При поддержке
Тарио

Мобильный контент в России: текущие тенденции

Самыми популярными видами мобильного контента в России остаются мелодии для звонков и картинки. Здесь отечественный рынок идет в общемировом тренде. Мелодии и логотипы легко скачать, они не занимают много места в памяти телефона. Расходясь в оценках продаж, эксперты сходятся во мнении, что бурный рост на российском рынке мобильного контента в ближайшие годы продолжится.

По оценкам iKS-Consulting, только в первой половине 2004 г. российские продавцы контента заработали около $87 млн. Из них на мелодии для звонков и логотипы пришлось примерно $40 млн. — т.е. около 46%. По другим экспертным оценкам, доля мелодий составляет до 70%. В целом за 2004 год ожидался рост доходов участников это рынка минимум вдвое — до $300 млн.

Помимо активных продаж мелодий для звонков, заметно вырос спрос на Java-игры. Вообще игры для мобильных телефонов становятся все более сложными и дорогими. В Европе цены на некоторые уже превышают $20, в России пока ограничиваются планкой до $10. Целый ряд игр выходит по мотивам хитов кинопроката — например, «Шрека», «Властелина Колец», «Матрицы» или отечественного «Ночного дозора».

Источник: J’son & Partners, 2004

Особенно быстро популярность набирают интерактивные медиапроекты: теле- и радиочаты, голосования, викторины, розыгрыши и всевозможные конкурсы. По оценкам J’son & Partners, доходы российских операторов и контент-провайдеров от таких сервисов с начала 2004 г. возросли более чем в пять раз.

Средняя стоимость разных видов контента в России

Услуги Средний тариф, $
Логотипы, открытки:
 — Цветные 0,9–1
 — Черно-белые 0,9–0,75
Мелодии:
 — Моно 0,6–0,9
 — Полифонические 0,9–1
Информация (погода, курсы валют, новости и т.д.):
 — голос 0,3–2
 — SMS 0,15
Развлечения (анекдоты, гороскопы)
 — голос 0,3–0,5
 — SMS 0,05–0,3
Игры ( SMS, Java, азартные игры)
 — SMS-игры 0,03–0,4
 — Java-игры 0,95–3
Медиа услуги (TV- и радиочастоты, голосования, розыгрыши) 0,15–3
Знакомства, общение (чаты, сообщества)
 — по SMS 0,1
 — по MMS 0,39

Источник: J’son & Partners, 2004

Весной московский «МегаФон» первым в России запустил проект мобильного телевидения на базе технологии GPRS. Владельцы телефонов, поддерживающих Real One Player, могут теперь в режиме реального времени смотреть «РБК-ТВ», «Рамблер-ТВ», «МузТВ», Style и программы из архива за $19 в месяц. При этом отдельно платить за GPRS-трафик уже не нужно. Впрочем, пока что эта услуга доступна только владельцам всего пяти моделей Nokia — 3650, 3660, 6600, N-Gage и 7610. А пропускная способность GPRS-каналов не превышает 30–50 кбит/с, из-за чего картинка нередко «тормозит». Остается ждать запуска технологии EDGE, которая позволит передавать данные в 3–4 раза быстрее. В скором времени похожую услугу — продвижение и продажу мобильного видео — планирует запустить PlayMobile, входящая в NextMedia Group.

Наиболее активно из сотовых операторов продвигает эти сервисы «ВымпелКом». Долю этой компании в общих доходах российских операторов от дополнительных услуг по итогам 1 полугодия 2004 iKS-Consulting оценивает в 39%. При этом доля МТС составила 35%, «МегаФона» — 19%.

CNews Analytics

Игорь Масленников: Превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее

Игорь МасленниковО перспективах информатизации телекома CNews рассказал Игорь Масленников, генеральный директор компании CТI.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми для российского телекоммуникационного рынка по итогам 2004 года?

Игорь Масленников: С одной стороны, на российском рынке в области телекоммуникаций происходит то же, что и по всему миру. Только несколько медленнее, с опозданием. Российскому телекому свойственна некая невнятность в политической сфере, в области регулирования — фактически отсутствует концепция развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной телефонии, эпохи технологий коммутации каналов к эпохе инфокоммуникаций на базе IP-технологий.

В остальном тенденции те же: происходит процесс «цифровизации» жизни в целом, и связанный с этим процесс «IP-визации» телекоммуникаций. Сегодня чрезвычайно интересное время для телеком-отрасли: она превращается в более богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, в область инфокоммуникаций. Наблюдается фантастический рост мобильных сетей, бурное развитие IP-технологий. Собственно, развитие IP-технологий и массовое распространение сервисов на их основе и есть ключевая тенденция мировых, а значит, и российских телекоммуникаций.

CNews: В чем, по-вашему, мы отстаем от Запада?

Игорь Масленников: Недавно мне пришлось несколько дней поездить по американской глубинке. Я был поражен: всюду, даже в самом удаленном от цивилизации придорожном мотеле обязательно есть беспроводной доступ в интернет. Это означает, что там есть спрос на эти технологии, есть массовый рынок новых инфокоммуникационных услуг. Счет широкополосным абонентским IP-подключениям идет на десятки миллионов, и американское правительство считает своей задачей довести до их количество до 100% к 2007 году, то есть привести в каждый американский дом third pipe — «третью трубу», наряду с элекричеством и водопроводом. Наш рынок телекоммуникаций в этом смысле на несколько порядков хуже развит, чем рынки США или Европы. Количество широкополосных IP-абонентов в России немного меньше 200 тыс., это бледно смотрится на фоне 30 млн. таких абонентов в США. Примерно каждый третий американец из увиденных мною на на конференции VON Fall, ходил не с сотовым телефоном, а с Blackberry. Это маленькое устройство с экраном и клавиатурой, появившееся несколько лет назад как беспроводной двусторонний пейджер (instant messaging) и снабженное сейчас средствами голосовой связи и доступа к интернет. Три года назад такими «игрушками» пользовались только самые продвинутые американцы, а сейчас — они есть у очень многих. В России такого сервиса нет вообще. То есть, в целом, рынок инфокоммуникаций в США, конечно, гораздо более развит, чем наш, и по массовости, и по насыщенности разнообразными современными сервисами.

Но в нашем отставании есть и плюс — мы можем, глядя на историю развития западных телекомуникаций последних 10–15-ти лет, воспользоваться их опытом и не набивать себе тех шишек, которые достались зарубежным первопроходцам. И именно поэтому так важна сегодня продуманная, четкая и публично заявленная стратегия государства по регулированию этого бурно растущего и быстро меняющегося рынка. Только наличие такой стратегии, понятной рынку и разделяемой его игроками, может позволить реализовать эту возможность. У США такая стратегия есть. У нас, по-моему, пока нет.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS