При поддержке
Тарио

Россия: тернистый путь VoIP

Российские провайдеры, с оглядкой на западных коллег, также осознают, что в сегодняшних условиях продавать услуги выгоднее, чем просто продавать мегабайты. Однако переквалификация их в поставщиков дополнительных сервисов поверх IP еще только начинается.

Для большинства российских провайдеров голосовых услуг поверх IP основной пока является именно «карточная» бизнес-модель. Более того, российские традиционные операторы, приступив к эмиссии предоплаченных карточек IP-телефонии, ринулись догонять «уходящий поезд» — направление, которое, как считает большинство экспертов, практически полностью себя исчерпало. Вместе с тем, крупнейшие альтернативные операторы весьма преуспели в «карточном» бизнесе, и конкурировать с ними будет очень непросто.

Сегодня процесс формирования рынка провайдеров голосовых услуг поверх широкополосных IP-сетей в России только начинается. Игроков здесь пока что можно пересчитать по пальцам одной руки. Это компании «Комстар», «Телфин» и IP Port. Рост этого бизнеса по-прежнему сковывает отсутствие «критической массы» широкополосных подключений в стране. Отсюда — зачаточное состояние российского рынка IP-услуг для жилого сектора. В то время, как в мире количество только одних DSL-линий, не считая всех остальных видов широкополосного абонентского доступа, превысило 100 миллионов и растет, по данным Forrester, на 20% в год. Только у одной компании Yahoo BB в Японии по состоянию на март 2004 года насчитывалось более 5 миллионов «широкополосных» VoIP-абонентов.

Было бы наивно утверждать, что среднестатический российский потребитель услуг связи готов к использованию голосовых услуг на базе широкополосного подключения в интернет. Большинство граждан России (за исключением Москвы и других крупных городов) не готовы платить не только за широкополосный доступ, он даже и за коммутируемый. Так, по данным ФОМ, в 2003 году 88% россиян вообще не пользовалось интернетом, и большинство из них (64% опрошенных) не испытывало желания или необходимости начать это делать.

Стране, по-видимому, нужно учитывать свою специфику и использовать нестандартные решения, а не слепо экстраполировать зарубежный опыт. Например, известно, что наши граждане очень любят смотреть телевизор — чуть ли не больше всех в мире, по некоторым данным, среднестатический россиянин смотрит ТВ 4,5 часа в день. Особенно это касается жителей регионов, где других развлечений практически нет. Отсюда следует простая гипотеза: не пора ли развивать в регионах услуги платного ТВ, а заодно, построив или модернизировав существующие кабельные сети, подавать всем желающим кроме ТВ-сигнала еще и широкополосный интернет и голосовые сервисы на базе IP (пресловутая модель Triple Play)?

Подобные варианты продвижения услуг уже озвучены рядом компаний. В качестве примеров можно привести инициативы «ЦентрТелекома» и АФК «Система». Первый намерен создать сеть кабельного ТВ по всему Центральному округу (брэнд «Мультисеть», компания «ЦентрТелекомСервис»); второй с 2005 года будет развивать на базе своей 100% -ной дочерней компании «Система Масс-Медиа» (точнее, на базе специально созданной структуры ОАО «Система Мультимедиа») интерактивные сервисы (многоканальное платное телевидение, сетевые игры, видео по запросу, электронная коммерция и пр.). Проект «Система Мультимедиа» стартует одновременно в Москве и регионах, причем в столице он будет базироваться на технологии ADSL, а в регионах, скорее всего, — на существующих или модернизируемых кабельных сетях платного телевидения.

Впрочем, возможны и другие решения проблемы слабого развития высокоскоростных подключений в жилых домах России. По мнению главы корпорации NetCentrex Оливье Эрсана (Olivier Hersent), можно обеспечить более эффективное использование имеющихся медных проводов за счет замены обычного телефонного трафика IP-телефонным, не используя DSL-каналы. Для этого в транспортной сети вместо имеющегося оборудования устанавливаются гибкий коммутатор, MGCP-шлюзы. В России гибкие коммутаторы NetCentrex используются в сетях таких компаний, как «ТрансТелеКом», «МТУ-Интел», «Ростелеком» и «ПетерСтар»; внедрено также несколько решений на базе платформы MCS (Media Control Server).

У NetCentrex уже имеется подобный опыт в Польше, и в настоящее время прорабатывается аналогичный проект с одним из крупных российских операторов связи. Отмечается, что потребность в оконечных гибких коммутаторах растет, а одной из основных причин увеличения спроса является снижение стоимости решения в расчете за один порт. Теперь она такая же, как для традиционной АТС или даже ниже.

Наконец, компания «Телеком-Центр» совместно с «Космос-ТВ» объявила о начале предоставления пакета услуг Triple Play (доступ к платному ТВ-контенту, доступ в интернет и услуги голосовой связи) с января 2005 года. На особый успех проекта рассчитывать не приходится — вовлечение в него до конца 2005 года 3–4 операторов мультисервисных сетей доступа будет, по мнению «Телеком-Центра», большим благом. К числу «отягчающих» факторов относятся избыточность каналов, предлагаемых провайдерами ТВ-контента, перевод звукового сопровождения на русский язык, сложности стыковки сетей доступа с так называемыми условными сетями доступа формирователя контента и др.

Очевидно, что рынок подобных дополнительных услуг фактически безграничен. Их потенциальными потребителями может стать и так называемый «новый» жилой фонд, и гостиничные комплексы, и корпоративные системы телевещания, и образовательные учреждения, и государственные структуры. Осталось лишь решить вопросы обеспечения качества сервиса (QoS), которые в случае IP-вещания становятся чрезвычайно важными, а также нужно преодолеть сложности с получением лицензированного контента в России и обеспечить необходимую его защиту.

Виталий Солонин / CNews Analytics *

* При подготовке статьи использованы материалы 9-ой конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организованной компаниями CompTek и CTI

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS