При поддержке
Тарио

IP-телефония: «за» и «против» корпоративного перехода

В настоящий момент ИТ-менеджеры находятся под мощным давлением со стороны рынка, где поставщики и аналитики хором убеждают в необходимости срочного перехода к IP-телефонии. Однако помимо силы убеждения, следует принять во внимание и целесообразность подобного решения для каждой конкретной компании. Аналитики Gartner предлагает внимательно взвесить все «за» и «против» перед тем, как инициировать подобные проекты.

Суть рыночного давления сводится преимущественно к пропаганде убеждения, что отсутствие IP-телефонной сети в организации лишает ее важных преимуществ, и само по себе является потерей широчайших возможностей. Однако по  большому счету эти возможности существуют лишь для тех игроков, которые учитывают «модные» тенденции в своих стратегиях, а не выстраивают последние в  соответствии с первыми.

IP-телефония подразумевает передачу голосовых данных по  корпоративным IP-сетям. Переход к этой форме коммуникаций предполагает замену существующих в компании телефонных аппаратов, и собственно модернизацию сети. Затраты на эти акции компенсируются, по словам поставщиков, значительным сокращением расходов и экономией на соединениях, и в конечном счете повышением эффективности бизнес-процессов. Однако перед началом проекта по построению соответствующей инфраструктуры ИТ-менеджерам необходимо хорошо осознать все последствия подобного шага.

Преимущества, о которых столько говорят, на самом деле не сразу очевидны потенциальным заказчикам. Однако на них продолжают настаивать следующие 4 группы убеждающих сторон:

1. Вендоры систем — им важно подтвердить свою репутацию инновационных лидеров. Системы IP-телефонии считаются достаточно устойчивыми и  надежными только с 1999 года, следовательно, технология все еще претендует на  статус высокотехнологичной инновации. А это важный фактор конкурентной борьбы — расстановка сил на рынке во многом зависит от того, как быстро и полно тот или иной вендор сможет предложить коммуникационное решение нового поколения. Массовое освоение этой технологии позволит вендорам заметно увеличить свои продажи — как новым, так и уже существующим клиентам. Свой интерес видят здесь и  дистрибуторы телекоммуникационного оборудования.

2. СМИ — всегда охотно реагируют даже на самые фантастические анонсы технологических новинок. Конвергентные сети открывают широкий простор для фантазий на тему «бизнеса будущего», и редакторы ведущих изданий уже обратили внимание, что заголовки «Новые перспективы VoIP» продаются лучше, чем тривиальные «Как настроить корпоративную сеть». Соответственно, историям успеха из мира IP в средствах массовой информации сейчас отдан безоговорочный приоритет. С тем, чтобы множить число примеров успешных внедрений, публикуемые статьи завершаются рекомендацией читателям поспешить с  переходом на эту инновационную платформу.

3. ИТ-персонал - сотрудникам, работающим в  высокотехнологичной среде, как правило, нравится экспериментировать с  появляющимися на рынке новинками. В числе прочего это дает им хорошую возможность расширить свои навыки и соответственно, добавить пару ценных строчек в резюме. Как правило, сотрудники ИТ-департаментов вплотную общаются с коллегами из компаний-вендоров, следовательно, в офисе однажды может появиться новое устройство — например, для тестирования или в рамках пилотного проекта. После месяца пробной работы с системой будет усиливаться давление со стороны заинтересованного персонала, с тем, чтобы продолжить внедрение в компании.

4. Отраслевые аналитики - скрупулезно изучают любые возможные новинки, технологии или только намек на них, с тем чтобы предложить более полный прогноз развития рынка своим клиентам. Включая описания «продуктов и услуг будущего». Так называемые «зрелые» технологии в данном контексте уже не  представляют никакого интереса — хотя бы потому, что всем известны и понятны. Клиентам аналитических агентств и подписчикам ежеквартальных отчетов и прогнозов гораздо интереснее ознакомиться с мало изученными технологиями, которые, возможно, пока вообще не актуальны для их бизнеса. Скажем, переход на  IP-телефонию для многих компаний до сих пор остается слишком дорогим удовольствием. Подобное стратегическое решение вообще требует взвешенного подхода и реалистичного ожиданий. Однако для рядового читателя большая часть публикуемой информации по IP-телефонии в конечном счете оказывается пропагандой «за».

В результате, у менеджеров в статусе CIO складывается впечатление, что IP-телефония буквально «окружает». На самом деле, хотя о ней действительно много говорят, и компании достаточно активно осуществляют внедрение, до сих пор остаются единичными случаи создания полноценных корпоративных инфраструктур на базе IP. Тем не менее, аналитики Gartner прогнозируют, что в ближайшие 4 года IP-телефоны все же вытеснят традиционные аппараты с большинства корпоративных столов. По факту же предпосылок для подобного оптимизма пока нет. Внедрение новой технологии идет достаточно медленными и осторожными шагами.

Главный довод в пользу перехода на IP-телефонию — т.е. существенная экономия средств предприятия, также имеет свою оборотную сторону. Во-первых, масштабы этой экономии несколько преувеличены. А во-вторых, сама стоимость перехода пока достаточно высока, и отнюдь не ограничивается затратами на новый сервер и телефонные аппараты для пользователей. Помимо чисто технической стороны, необходимы также серьезные организационные изменения, с тем чтобы внедренная сеть эффективно работала. Очевидно, что конвергентность не  ограничивается фактом передачи голосовых и цифровых данных в одной сети — это подразумевает также сплоченную работу специалистов в той и другой области в  рамках объединенной среды.

Действительно эффективным может быть проект, который учитывает все сопутствующие факторы. Особенно сложным внедрение окажется в крупных, а  значит, достаточно «неповоротливых» с точки зрения полной замены инфраструктуры, компаниях. С другой стороны, для малого бизнеса подобные системы пока не совсем по карману. Большинство же пока просто ограничивается тестовыми экспериментами на небольших участках, не рискуя сразу предпринимать полномасштабное внедрение.

Медленные темпы миграции на IP-телефонию все же не подразумевают, что эта технология будет полезна лишь незначительному количеству игроков. При этом, какую ситуацию на этом рынке мы наблюдаем сегодня? Маркетологи от IP продолжают указывать на потенциал сбережения ресурсов. Gartner со своей стороны продолжает призывать к предварительному расчету ROI и TCO, с тем чтобы определить, насколько адекватны в каждом конкретном случае окажутся обещания вендоров. В  любом случае очевидно, что вопрос принятия решения о начале IP-проекта относится не столько к «телефонной», сколько к бизнес-сфере.

По материалам Gartner

Александр Новиков: Ожидания тотального перехода на IP-телефонию пока не оправдываются

Александр НовиковНа вопросы CNews отвечает Александр Новиков, генеральный директор компании «АПТТелеком».

CNews: Какие изменения, произошедшие за последние годы на рынке телекоммуникационного оборудования в России, по вашим наблюдениям, можно считать наиболее существенными?

Александр Новиков: Изменения на рынке телекоммуникационного оборудования обусловлены, прежде всего, быстрым и интенсивным развитием самой отрасли. Телефония в последнее время вышла на качественно новый уровень благодаря появлению IP-телефонии (пакетной коммутации). В 2003 году рост продаж IP-систем составил 13% за счет падения объема продаж традиционных АТС. Однако ожидания тотального перехода на IP-телефонию все же пока не оправдываются. Наш каждодневный опыт показывает (а мы занимаемся оборудованием производства компании AVAYA), что наибольшим спросом в 2004 году по-прежнему пользовались традиционные решения, реализованные на платформе Avaya Definity. На прошедшей недавно конференции по IP-телефонии компания AVAYA представила интересную статистику, основанную на анализе продаж конвергентного преемника станции Definity — сервера S8700. Данные говорят о том, что из общего количества портов, поставленных в Россию, только 13% было IP-портами, а 71% — аналоговыми.

Существенный вопрос, который должна задать себе каждая компания при модернизации своей системы связи — это «Как сохранить уже сделанные инвестиции и при этом не разрушить принципы организации работы компании?» Ведь для обслуживания IP-системы связисту придется научиться принципам пакетной коммутации, а компьютер и телефон на рабочем месте будут преобразованы в единый комплекс. И, наконец, не демонтировать же уже существующую телефонную сеть.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS