При поддержке
Тарио

PON-сети опутывают Россию

Технологию пассивных оптических сетей (PON, Passive Optical Networks) российские операторы начали активно внедрять в 2003 году. C ростом конкуренции на рынке прекратилась монополия единственного поставщика соответствующего оборудования, а число PON-проектов заметно возросло.

При том, что технология PON пришла в Россию почти 3 года назад, некоторое время ее перспективы в условиях отечественного рынка оставались туманными. Только год назад стало, наконец, ясно, что пассивные оптические сети найдут здесь свою нишу.

По состоянию на начало 2004 г. только Москве, по словам экспертов, было установлено несколько сотен систем с числом абонентских устройств более тысячи. Спрос на технологию PON оказался настолько велик, что американский вендор Terawave, фактически занимающий монопольное положение на российском рынке оборудования PON, рассчитывал по итогам 2004 г. удвоить показатель продаж своих систем в России. При этом, в начале 2004 г. на российском телекоммуникационном рынке заявил о себе второй производитель оборудования для развертывания оптических сетей по данной технологии — израильская фирма Olencom Electronics. С выходом его на рынок у отечественных операторов связи впервые появилась альтернатива в выборе вендора. Очевидно, что появление новых игроков на рынке PON в России будет способствовать росту конкурентной борьбы и снижению цен на данное оборудование.


О технологии PON

PON — это современная технология для построения решений «последней мили» по оптике. Ее суть заключается в том, что между центральным узлом, обеспечивающим подключение к магистрали (SDH/ATM), и абонентскими узлами создается полностью пассивная оптическая сеть древовидной топологии. В промежуточных узлах дерева размещаются компактные пассивные оптические разветвители (сплиттеры), не требующие питания и обслуживания.

Один сегмент сети PON охватывает до 32 абонентских узлов в радиусе до 20 км. Все абонентские узлы являются терминальными, то есть отключение или выход из строя одного из узлов никак не влияет на работу остальных. Каждый из них рассчитан на обычный жилой дом или офисное здание и может охватывать сотни абонентов, предоставляя интерфейсы 10/100BaseT и до 20 E1. Центральный узел поддерживает до 4 сегментов PON.

Для передачи прямого и обратного канала используется одно оптическое волокно, полоса пропускания которого динамически распределяется между абонентами. Нисходящий поток от центрального узла к абонентам идет на длине волны 1550 нм и имеет скорость 622 Мбит/с (в сумме для всех абонентов). Восходящие потоки от абонентов идут на длине волны 1310 нм с использованием протокола множественного доступа с временным разделением (TDMA) и также имеют суммарную скорость 622 Мбит/с.

Технология PON в настоящее время относится к наиболее перспективным технологиям волоконно-оптических сетей доступа. По стоимости оптическая сеть с пассивным распределением сравнима с сетью на основе технологии Micro SDH, однако при этом эффективность использования волокна в сети PON значительно выше.

Основные преимущества технологии PON — это:

  • Существенная экономия волокон. В технологии PON для обслуживания 32 абонентских узлов используется только одно волокно.
  • Скорость. Оптическое волокно обладает огромной полосой пропускания.
  • Надежность. В промежуточных узлах дерева находятся только пассивные оптические разветвители, не требующие обслуживания.
  • Масштабируемость. Древовидная структура сети доступа дает возможность подключать новых абонентов самым экономичным способом. Г
  • Гибкость. Использование ATM в качестве транспорта позволяет предоставлять абонентам именно тот уровень сервиса, который им требуется.

Первая в России индустриальная сеть доступа на основе технологии PON была введена в эксплуатацию в феврале 2002 г. в Санкт-Петербурге для оператора «Петерстар».

Примеров развертывания PON-сетей уже достаточно для того, чтобы утверждать, что эта технология в России состоялась. На оборудовании Terawave развивает свою сеть компания «Комкор», которая, по некоторым оценкам, ежемесячно вводит в эксплуатацию более 100 узлов PON-узлов. Компания «Мастертел», универсальный телекоммуникационный оператор, входящий в холдинг «Прайм Бизнес Групп», в партнерстве с «Комкором» внедрил пассивную оптическую сеть в ноябре 2004 г.

Во втором квартале 2003 г. систему PON развернул московский альтернативный оператор «Голден Лайн», соединив два района Москвы — Митино и Тушино. В дальнейшем компания планировала построить второе дерево PON из центрального узла. В апреле 2004 г. «Роснет» ввел в коммерческую эксплуатацию сеть PON в Петербурге. «Санкт-Петербургский Телепорт» взял на вооружение эту технологию в июне 2004 г.

«Центральный телеграф» приступил к широкомасштабному развертыванию сетей PON летом 2003 года. В начале 2004 г. компания рассчитывала на то, что в конце года построенные ей широкополосные мультисервисные сети доступа на базе этой технологии охватят более 95% территории, на которой «Центральный телеграф» оказывает услуги связи. В 2004 г. число центральных концентраторов TW-600 планировалось увеличить более чем в два раза. К середине февраля 2004 г. было установлено 5 центральных концентраторов TW-600, которые обслуживали 30 терминальных абонентских устройств TW-300, используемых как для подключения корпоративных клиентов, так и при телефонизации новых районов массовой застройки с организацией домашних сетей.

В конце февраля 2004 г. к развертыванию сетей PON приступила телекоммуникационная компания Агентство «Эксперт». К тому времени несколько сегментов PON были уже введены в эксплуатацию и использовались для предоставления услуг телефонии, передачи данных и доступа в интернет корпоративным пользователям и государственным организациям.

В декабре 2004 г. сеть PON ввела в коммерческую эксплуатацию группа компаний «Корбина-Телеком». Оптические сети по технологии PON развертывают также «ЗапСибТрансТелеКом», "Фирма «Связь» (альтернативный оператор в г. Ейске, Краснодарский край), ведомственный оператор группы компаний «Итера» (газодобыча) — фирма «Итеранет», московский оператор фиксированной связи «Ител» и др.

Российский рынок PON: динамика развития

 

2001

2002

2003

2004

2005

Число операторов, протестировавших системы PON на своих сетях

7

25

50–60

100–110

150–200

Число операторов, на сетях которых системы PON находится в эксплуатации

0

4

11

30

50–70

Объем продаж систем PON на российском рынке

0

$2М

$7М

$10М

$20М

Производители систем PON, представленные на российском рынке

Terawave Communications

Terawave Communications

Terawave Communications
OlenCom Electronics
Quantum Bridge Communications
FlexLight Networks
Alloptic Inc

Terawave Communications
OlenCom Electronics
Quantum Bridge Communications
FlexLight Networks
Alloptic Inc.
Fujicura Ltd. Alcatel

Ожидается массовый выход новых производителей систем PON на российский рынок

Источник: Телеком Транспорт, 2004

Оптический доступ на основе PON — это практически идеальное решение проблемы «последней мили», считают в компании «Телеком Транспорт», получившей в марте 2004 г. патент на прокладку оптического кабеля по крышам домов с использованием опор городской радиотрансляционной сети. Новая технология позволяет быстро развертывать волоконно-оптические сети доступа в условиях городской застройки и обеспечивать построение систем кабельного ТВ и подключение к сети интернет.

Однако практическое внедрение технологий маловолоконных кабельных систем в России пока связано с рядом объективных трудностей. Основное препятствие — отсутствие нормативной базы, а также опытных участков, на которых можно было бы провести испытания технологии, продемонстрировать ее достоинства и выявить возможные проблемы. Нужны временные нормативные документы энергокомпаний, разрешающие, в порядке эксперимента, строительство волоконно-оптических линий связи по линиям электропередачи или по опорам городских радиотрансляционных сетей с использованием новых технологий. Остается только надеяться, что бюрократические препоны будут, рано или поздно, преодолены, и новая технология прочно займет свою нишу на рынке фиксированной связи России.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Петр Зарытов: Объем рынка интернет-доступа превысил $5 млрд. в 2004 г.

Петр ЗарытовО рынке интернет-доступа и IP-сервисов, динамике его развития в интервью CNews рассказал Петр Зарытов, президент «Ютранзит».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, характеризуют развитие российского рынка интернет-доступа и IP-сервисов в 2004 году?

Петр Зарытов: Во-первых, следует отметить, что в 2004 году этот рынок изменился и началось формирование и обустройство нового рынка интернет-доступа и IP-сервисов в России. До этого российский рынок был разрозненным и несформированным, основное направление работы практически всех российских компаний здесь заключалось в предоставлении интернет-каналов и доступа частным лицам и организациям.

Сегодняшняя тенденция позволяет сказать о том, что на рынке начали выделяться операторы, претендующие на звание Tier-1. Началось разделение российских компаний на рынке передачи данных и интернет доступа на Tier-1 и локальных провайдеров.

Это хорошая тенденция, направленная на развитие рынка в целом. Российский рынок в 2004 году становился все ближе к западному рынку, происходила интеграция с международным рынком IP-сервисов. Ведущие российские операторы значительно увеличили свою западную сетевую инфраструктуру.

В 2004 году произошел значительный рост интернет трафика и сейчас намечается тенденция в сторону того, что исходящий из России трафик будет значительно превышать входящий по международным каналам. В 2004 в России появился первый канал STM-16 с выходом зарубеж, это говорит о стабильном развитии рынка, востребованности услуг и успешном развитии российских телекоммуникационных компаний в прошлом году.

В 2004 году значительно возросла активность в области поглощений и слияний компаний на рынке телекоммуникаций в России. Это тоже немаловажный фактор для позитивной оценки развития рынка. В целом, прошедший год для рынка прошел под уверенным «знаком плюс».

CNews: Как вы оцениваете емкость этого рынка? Насколько высок здесь уровень конкуренции? Насколько сложно выйти сюда новому игроку?

Петр Зарытов: Если говорить про рынок интернет-доступа и IP-сервисов, то можно сказать, что этот рынок не перегружен, хотя конкуренция высока, особенно на рынке корпоративных услуг передачи данных, услуг интернет доступа для частных лиц и организаций, услуг IP-телефонии.

Оптовый рынок трафика не перегружен, вообщем сейчас ситуация на рынке для выхода новых игроков скорее положительная, чем отрицательная. Рынок на подъеме и идет процесс формирования новых межоператорских отношений. Емкость этого рынка растет и, по нашим оценкам, сейчас составляет не менее $5 млрд.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS