При поддержке
Тарио

Цифровое телевидение потягается по популярности с сотовой связью

Граждане России в среднем смотрят телевизор 4,5 часа в день. При этом по самым оптимистичным оценкам, только 3% телезрителей являются подписчиками услуг платного цифрового телевидения. Оборот этого рынка пока оценивается на уровне $100 млн., причем примерно половина этой суммы приходится на Москву. Это не мешает экспертам предрекать сегменту небывалый рост, сопоставимый с сотовой связью. И инвесторы, похоже, склонны этому верить.

Прогнозы бурного роста на рынке услуг платного цифрового ТВ можно было услышать 2–3 года назад. Однако в реальности количество активных пользователей платных телевизионных каналов насчитывает пока только 1–1,5 млн. или менее 1% населения России. В существующих условиях количество абонентов может вырасти в ближайшие годы до 10 млн. пользователей. Аналитики «iKS-Консалтинг» и Eastway Capital также продолжают утверждать, что данное направление сервисов в скором времени станет наиболее интересным и для финансовых, и для стратегических инвесторов.

Дальнейшее развитие рынка связано как с повышением реальных доходов населения, так и с грамотными маркетинговыми стратегиями операторов. Среди неочевидных факторов развития платного ТВ аналитики отмечают расширение спроса на некоммутируемый доступ в интернет, а также возможные стратегические альянсы между компаниями, предоставляющими эту услугу, и операторами платного ТВ.

Национальные особенности

До недавнего времени рынок платного ТВ в России оставался фактически в тени. Внимание инвесторов преимущественно было приковано к сотовой связи, показывающей взрывообразный рост. Однако сейчас, отмечают наблюдатели, на рынке заметен все больший интерес к компаниям, предлагающим услуги на стыке телекоммуникаций и медиа. Эксперты убеждены, что платное ТВ и некоммутируемый доступ в интернет в ближайшее время прочно войдут в перечень наиболее привлекательных для инвесторов проектов в России.

При определении инвестиционной привлекательности российских проектов в этом секторе, тем не менее, следует делать поправку на текущий уровень проникновения услуг платного ТВ в стране, а также на показатель ARPU, который несоизмеримо выше в США, Великобритании, Франции и других странах. В частности, по оценкам Screen Digest, объем рынка платного ТВ в Европе в 2004 году должен был превысить 20 млрд. евро, а число его пользователей — составить половину всех жителей региона. В России же пока не вышли на уровень охвата хотя бы четверти населения.

Основные сделки на рынке платного ТВ, 2004

Актив

Покупатель

Сумма сделки

Дата

82% акций Архангельской телевизионной компании (АТК)

гендиректор АТК Юрий Фирсов

$1,5 млн.

март-апрель

34% акций «Комкор-ТВ»

Columbus Nova Capital

$22,5 млн.

октябрь

25% акций НКС

Delta Private Equity Partners

$5 млн.

октябрь

Источник: CNews Analytics, 2004

С другой стороны, популярность самой услуги в нашей стране сдерживается пока что отсутствием у граждан как таковой привычки платить за телевидение. По данным Мининформсвязи РФ, в 2003 г. доходы от услуг телерадиовещания (ТРВ) в России составили 10,9 млрд. руб., причем более трех четвертей из этой суммы (77,6%) пришлось на эфирное ТВ. На долю кабельного телевидения (КТВ) осталось только 21%, и всего 0,5% — на спутниковое ТВ.

По итогам 9 месяцев 2004 года, доходы в секторе «Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь» выросли на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и составили 11,7 млрд. руб. По прогнозам на 2010 г., доходы рынка ТРВ вырастут почти втрое и достигнут 33,9 млрд. руб., а к 2015 году показатель вырастет в 5 раз — до 55,7 млрд. руб.

Доходы от услуг телерадиовещания в России, 2003

Источник: Мининформсвязи РФ, 2003

Москва и регионы

Коммерческое цифровое телевизионное вещание началось в Москве и Санкт-Петербурге примерно 2 года назад. С 2005 года Мининформсвязи России планирует масштабную цифровизацию ТВ и рассчитывает полностью завершить процесс через 10 лет.

Пока что самым крупным коммерческим спутниковым ТВ-проектом, предлагающим множество тематических каналов для различных аудиторий, остается «НТВ-Плюс». На сегодняшний день в Москве он обслуживает более 100 тыс. абонентов. По сравнению с другими «пакетами» спутникового ТВ, к примеру, Hot Bird или SKY TV, «НТВ-Плюс» обладает рядом важных преимуществ для российского потребителя — телепрограммы, как правило, ведутся на русском языке и национально ориентированы. Не секрет, что большинство провайдеров услуг платного телевидения в России транслирует в основном иностранные телепрограммы, сформированные с учетом интересов и менталитета жителей разных стран, при этом качественных отечественных программ российской аудитории не хватает.

Другие известные проекты на московском рынке платного ТВ — компании «Космос ТВ» (около 50 тыс. абонентов), «Версател»/DIVO TV (20 тыс.), «Комкор-ТВ» (8 тыс.). Основные региональные участники рынка КТВ — «Объединенные кабельные сети» (UCN) и «Национальные кабельные сети» (НКС).

В регионах развитие платных ТВ услуг происходит пока очень медленно. Имеются единичные случаи появления новых операторов. Так, в конце июня 2004 г. начало эксплуатацию сети кабельного телевидения ОАО «Башинформсвязь». Пермская телекоммуникационная компания «ЭР-Телеком» сообщила, что в период с января по июнь 2004 года число абонентов региональной сети кабельного телевидения «Диван-ТВ» выросло до 3,2 тыс. Только за июнь 2004 г. число абонентов сети КТВ увеличилось на 1,1 тыс. человек. Покрытие сети КТВ «ЭР-Телеком» в Перми планировалось увеличить с 30 тыс. квартир до 150 тыс. в конце 2004 г. Общий объём инвестиций в проект запланирован на уровне $30 млн., а выход на самоокупаемость ожидается через 4 года.

Впрочем, в регионах намечаются и более крупные проекты. Создать сеть КТВ по всему Центральному округу намерен «ЦентрТелеком», который планирует потратить $60 млн. на покупку региональных действующих сетей и строительство собственных. Оператор уже зарегистрировал новый брэнд «Мультисеть», под которым дочерняя компания «ЦентрТелекома» — «ЦентрТелекомСервис» будет оказывать услуги кабельного ТВ и доступа в интернет во всем Центральном округе. Расчетный срок окупаемости проекта составляет 3,5–4 года. На первых порах проблема ТВ-контента будет, по-видимому, решаться в партнерстве с оператором «НТВ-Плюс», с которым проводятся переговоры о трансляции передач этой телекомпании по собственным сетям «ЦентрТелекома». Примеры подобного сотрудничества известны: например, в июне 2004 г. «Комкор-ТВ» и «НТВ-Плюс» объявили о заключении лицензионного соглашения, согласно которому абоненты кабельной сети «Комкор-ТВ» получат доступ к российским каналам производства НТВ.

Ожидается, что через три года услугами «Мультисети» будет пользоваться более 300 тыс. абонентов, причем базовый набор телеуслуг будет обходиться абоненту всего в 120 руб. (менее $4) в месяц. Эта цифра вполне реальна, так как «Комкор-ТВ», например, в Москве с учетом интернет-услуг имеет ARPU около $7.

Столичные операторы платного телевидения также строят планы по поводу развития бизнеса в регионах. «Космос-ТВ», например, намерен в течение 2005 г. продать франшизу (с условием получения 50% от ежемесячной абонентской платы) на использование своего брэнда, контента, системы узлов доступа и системы биллинга 20–30 региональным компаниям (в основном, в Подмосковье), операторам кабельных сетей и владельцам мультисервисных сетей доступа. Также «Космос-ТВ» планирует принимать ТВ-сигнал и доставлять его своим партнерам в регионах по эфиру или IP-сети.

Другой московский оператор — DIVO TV уже работает по системе франчайзинга в нескольких городах Подмосковья. В 2005 г. компания намерена выйти за пределы московского региона.

По мнению J’son & Partners, интерес к платному телевидению в регионах сейчас даже больше, чем в Москве: там меньше развлечений и меньше выбор бесплатных телеканалов. Аналитики полагают, что рынок кабельного ТВ за пределами Москвы и Петербурга может вырасти в пять раз. Потенциально пользователи кабельного ТВ — жители всех крупных городов, т.е. около 70 млн. человек или 26 млн. домохозяйств. Если ARPU услуг КТВ составит $4, а уровень проникновения — 40%, то потенциал рынка можно оценить в $500 млн., прогнозируют аналитики. Пока же объем российского рынка кабельного ТВ составляет менее $100 млн.

Мировые тенденции приходят в Россию

Тем временем в мире начинает зарождаться новое направление эфирного телевидения. Вещание происходит как при обычном ТВ, только в цифровом виде. Для этого пользователю нужно иметь либо специальный декодер в телевизоре, либо соответствующую плату в ноутбуке или ПК. При этом исчезает необходимость в направленной на спутник антенне, хватает просто эфирной.

Вообще разница между эфирным (наземным) и спутниковым телевидением состоит в том, что эфирная телевизионная система позволяет принимать программы, транслируемые с близлежащих наземных телебашен. Соответственно, необходимым условием приема является нахождение приемной антенны в радиусе действия конкретной телебашни. Основой спутниковой телевизионной системы являются ретрансляционные спутники, находящиеся на геостационарных орбитах. Спутник как бы «висит» неподвижно относительно любой точки Земли на высоте около 36 тыс. км (его скорость и направление движения совпадают с аналогичными показателями Земли). Такой подход позволяет один раз настроиться на спутник, и в дальнейшем перестраивать антенну нет необходимости.

Cпутниковое вещание, по сравнению с эфирным, обладает гораздо большим контентом, причем можно принимать программы как российских, так и зарубежных спутников. Например, в Москве на типичную «тарелку» диаметром 1–1,5 м можно принимать сигнал более чем с двух десятков спутников, каждый из которых обычно передает несколько каналов.

С начала 90-х годов прошлого века в развитии спутникового телевидения начался новый этап, характерный практически для всех технологий, связанных с передачей, хранением, отображением и т.п. аудио- и видеоинформации — цифровой. Дальнейшее развитие спутникового телевидения связывают именно с «цифрой». Чем цифровое телевидение лучше? Во-первых, высокое качество картинки и звукового сопровождения. Во-вторых, увеличение числа передаваемых каналов в том же частотном диапазоне. Третья особенность цифрового телевидения — это наличие сопутствующих сервисов. Однако не следует забывать, что и эфирное телевидение также планирует переходить на «цифру».

Недавно российское правительство утвердило решение принять международные стандарты цифрового эфирного телевидения DVB-T. DVB (Digital Video Broadcasting) — это единый стандарт цифрового вещания видеосигнала, принятый в 1993 году. Основывается на применении стандарта MPEG-2 для передачи видеоизображения с многоканальным звуковым сопровождением. Также подходит для передачи любой информации в цифровом виде, и может использоваться в кабельном или эфирном телевидении.

После подписания распоряжение, согласно которому Россия перейдет на принятую в Европе систему цифрового вещания DVB, окончательно стал ясен вариант развития цифрового ТВ в стране. В настоящее время в Москве в тестовом режиме транслируются несколько каналов — НТВ, ТНТ и четыре канала радиостанций. Опытные зоны цифрового вещания также развёрнуты в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Владивостоке.

Однако и кабельные технологии не стоят на месте, и вполне могут в ближайшем будущем составить конкуренцию спутниковому и эфирному ТВ. На рынке кабельного телевещания появился новый мощный игрок — АФК «Система». На базе своей 100% -ной дочерней компании «Система Масс-Медиа» она создала для этого специальную структуру ОАО «Система Мультимедиа». Эта компания не просто будет производить разноплановый контент, но и предлагать его в интерактивном режиме. Платформа, разработанная компанией Alcatel, позволяет одновременно передавать речь, данные и видеоизображение через ADSL и по любым другим сетям, поддерживающим протокол IP, например, по сети Ethernet. В дальнейшем этот проект планируется развивать в регионах. Объем инвестиций оценивается на уровне $100–150 млн., срок окупаемости — около 5 лет.

В октябре 2004 г. «Космос ТВ» завершил этап тестирования новой технологии доставки ТВ-сигнала по широкополосным мультисервисным сетям. Целью проекта является предоставление новых сервисов, включая интерактивное телевидение, видео-по-запросу (Video-on-Demand), телевизионное вещание со сдвигом по времени и возможности персональной записи видео. Передача ТВ-сигнала по IP-протоколу является альтернативой спутниковым платформам и не ограничена географически. В настоящее время прослеживается тенденция заключения соглашений с существующими специализированными операторами платного ТВ на распространение ТВ-пакетов в телекоммуникационных сетях. Для таких операторов «Космос ТВ» разработал программу франчайзинга услуг. Основные ее составляющие: прием и доставка ТВ-сигнала, услуги «Космос ТВ», система условного доступа, система биллинга и использование торговой марки телекомпании. По предварительным данным, в регионах сигнал будет востребован прежде всего операторами, предлагающими сервис индивидуальным абонентам.

Проблемы операторов: предоставить услуги и стимулировать спрос

Перед ТВ-операторами стоит проблема предстоящей миграции на цифровую платформу. В частности, при выработке стратегии перехода оператор должен решить, будет ли он и дальше предоставлять аналоговые услуги и что ему делать с аналоговыми STB; определить, на каких условиях предлагать цифровые STB; продумать перечень наиболее востребованных и окупаемых услуг, спакетировать их; разработать ценовую и маркетинговую политику.

Как показал проведенный «Комкор-ТВ» анализ, при переходе на цифровую платформу наибольшие затраты (около 80%) связаны с приобретением абонентских устройств. Другая солидная статья расходов — приобретение системы разграничения доступа, которая обеспечивает защиту контента от пиратства.

Не секрет, что в настоящее время массовому распространению платного телевидения в России препятствует нехватка телеканалов на русском языке и высокая цена подключения (в среднем $200, ежемесячный платеж — от $20). Поэтому минимизация затрат абонента по-прежнему является актуальной, и операторы стараются каким-либо образом решить эту проблему. Так, проект «Твое ТВ», который был запущен 1 ноября 2004 г. ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ), предполагает 2200 руб. за оборудование (это дешевле, чем покупка «тарелки») и около $10 в виде ежемесячной абонентской платы. Модернизация оборудования, как ожидается, позволит доставлять цифровой телесигнал в 450 тысяч квартир Санкт-Петербурга, и по прогнозам, платное телевидение заинтересует до 10% абонентов группы НКС, которая контролирует ТКТ. Опыт Петербурга планируется использовать и в других регионах, где работает НКС (Новосибирск, Екатеринбург и др.).

Более радикальным решением проблемы дороговизны оборудования явилась инициатива компании «Версател», предоставляющей услуги платного телевидения под торговой маркой Divo TV, отменить плату за оборудование и подключение для новых абонентов в октябре 2004 г. Кроме того, «Версател» приступила к опытной эксплуатации декодера с обратным каналом (встроенным модемом) для предоставления интерактивных услуг, в том числе заказа фильмов непосредственно с пульта декодера.

Итак, ситуация на стагнирующем российском рынке платного ТВ вполне может измениться в лучшую сторону. Во-первых, телевизионными проектами заинтересовались крупные инвесторы, такие как АФК «Система». Во-вторых, активно развиваются различные технологии передачи телесигнала — эфирные, спутниковые и кабельные; появляется новое оборудование, а цены на него падают. В-третьих, в 2004 г. анонсированы крупные проекты в российских регионах, как с участием традиционных операторов («ЦентрТелеком»), так и альтернативных («Система Масс-Медиа»). Наконец, положительным фактором развития является рост денежных доходов населения. В результате рынок только кабельного ТВ может в ближайшие годы вырасти в 5 раз и составить порядка $500 млн.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Игорь Масленников: Всеобщая «IP-визация» и превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее

Игорь МасленниковО перспективах развития IP-сервисов рассказал в интервью CNews Игорь Масленников, генеральный директор компании CТI.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми для российского телекоммуникационного рынка по итогам 2004 года?

Игорь Масленников: С одной стороны, на российском рынке в  области телекоммуникаций происходит то же, что и по всему миру. Только несколько медленнее, с опозданием. Российскому телекому свойственна некая невнятность в  политической сфере, в области регулирования — фактически отсутствует концепция развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной телефонии, эпохи технологий коммутации каналов к эпохе инфокоммуникаций на базе IP-технологий.

В остальном тенденции те же: происходит процесс «цифровизации» жизни в целом, и связанный с этим процесс «IP-визации» телекоммуникаций. Сегодня чрезвычайно интересное время для телеком-отрасли: она превращается в более богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, в  область инфокоммуникаций. Наблюдается фантастический рост мобильных сетей, бурное развитие IP-технологий. Собственно, развитие IP-технологий и массовое распространение сервисов на их основе и есть ключевая тенденция мировых, а  значит, и российских телекоммуникаций.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS