При поддержке
Тарио

Конкуренты Bluetooth ждут своего часа

Беспроводные технологии продолжают развиваться, и велика вероятность того, что через какое-то время у Bluetooth появятся серьезные конкуренты. Наибольшую опасность с этой точки зрения представляют UWB, ZigBee и NFC. Учитывая небольшие объемы продаж Bluetooth-устройств в России, шансы у всех приблизительно равны.

Предполагается, что через 3–4 года технологию Bluetooth начнет вытеснять UWB (Ultra Wide Band, сверхширокополосный беспроводный доступ). С другой стороны, организация по продвижению нового стандарта персональных беспроводных сетей ZigBee Alliance уже ратифицировала спецификации технологии ZigBee 1.0. Это означает, что в скором времени появится в продаже полностью совместимое оборудование разных вендоров с ее поддержкой. По подсчетам аналитиков, в 2005 году может быть произведено от 5 до 100 млн. чипов с поддержкой ZigBee. Согласно прогнозам Frost&Sullivan, к 2008 году продажи ZigBee-устройств достигнут $700 млн. Самые оптимистичные прогнозы утверждают, что через пару лет в каждом доме будет насчитываться 100–150 ZigBee-микросхем. Невысокая скорость передачи данных (до 250 Кбит/с) пока не позволяют ZigBee на равных соревноваться с Bluetooth, но в числе ее безусловных преимуществ — то, что практически не требуется настройки и конфигурирования.

Другой потенциальный конкурент Bluetooth — технология NFC (near fields communications — cвязь в ближней зоне), разработанная совместно Philips и Sony. Впрочем, это вид связи действует на расстоянии не больше 10 см, а скорость передачи данных между NFC-устройствами составит всего около 212 кбит/с, так что по этим параметрам она сильно уступает Bluetooth. Тем не менее разработчики считают, что у новой технологии будет бурное развитие в ближайшие годы, а к 2008 г. более 35% всех мобильных телефонов будут ее поддерживать. По их мнению развитие Bluetooth происходило довольно медленно, во многом это объяснялось ограниченным кругом применений этой технологии. Для NFC уже видны самые различные приложения, и именно поэтому крупнейшие производители телефонов Nokia, Samsung and Motorola присоединились к NFC Forum — организации по стандартизации новой технологии, ее продвижению на рынок и обеспечению взаимной совместимости устройств и услуг на ее основе. Еще 250 компаний проявили интерес к участию в организации.

На горизонте и другие технологии беспроводной связи на небольших расстояниях. Группе ученых из университета в г. Брауншвейг (Германия) впервые удалось передать звуковые сигналы с помощью электромагнитных волн терагерцового диапазона 1. Так как терагерцовое излучение сильно поглощается в атмосфере, оно может использоваться для связи в пределах одного помещения.

Перспективы Bluetooth

Однако Bluetooth не спешит сдаваться. Производители выпускают все больше и больше самых разнообразных устройств, поддерживающих эту технологию. Компания Zeevo выпустила Bluetooth-аудиопроцессор третьего поколения, обеспечивающий передачу по беспроводной сети музыки высокого качества. Компании Motorola и Momodesign анонсировали выпуск первого мотоциклетного шлема, оборудованного Bluetooth. В Японии представлена Bluetooth-авторучка, позволяющая автоматически вводить в компьютер рукописный текст, записываемый не на сенсорном экране, а на обычной бумаге. В стране восходящего солнца был создан самый миниатюрный в мире летающий вертолет FR-II, управляемый по протоколу Bluetooth.

К экзотическим решениям относится также винчестер dDrive с Bluetooth-соединением емкостью 512 МБ, который располагается в человеческом зубе. А в Великобритании установили интерактивную елку, в верхушке которой поместили приемник Bluetooth, благодаря чему все посетители лондонской галереи Tate смогут оставить свои текстовые сообщения с помощью мобильных телефонов.

Разумеется, продолжает бурно развиваться рынок традиционных Bluetooth-устройств. Модулями Bluetooth оснащаются последние модели ноутбуков, сканеров, принтеров, КПК. Продолжают появляться беспроводные телефонные гарнитуры, клавиатуры, мыши, MP-3 плееры и другие «гаджеты». Все больше производителей мобильников склоняется в пользу Bluetooth. Например, в конце прошлого года Samsung выпустил модель SGH-D500 — свой первый телефон, в который встроен «синий зуб».

Помимо устройств, развивается и сама технология. В середине 2004 года компания CSR приступила к выпуску модулей Bluetooth четвертого поколения BlueCore4, которые обеспечивают скорость передачи данных, в три раза превышающую скорость сегодняшних устройств Bluetooth модификации v1.2 2. BlueCore4 отличается также пониженным уровнем энергопотребления, что актуально при установке модуля в мобильные устройства, и полностью совместим с существующими стандартами Bluetooth — v1.1 и v1.2. В конце 2004 года отраслевая группа Bluetooth SIG планировала одобрить новую спецификацию Enhanced Data Rate (EDR), с которой для Bluetooth откроется путь на новые рынки, такие, в частности, как цифровое фото и Hi-Fi.

Но и у старых версий Bluetooth дела обстоят очень неплохо. По данным SIG, индустрия Bluetooth преодолела очередной барьер объема поставок устройств, поддерживающих эту технологию. По состоянию на сентябрь 2004 года еженедельно в мире их продавалось 3 млн. единиц, то есть примерно в три раза больше, чем год назад, и в два раза больше, чем в июне 2004 года. Это говорит о том, что данный рынок проходит через длительный период значительного роста, считают в SIG.

“Несмотря на первоначальные преграды в лице общественного мнения, технология Bluetooth набирает силу на рынке мобильных устройств. По мере того, как растет опыт использования этой технологии и ее известность, а также усовершенствуются сами решения, Bluetooth быстро приобретет широкое распространение как среди производителей, так и потребителей”, — говорит Алекс Слоусби (Аlex Slawsby), старший аналитик IDC.

Россия: удвоение рынка Bluеtooth не за горами

“Евросеть” отмечает, что в 2004 году спрос на Bluetooth-гарнитуры вырос в 4 раза, а в 2005 году этот рынок, как минимум, удвоится. В 2003 году в салонах DIXIS, которая, по собственным оценкам, занимает около 20% российского рынка Bluetooth-гарнитур, было продано более 6 тысяч таких устройств, оптом и в розницу. В 2004 году рост продаж в компании составил 18%.

В то же время в «Техмаркете» по результатам 2004 года было продано более 5 тысяч различных Bluetooth-устройств. Их среднемесячные объемы продаж в компании выросли с 78 штук в 2003 году до 425 штук в 2004-м. В целом этот рынок за прошедший год вырос, по оценкам «Техмаркета», в 2,5 раза. Прогнозируется, что в 2005 году вообще рынок телефонных гарнитур вырастет примерно на 30%, при этом рынок Bluetooth-гарнитур — на 100–120%.

В настоящий момент, по наблюдениям компании, телефонные гарнитуры продаются к 7% приобретаемых сотовых телефонов, то есть, скажем, на 100 телефонов -7 гарнитур. В их числе 35% составляют Bluetooth-гарнитуры.

Динамичный рост в сегменте Bluetooth-гарнитур эксперты связывают, в первую очередь, с появлением на рынке все большего числа телефонов, поддерживающих эту технологию: сейчас доля телефонов, поддерживающих Bluetooth, в структуре продаж «Техмаркета» составляет порядка 14%. Год назад эта цифра составляла порядка 6–8%. Стимулирует продажи и значительное расширение модельного ряда Bluetooth-устройств. Например, в 2003–2004 году ассортимент расширился за счет Bluetooth-адаптеров для компьютера, автомобильных Bluetooth-комплектов, а общее число моделей Bluetooth-гарнитур увеличилось по сравнению с 2003 годом в 2,7 раз. «Евросеть» отмечает, что наибольшим спросом пользуются пешеходные гарнитуры типа «пилот», а также стереогарнитуры.

Лидер в сегменте гарнитур всех типов в структуре продаж «Техмаркета» — Nokia, доля которой составляет 31%. DIXIS отмечает, что самым высоким спросом пользуются гарнитуры Sony Ericsson — на них приходится 62% всех продаж Bluetooth-гарнитур в сети.

Гарнитуры привлекают покупателей своими небольшими размерами и дизайном. Наиболее требовательные обращают внимание и на инновационные характеристики. Например, в 2004 году Sony Ericsson представила гарнитуру с дисплеем, отображающем имя и/или номер звонящего. Вообще доля этого производителя в общем объеме продаж устройство этого класса устойчиво высока, благодаря поддерживаемому широкому модельному ряду. Кроме того, поставщиком предусмотрена возможность “персонализации” — изменения внешнего вида моделей с помощью цветных панелей Style Up.

В целом же относительно небольшие объемы продаж Bluetooth-оборудования участники российского рынка связывают отчасти с тем, что комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) слишком поздно приняла решение открыть частотный диапазон для использования Bluetooth — в конце марта 2003 года. До этого официально продавать в России такие устройства малого радиуса действия в диапазоне 2400–2483,5 МГц было запрещено. Более того, даже после принятия этого документа ГКРЧ существуют ограничения на радиус действия Bluetooth-устройств (не более 10 метров) и мощность передатчика (не более 2,5 милливатт). Поскольку же крупные розничные сети занимаются распространением только сертифицированного оборудования — отсюда и низкие показатели продаж.

Другим существенным препятствием на пути массового распространения Bluetooth в России является относительно высокая стоимость устройств, поддерживающих эту технологию. Например, цена на стандартную Bluetooth-гарнитуру сопоставима сейчас со стоимостью недорогого мобильного телефона — около $100. Представители компаний-дилеров предполагают, что снижение цен на беспроводные гарнитуры неминуемо повысит спрос на них.

Отечественные сборщики компьютерной техники также обратили свое внимание на Bluetooth, однако ажиотажного спроса на устройства не наблюдают. Например, в компании Rover Computers отмечают, что продажи ноутбуков с установленным bluetooth-модулем и без него мало отличаются. Эксперты связывают это, прежде всего, с малым количеством bluetooth-"гаджетов" (включая мобильные телефоны) в реальном пользовании. Кроме того, по их мнению, для построения беспроводных домашних и корпоративных сетей в России пока преимущественно используется технология Wi-Fi.


1 Терагерцовое излучение занимает в шкале электромагнитных волн диапазон между оптическим и радиочастотами гигагерцового диапазона, используемого в мобильной связи. До сих пор терагерцовое излучение не находило широкого применения. Известны лишь некоторые разработки по визуализации биообъектов и по спектроскопии.
2 2,1 Мбит/с в новой прототипной спецификации Bluetooth Enchanced Data Rate (EDR) по сравнению с 721 Кбит/c, которую обеспечивает Bluetooth v1.2.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Андрей Шлыков: Высокотехнологичный ритейл постепенно отходит от «палаточного» формата

Андрей ШлыковНа вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие дистрибьюторского и розничного бизнеса в сегментах мобильных телефонов и цифровой техники в 2004 году в России?

Андрей Шлыков: Одной из главных тенденций развития рынка высокотехнологичного ритейла в прошлом году можно назвать региональную экспансию. Основные игроки, закрепившись в столицах, активно осваивали регионы. Так, DIXIS обосновался в 15 новых регионах, и количество региональных магазинов превысило число магазинов, работающих в обеих столицах.

Другая тенденция — диверсификация бизнеса. Больше внимания уделяется дополнительным видам сервисов — приему платежей, продаже мобильного контента. Помимо этого, расширяется ассортимент магазинов. Основные лидеры рынка позиционируют себя теперь не просто как салоны сотовой связи, а как магазины цифровой техники. И DIXIS не исключение. В условиях усиления конкуренции, а также прогнозируемого некоторыми экспертами насыщения рынка, диверсификация является основным путем сохранения доходности бизнеса.

Еще один интересный момент — укрупнение торговых точек. Ведущие компании постепенно отходят от «палаточного» формата, создавая просторные магазины, в которых покупателям комфортно делать выбор и получать качественное обслуживание. Например, в DIXIS средняя площадь магазина превышает 30 кв.м.

CNews: Для закрепления в регионах DIXIS активно использует франчайзинговую модель бизнеса. Насколько заинтересованы местные компании в работе под федеральным брендом?

Андрей Шлыков: Да, для оптимизации временных и финансовых ресурсов мы развиваем направление франчайзинга. В силу того, что конкуренция на региональных рынках обостряется, многие местные игроки не выдерживают конкуренции, особенно когда в регион приходит федеральная компания. Наилучший выход в данной ситуации — начать работать под брендом сильного участника рынка. Наибольший интерес наше предложение вызывает у сетей, насчитывающих до 20 торговых точек, поскольку своими силами бороться с федералами им не под силу. Небольшой фирме лучше стать партнером крупной компании, чем со временем потерять свой бизнес, не выдержав конкуренции. Тем более что мы не берем больших отчислений за использование брэнда: ежемесячно каждый магазин в среднем выплачивает нам $100. То, что мы им можем предложить, позволяет и дальше вести доходный бизнес. Помимо известного бренда, мы предлагаем своим партнерам передовые технологии ведения бизнеса, возможность закупать товары по ценам дистрибьютора и получать маркетинговую поддержку.


Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS