При поддержке
Тарио

«Голубой зуб» может выпасть

Если локальные сети защищают системные администраторы, то сети Bluetooth остаются пока уязвимыми и информацию может перехватить кто угодно. Средства для поиска доступных Bluetooth – устройств созданы и их поиск может стать такой же популярной забавой, как и нахождение точек доступа Wi-Fi. Учитывая большие темпы распространения устройств с поддержкой Bluetooth, проблемы безопасности очень быстро выйдут на первый план.



Bluetooth наступает и пока выигрывает

Технология Bluetooth была заявлена компаниями Ericsson, IBM, Intel, Nokia и Toshiba в начале 1998 года как простой способ подключения головных наушников к телефонам. Позже была организована группа Bluetooth SIG, в которую уже вошли представители многих компьютерных и телекоммуникационных компаний, а сама технология стала рассматриваться как способ объединения всех домашних или офисных устройств. Появился даже термин Whitetooth – для подключения холодильников к интернету, которые должны были сами заказывать продукты в магазинах. Bluetooth — это беспроводная радиотехнология, созданная с целью замены существующих проводных соединений между электронными устройствами на коротких (до 10–100 м) расстояниях. Она разработана в первую очередь для мобильных устройств и акцентируется на малых размерах, низком энергопотреблении и относительной дешевизне.

Несмотря на пессимистичные замечания отдельных скептиков, можно считать, что становление Bluetooth в качестве общепринятой в мире технологии состоялось. По данным аналитического агентства Context, число проданных во всём мире устройств с поддержкой этой радиотехнологии выросло за прошедший год более чем вдвое — с 65 млн. в 2003 году до более 150 млн. в 2004 г. По мнению экспертов, до 2006 года продажи Bluetooth-устройств будут расти на уровне 100% в год. В последствии показатель роста сохранится, по крайней мере, в пределах двузначных цифр. Ожидается, что к 2009 году объём этого рынка в штучном исчислении вырастет до 1,25 млрд.

Прогнозируемый рост продаж устройств с поддержкой Bluetooth, млн. шт.

Источник: Context, октябрь 2004 г.

По мнению аналитиков Context, ключевым рынком для Bluetooth будут оставаться мобильные устройства, особенно в сегменте аудио. К 2009 году мобильные телефоны с поддержкой этой технологии будут составлять 80% от общего числа мобильных телефонов — около 720 млн. штук. Основными рынками роста для Bluetooth аналитики видят сейчас Китай, Индию и Бразилию Считается, что Европа и США уже близки здесь к уровню насыщения.

Bluetooth — это беспроводная радиотехнология, созданная с целью замены существующих проводных соединений между электронными устройствами на коротких (до 10–100 м) расстояниях. Она разработана в первую очередь для мобильных устройств и акцентируется на малых размерах, низком энергопотреблении и относительной дешевизне.

Сегодня технологию Bluetooth используют в своих продуктах свыше трех тысяч производителей, среди которых такие мировые брэнды, как BMW, IBM, HP, Logitech, Microsoft, Motorola, Nokia, PalmOne, Sony Ericsson, Toyota, Kodak, Nike, Philips, Ford Motor. По оценкам исследовательской компании In-Stat/MDR, объем продаж Bluetooth-контроллеров в 2005 году должен достичь $1 млрд., а к 2008 году — вырасти еще до $1,7 млрд. Другие аналитические агентства также подтверждают увеличение популярности Bluetooth-устройств. Так, по данным ABI Research, в 2004 году предложение мобильных телефонов с поддержкой Bluetooth возросло на 65% в Северной Америке, при этом на 40% выросло число Bluetooth-устройств, используемых в автомобилях.

Помимо роста потребительского спроса, по мнению специалистов Bluetooth SIG (Special Interest Group), отраслевой ассоциации, занимающейся развитием данной технологии, рост использования данной технологии объясняется улучшением совместимости устройств второго и третьего поколения. Одним из основных потребителей устройств, поддерживающих Bluetooth, является автомобильная отрасль. Помимо крупнейших автопроизводителей, широко использующих эту технологию в своей продукции, на вооружение ее берут, например, компании, предоставляющие машины в прокат. Так, беспроводные технологии, внедренные крупной европейской фирмой по прокату автомобилей Avis, снизили количество жалоб клиентов на 20% и ускорили обслуживание в 15 раз. По результатам исследования, проведенного агентством E3 Consulting, использование телефонных гарнитур работниками умственного труда приводит к росту их производительности на 23,5%, и на 25% снижает физиологический дискомфорт.

Bluetooth подкинула проблем

Распространение технологии, во всех смыслах привлекательной, чревато серьезной проблемой — обеспечения безопасности. Сейчас в мобильный цифровой мир постепенно начинают проникать вирусы и черви — и как правило, именно через Bluetooth-соединение. Первый мобильный вирус Cabir, появившийся в июне 2004 года, пытается рассылать свои копии через Bluetooth, поражая устройства в радиусе 10–15 метров. Последовавшая за ним игра Mosquito для телефонов на базе все той же платформы Symbian самопроизвольно осуществляет звонки по особым тарифам.

В ноябре появился троянец Skulls, способный практически вывести мобильный телефон из строя. Под Новый год еще один вирус начал «гулять» по смартфонам на платформе Symbian Series60. Вредоносный код, скрывающийся под личиной мобильной версии игры Metal Gear Gold, весьма опасен, поскольку перед началом процедуры инфицирования телефона и своего распространения отключает антивирусное ПО, установленное на телефоне, все проводники файлов и ряд других приложений. Затем на телефон инсталлируется Cabir.G — один из вариантов троянца Skulls. А недавно обнаружен троян Gavno — первый код, лишающий сотовые телефоны возможности передавать и принимать звонки.

По всей видимости, в этом году тревожные тенденции прошедшего года достигнут своей кульминации. В своем прогнозе развития мировой индустрии высоких технологий на 2005 год исследовательская группа «Делойт», в частности, отметила продолжение распространения «блю-джекинга» — атак на устройства, использующие технологию Bluetooth. Эта тенденция обойдется компаниям по всему миру в миллионы долларов ущерба в виде потерянных данных и простоев. Одновременно, откроются широкие возможности для компаний, действующих в сфере безопасности информационных технологий, а мобильные операторы, производители телефонов, поставщики услуг и системные интеграторы начнут развивать новые направления бизнеса.

Существует также проблема совместимости различных спецификаций Bluetooth. Для ее решения группа SIG установила новую политику утверждения спецификаций, требующую, чтобы разработчик продемонстрировал три совместимых прототипа. По мнению участников Bluetooth SIG, такая политика снизит риск несовместимости для устройств, использующих свежие версии протокола.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS