При поддержке
Тарио

Сотовая телефония: абоненты голосуют «за»

Вопреки прогнозам о возможном снижении темпов роста, российский рынок сотовой связи в 2004 году продолжал бумировать, заставив аналитиков скорректировать прогнозы в сторону повышения. Поправка к показателю уровня проникновению мобильной связи на конец года составила 8%, увеличившись с 35% до 43%. Но и она оказалась занижена — по итогам года уже более половины россиян пользовались мобильными телефонами.

Высокие темпы роста числа пользователей сотовой связи, которые наблюдались на протяжении последних лет в России, если верить статистике операторов, пока сохраняются. По первоначальным прогнозам аналитиков и Минсвязи РФ (в настоящее время Мининформсвязи РФ), сделанным в первом квартале 2004 года, количество абонентов сотовой связи в стране к концу 2004 года должно было увеличиться на 55–60% — с 36,2 млн. до 56–58 млн.

Вопреки пессимистичным ожиданиям темпы роста абонентской базы практически не замедлились, и уже в октябре количество пользователей сотовой связи в России превысило 60-миллионную отметку. В конце 2004 года совокупная абонентская база отечественных операторов оценивалась iKS Consulting в 74,36 млн. пользователей. Их количество за год, соответственно, в очередной раз удвоилось — рост в итоге составил 104%.

Число пользователей сотовой связи в России в 2000–2004 гг.* (млн. чел.)

Источник: iKS Consulting, 2004

По данным iKS Consulting из 37,91 млн. новых пользователей больше всего было подключено в IV квартале 2004 года — за этот период абонентами сотовой связи стали более 14,8 млн. человек. Абсолютный рекорд по подключениям был достигнут в декабре — за месяц было подключено более 8,3 млн. пользователей. Среднемесячный рост абонентской базы в 2004 году составил 5,92% (для сравнения, в 2003 году этот показатель составлял 5,85%).

Динамика численности абонентов (млн. чел.) и проникновения (%) сотовой связи в России в 2004 г.

Источник: iKS Consulting, 2004

Правда, существует мнение, что «реальных» сотовых абонентов в России примерно на 20 млн. меньше, чем утверждают аналитические агентства, аккумулирующие данные от сотовых операторов. Такие значительные расхождения вызваны различиями в методике подсчета числа подписчиков. Операторы подсчитывают своих абонентов по количеству активных SIM-карт (т.е. тех карт, которые использовались для связи хотя 1 раз за 6 месяцев). Соответственно, владельца 2 или 3 SIM-карт операторы считают за двух или трех абонентов. А вычеркивают абонента из своих баз только спустя шесть месяцев после того, как он последний раз воспользовался услугой. Это и приводит к «раздуванию» абонентских баз сотовых операторов примерно на 20–25%, как считают некоторые наблюдатели. Некоторые эксперты в этой связи считают более корректным учет только «живых» пользователей с мобильными телефонами.

Как бы то ни было, очевидно, что столичный рынок уже приблизился к точке насыщения. В конце 2004 года уровень проникновения мобильной связи в Москве составил 99,7%, в то время как в регионах оценивается пока на уровне 43,5%. В настоящий момент эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы основной рост этого рынка продолжится в регионах. По результатам последних месяцев, темпы роста региональной абонентской базы примерно в два раза превышали аналогичный показатель в московской лицензионной зоне.

По оценке iKS Consulting, в 2004 году рост региональной абонентской базы почти в три раза превысил рост московской абонентской базы. Доля регионов в общем приросте новых пользователей по итогам прошедшего года составила 86%. 2004 год стал для российской отрасли связи знаковым: количество мобильных телефонов превысило число фиксированных.

Рейтинг российских регионов по проникновению сотовой связи

на 31 марта 2004 г. на 31 октября 2004 г.
Регион Проникновение Доля в общей абонентской базе РФ Регион Проникновение Доля в общей абонентской базе РФ
1. Московская ЛЗ 1 74% 29,5% 1. Московский регион 89% 24.4%
2. С.-Петербургская ЛЗ 2 62% 9,3% 2. С.-Петербургская ЛЗ 82% 8.3%
3. Калининградская область 42% 0,9% 3. Калининградская область 54% 0.8%
4. Краснодарский край 38% 4,6% 4.Краснодарский край /включая Адыгею/ 53% 4.7%
5. Самарская область 34% 2,6% 5. Мурманская область 52% 0.7%
6. Мурманская область 34% 0,7% 6. Самарская область 50% 2.6%
7. Новосибирская область 33% 2,1% 7. Ростовская область 45% 3.1%
8. Томская область 30% 0,7% 8. Ярославская область 45% 1.0%
9. Республика Татарстан 29% 2,5% 9. Нижегородская область 45% 2.5%
10. Ярославская область 29% 0,9% 10. Астраханская область 44% 0.7%

1 — Московская лицензионная зона (Москва и Московская область)
2 — Санкт-Петербургская зона (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

Источник: iKS Consulting, 2004

Самые высокие темпы роста, по версии iKS Consulting, продемонстрировал в 2004 году Дальневосточный лицензионный макрорегион — рост абонентской базы в нем составил 185%. На втором месте — Урал с 155%. В Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе количество пользователей сотовой связи выросло на 139%, 132% и 123% соответственно. Рост абонентской базы в Центральном и Северо-Западном макрорегионах составил при этом 76% и 80% соответственно.

По состоянию на конец I квартала 2004 г. в десяти регионах, характеризующихся самым высоким уровнем развития рынка сотовой связи, проживало 54% от общего числа российских абонентов. В семи из них в полном составе присутствовали операторы «большой тройки». Спустя 7 месяцев Мурманская область потеснила с пятого места Самарскую область, исчезли из списка Новосибирская и Томская области, республика Татарстан и Ярославская область, а на их месте появились Ростовская, Ярославская, Нижегородская и Астраханская области, соответственно.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS