При поддержке
Тарио

Салоны сотовых дилеров все больше походят на базар

Бизнес сотовых дилеров в России набирает обороты. На фоне роста выручки компаний, осуществляющих розничную продажу мобильных телефонов, расширяется и сфера их интересов. Вместе с телефонами салоны связи начинают торговать цифровой техникой и другого рода «не-сотовой» продукцией.

Эксперты заговорили о возрастающей роли розничных сетей в «мобилизации» страны еще год назад. Сейчас очевидно, что оптовые каналы в этом секторе мало перспективны, и ставку вендоры делают на бизнес так называемых сотовых дилеров. По объему своих продаж лидеры уже подходят к миллиардной отметке. Крупнейшими игроками на рынке сотовой розницы на данный момент считается «большая тройка» — «Евросеть», «Максус» (брэнд «Связной») и Dixis.

Оборот «Евросети» за 2004 г., по предварительным данным, вырос в 3 раза и достиг $970 млн. Количество салонов связи компании при этом увеличилось в 3,6 раза и составило 1174. Эти рекордные для рынка показатели, видимо, в немалой степени обусловлены агрессивной маркетинговой политикой сети, продвигающей бренд с помощью зачастую довольно специфических акций.

Показатели других участников «тройки» намного отстают от лидера. Так, оборот Dixis в 2004 г., по оценкам компании, вырос в 1,5 раза — до $300 млн. Количество салонов дилера составило более 320. Количество салонов «Связного» за 2004 г. также выросло в 1,5 раза, превысив 400. Укрупнение бизнеса отмечают параллельно и Техмаркет, и Divizion.

Для большинства игроков на этом рынке 2004 год прошел под знаком региональной экспансии. Насыщение московского и даже петербургского секторов потребления из прогнозируемого практически стало реальным. В итоге, «Связной» отправился работать на Урал, в Поволжье, Южный федеральный округ и Татарстан. В 15 новых регионах начал работать Dixis. Практически во всех российских регионах на данный момент представлена «Евросеть». Вышедшей в 2004 году на российский розничный рынок компании «Divizion» за 4 квартал удалось довести количество салонов практически до 100. В рамках своей франчайзинговой программы дилер планирует открыть более 500 салонов в более чем 50 регионах России.

IDC отмечает тенденцию к реорганизации и консолидации менее крупных региональных дилерских сетей. В свою очередь, крупные сети наибольшее внимание сосредоточат на продвижении в небольшие города. По прогнозам самих дилеров, 2005 год, вероятно, пройдет под знаком борьбы между федеральными и региональными сетями. Так, в Dixis ожидают, что часть местных сетей не сможет конкурировать и уйдет с рынка, другая часть будет выкуплена федералами — т. е. фактически повторится сценарий развития операторов сотового рынка.

Еще один вектор стратегического развития сотовых дилеров — диверсификация бизнеса. Темпы роста продаж мобильных телефонов, по некоторым наблюдениям, либо уже начинают снижаться, либо этот спад не за горами. В контексте чего дилеры начинают расширять спектр своего товарного предложения, в частности, за счет цифровой техники — фотокамер и плееров, преимущественно низшего и среднего ценового режима. Этот вид продукции сегодня составляет один из самых быстро растущих сегментов рынка.

Соответственно, компания «Максус» анонсировала в 2004 году новый проект — сеть «Связной 3», получившую название «галерея цифровых технологий». Цифра "3" здесь подразумевает стандарт 3G, на распространение которого руководство компании, как и весь российский телеком-рынок, возлагает большие надежды. Помимо телефонов и аксессуаров, под новым брендом распространяются КПК, цифровые фотоаппараты, диктофоны, CD- и MP3-плееры, GPS-навигаторы и т.д. Порядка 15–20% из этих товаров не продается в «стандартных» салонах продаж «Связного». Вообще ожидается, что подобная «точка» будет приносить в 5 раз больше прибыли, чем обычный салон связи. Общие инвестиции, уже затраченные на новый проект, в «Максусе» оценивают в $800 тыс. На дальнейшее развитие сети нового формата компания планирует потратить еще $6 млн., в том числе открыв аналогичные салоны в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Аналогично - как продавец цифровой техники - теперь позиционирует себя «Евросеть», в большинстве салонов уже начавшая распространение цифровой фототехники, персональной аудиотехники, телефонов стандарта DECT, а также необходимых аксессуаров. Ставка на диверсификацию, по ожиданиям компании, позволит не только увеличить прибыль, но и повысить лояльность постоянных и потенциальных покупателей. Со своей стороны, «Техмаркет» расширяет ассортимент и спектр своих услуг до приема платежей за коммерческое телевидение и „межгород" или фотопечати.

Нужно отметить, что диверсификация в настоящий момент является основным путем сохранения конкурентоспособности компаний в условиях снижающейся нормы прибыли и усиления конкуренции на сотовом рынке. В целом, сегодняшние тенденции российского рынка повторяют опыт европейских стран: салоны связи существуют на Западе либо как небольшие по размерам салоны с минимальным ассортиментом, относящимся исключительно к сотовой связи, либо как крупные магазины цифровой техники. Это логичное развитие формата на рынке, где грань между мини-компьютером и сотовым телефоном зачастую мало различима.

В России же, очевидно, в ближайшее время сохранятся несетевые розничные точки, которые будут развиваться в формате небольшого салона с товаром и услугами в сфере исключительно сотовой связи. Ведь для расширения ассортимента дополнительной техники необходимы серьезные инвестиции, которые пока далеко не всем по карману. Крупные же сети продолжат развиваться, как за счет увеличения количества торговых точек, так и за счет дальнейшей диверсификации.

По прогнозам Divizion, 2005 год наследует те тенденции, которые наметились в 2004 году, в том числе диверсификация портфеля продаваемой продукции и услуг, изменение формата розничных точек (от простых салонов связи до салонов цифровых технологий). В портфеле дилеров произойдет сравнительно большой рост доли цифровой техники. Продолжится отмирание маленьких региональных розничных сетей, не способных конкурировать наравне с федеральными брендами. Преимущества последних очевидны: огромная рекламная и маркетинговая поддержка, уровень знания бренда, отработанные технологии развития сетей и т.д. Тем не менее, в Divizion ожидают, что 2005 год пройдет под знаком существенного снижения темпов роста продаж мобильных телефонов, а объем продаж мобильных телефонов составит не превысит 30-миллионной отметки.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS