2004 г. руководство RAD ожидает 30% роста продаж в России, связанного с включением в клиентскую базу средних и крупных компаний. С начала прошлого года в России представлено 20 новых продуктов RAD Data Communications. Получены сертификаты на пакетные IP-решения и продлены сроки действия уже имеющихся сертификатов.

О своих планах по производству оборудования для строительства сетей транкинговой связи стандарта TETRA на своем СП в Ижевске заявлял германский концерн Siemens. Основными клиентами этих сетей в России должны стать госкомпании и ведомства, которые в ближайшие годы могут потратить на системы радиосвязи $4–10 млрд.

А в феврале состоялось официальное открытие Новосибирского представительства российско-словенского ЗАО «ИскраУралТЕЛ». Оно получило статус отечественного производителя телекоммуникационного оборудования в России в 1998 году. В этом году компания планировала расширить зону своего присутствия в регионе на республику Хакасия и Красноярский край.


1 Компания Linksys была приобретена Cisco Systems в марте 2003 года. Покупка Linksys дала Cisco возможность присутствовать не только в сегменте телекоммуникационного оборудования для корпораций, но и в сегменте SOHO. Эксклюзивным дистрибьютором оборудования в России стала компания Avicon Technologies.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS