При поддержке
Тарио

Пейджинг умудряется выживать

Мало кто помнит, что первые пейджеры появились во время московской Олимпиады в 1980 году. Они предназначались для работы "скорой помощи" и служб безопасности. С 1993 года начался бурный рост этого вида связи и продолжался до тех пор, пока мобильные телефоны не вытеснили пейджеры с рынка. Сегодня немногие оставшиеся ниши - предоставление услуг call-центра или все те же службы быстрого реагирования - "скорая помощь" и милиция.

Давно канули в лету те времена, когда сотовый телефон считался предметом роскоши, а пейджер — единственным относительно доступным средством мобильной связи. Вскоре бурная «мобилизация» страны поставила пейджинг на грань выживания. Чтобы удержаться на плаву провайдерам пейджинговых услуг приходится прилагать все больше усилий. И даже несмотря на это, многие игроки в итоге уходят с этого рынка, переключаясь, например, на предоставление услуг call-центра.

Мутация в Call-центры

Коммерческие пейджинговые операторы появились в России в начале 90-х гг. Первыми лицензии получили компании «Вессо-Линк», «Информ-Экском» и «Радио-Пэйдж», начавшие распространение «пейджинговых волн» от Москвы и Санкт-Петербурга к другим регионам России. В 2000 г. в Москве насчитывалось уже примерно 30 операторов пейджинговой связи. В тройку крупнейших входили «Мобил Телеком», «Вессо-Линк Единая пейджинговая» и «Таском», которые контролировали около 60% абонентов пейджинговой связи столицы. Число пользователей пейджинга стремительно росло и в других городах.

Однако уже в середине 2000 г. стало ясно, что пейджинговые операторы, по крайней мере, в Москве начинают проигрывать сотовым в битве за клиента. Число пользователей сотовой связи в столице оценивалось на тот момент в районе 1 млн. человек, в то время как пейджерами, по данным Multi-Page, владело не более 200 тыс. абонентов. Правда, в целом по стране число абонентов пейджинговой связи продолжало расти даже в 2001 году. Переломным в глобальном аспекте стал, по-видимому, 2002 год. В последующие два года общее число пользователей пейджеров сократилось в несколько раз.

Любопытно, что еще в 1999 году, когда пейджинг в России стремительно набирал силу, оправившись после кризиса 1998 года, британская консалтинговая компания ARC Group предсказывала, что бум на рынке дешевых мобильных устройств приведет к постепенному отмиранию пейджеров. В том же году в России был опубликован официальный прогноз Госкомсвязи: общее число отечественных абонентов пейджинговой связи к 2000 году должно было возрасти до 1 млн., к 2005 году — до 5 млн. абонентов. Как показала практика, прогноз не оправдался: число пользователей услуг пейджинга в 2000 году оказалось вдвое меньше ожидаемого. А к настоящему времени вместо прогнозируемых 5 млн. мы имеем всего около 100–150 тыс. — т.е. в десятки раз меньше, чем прогнозировалось 5 лет назад. По мнению экспертов, в настоящее время объем всего российского рынка пейджинга не превышает $10 млн.

Наиболее серьезно рынок пейджинга, видимо, пострадал в Москве. Аналитики ожидают, что в ближайшее время количество владельцев пейджеров в столице снизится еще примерно на 20% и стабилизируется в районе 10 тыс. абонентов. Не лучше обстоят дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где за 9 месяцев 2004 года количество абонентов пейджинговой связи сократилось на 47% и составило на 1 октября 12 тыс. абонентов. Не радует статистика и в других крупных городах. Так, в Нижнем Новгороде число владельцев пейджеров опустилось ниже планки 9 тыс. человек. В Новосибирске их количество составляет сегодня около 2–3 тыс., в то время как в 2003 году в этом городе насчитывалось около 3–5 тыс. абонентов, в 2002 — 10 тыс., а в 2001 — 60 тыс. «Убивать» пейджинг продолжает сотовая связь. Основными козырями в ее пользу были и остаются постоянно снижающиеся цены на сами телефоны, подключение и услуги связи. Параллельно у сотовых операторов появляются теперь информационные и прочие сервисы, ранее доступные только владельцам пейджеров: информация о погоде, курсе валют, пробках на дорогах, кинофильмах, «горящих» турах и т.п. Кроме того, сотовые операторы освоили и принципиально новые виды услуг, например, пересылку мультимедийного контента (MMS).

Количество абонентов российских пейджинговых сетей, тыс. чел

*) данные за 2003 и 2004 годы носят оценочный характер

Источник: CNews Analytics, 2004

Рецепты выживания

Одним из радикальных способов выжить под натиском сотовой, а также транкинговой связи для провайдеров услуг пейджинга может стать консолидация. Считается, что критическим порогом для пейджингового бизнеса, переходя который он становится убыточным, является снижение абонентской базы до 3000 пользователей (хотя в зависимости от различных условий это значение колеблется от 1 тыс. до 5–6 тыс. пользователей). Поэтому агрегация клиентов под крылом одного из операторов кажется вполне разумным решением.

Так, к примеру, поступили московские компании «Астра Пейдж», «РадиоПейдж» и «РП +», которые в середине прошлого года «подарили» всех своих абонентов (порядка 5 тыс.) компании «Мобил ТелеКом», до этого располагавшей около 3 тыс. пользователей своих услуг. Сама «Астра Пейдж», как указано на сайте компании, теперь полностью переключилась на предоставление услуг call-центра.

Диверсификация бизнеса — еще один рецепт выживания пейджинговых операторов. «Мобил ТелеКом» также помимо услуг пейджинга оказывает услуги call-центра. «Мегапейдж» предоставляет теперь услуги по защите от угона автомобилей, интернет-локации и др. под брэндом «Автолокатор».

Совместно с «Мегапейдж» компания «Информ-Экском» осуществляет двустороннюю пейджинговую связь. Для этого используется твейджер — устройство, объединяющее функции обычного пейджера с возможностью передавать данные, например, отсылать подтверждения о приеме сообщения или пересылка других данных, включая телефонные номера или электронные адреса. Помимо пейджинговых услуг «Информ-Экском», следуя общему тренду, оказывает услуги call-центра.

Помимо сервисов на базе сall-центров, пейджинговые компании предоставляют услуги доступа в интернет (в том числе по выделенным широкополосным радиоканалам), IP- и традиционной телефонии, а также торгуют сотовыми телефонами. В качестве примеров компаний, которые активно диверсифицируют свой пейджинговый бизнес, можно привести «Мобайл Экспресс», «АСВТ» («РусПейдж») и многие другие. Это касается и региональных компаний. Например, в Нижнем Новгороде совладельцы «МобилТелеКом-НН» развивают сеть салонов по продаже сотовых телефонов, а «ВессоЛинк-НН» пытается продвигать услуги IP- и традиционной телефонии. «Радуга-Поиск» также предоставляет услуги call-центра и IP-телефонии.

В редких случаях операторам удается более или менее успешно развивать свой основной бизнес, связанный с пейджингом. Так, компания «Юнайтед телеком» (торговая марка «Вессо-Линк») с 2003 года предлагает комплекс информационных услуг (новости, биржевые котировки, пробки на дорогах, афиша кинотеатров и справочная информация широкого спектра) под брэндом «СМИлинк». В Москве число пользователей «Вессо-Линк» стабилизировалось на отметке около 7500 абонентов. В компании надеются, что бизнес будет развиваться за счет дополнительных сервисов и взаимодействия с сотовыми операторами. Основными клиентами пейджинговых услуг являются медиакомпании и силовые структуры. Примерно две трети выручки компании приносят услуги пейджинга, а оставшаяся треть приходится на услуги call-центра.

Очевидно, что найти свою нишу удалось совсем немногим пейджинговым операторам. В целом же этот бизнес сокращается, и многие компании уходят в небытие. В сложившихся кризисных условиях игроки этого рынка рассматривают любые возможные пути выживания. На конференции Ассоциации операторов пейджинговой связи1, прошедшей в мае 2004 года, на повестке дня стояли такие вопросы, как ориентация на корпоративных клиентов, «детский пейджер» как устройство безопасное для здоровья, участие пейджинга в тотализаторах и создание оригинальных сервисных каналов, адаптация пейджинга для национальных меньшинств, попытка возрождения недорогого цифрового автоматического пейджинга, создание на базе пейджинговых операторских центров единой справочной службы для абонентов сотовой связи, применение пейджинга в прикладных системах телеуправления (телеопроса), возможности реализации двухстороннего пейджинга и др.

Однако весь этот перечень услуг все равно будет сопутствовать развитию дополнительных направлений бизнеса, включая создание call-центров, предоставление услуг IP-телефонии и беспроводного доступа (Wi-Fi), торговлю сотовыми телефонами и оргтехникой.

Перспективы

Услуги на базе пейджинга все еще востребованы абонентами с  малым доходом и находят приверженцев в основном в регионах. Любопытно, что, например, в Приморье число абонентов пейджинга даже растет: в январе 2004 года в  сетях «Примпейдж» и «Владпейдж» их количество превысило 30 тыс. человек (на 10  тыс. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Услугами пейджинга ОАО «Дальсвязь» охвачена практически вся населённая часть Приморья. Как отмечают специалисты компании, услуги пейджинговой связи особенно популярны в тех районах Приморья, где другие средства связи менее доступны. Также популярность пейджинга они объясняют невысокими расценками и широким перечнем дополнительных услуг.

Однако вышеприведенный пример, по-видимому, уникален, и большинство экспертов сомневаются в перспективах пейджинга, который уже практически вытеснен с  отечественного рынка сотовой и транкинговой связью. По мнению самих игроков, в  течение ближайших года-двух в каждом регионе останется не более одного крупного оператора. Аналитики полагают, что дополнительные услуги вряд ли спасут пейджинг от дальнейшего сокращения. Единственная ниша, где, по их мнению, может сохраниться классический пейджинг, — это обслуживание корпоративных клиентов, прежде всего в службах быстрого реагирования («Скорая помощь», милиция, пожарные, МЧС).


1 Ассоциация операторов пейджинговой связи была создана в 1996 году в Нижнем Новгороде. В нее входят 36 пейджинговых компаний из городов России и Минска (Беларусь), которые работают на радиочастотах 160,0375 МГц и 159,6375 МГц. По состоянию на апрель 2004 г. общее числом абонентов у операторов, входящих в Ассоциацию, составляло более 75 000.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Дмитрий Северов: Телекоммуникационный бизнес требует оперативного управления

Дмитрий СеверовНа вопросы CNews отвечает Дмитрий Северов, вице-президент по технической политике компании «Открытые Технологии».

CNews: Как вы оцениваете динамику роста российского рынка интеграции в сфере телекоммуникаций?

Дмитрий Северов: Основываясь на результатах работы компании «Открытые Технологии» на рынке интеграции в сфере телекоммуникаций в 2003 и 2004  годах, скажу, что мои оценки очень оптимистичны. Можно констатировать с  уверенностью, что рынок телекоммуникаций находится на устойчивом подъеме. Этот бизнес тяготеет к консолидации. Масштаб операторов увеличивается, растет темп изменений, который испытывает бизнес, и, соответственно, изменяется масштаб и  сложность задач ИТ-интеграции. Мы работаем с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, и некоторые из интеграционных задач, которые нам приходится решать, — уникальны для России. Считаю, что телекоммуникационный рынок будет испытывать устойчивый рост, как минимум, ближайшие лет десять. Поэтому перспективы именно интеграционной деятельности на телекоммуникационном рынке достаточно высоки. Эта деятельность сейчас по большей части затрагивает собственные внутрикорпоративные нужды телекоммуникационных операторов, в частности, направлена на  усовершенствование процессов «бэк-офиса».

В ближайшем будущем очень серьезные интеграционные задачи появятся в основном бизнесе оператора, а именно в предоставлении различных услуг. Не только услуг связи, но именно всевозможных услуг, в которые технологии связи входят необходимой составной частью. Операторы связи, имея в своем распоряжении мощные инфраструктурные ресурсы, могут стать и уже становятся основой для ведения принципиально новых бизнесов. Именно там, в этих новых бизнесах, во взаимодействии их друг с другом и с традиционным телекоммуникационным бизнесом мы ожидаем большой объем интеграционной деятельности.

CNews: Какого рода технологии и продукты сейчас наиболее востребованы телекоммуникационным сектором?

Дмитрий Северов: Основные потребности компаний телекоммуникационного сектора заключаются как в обеспечении качества обслуживания своих абонентов, так и в расширении спектра предоставляемых услуг.

Для обеспечения качества услуг при одновременном снижении эксплуатационных расходов возросла потребность в комплексных OSS-решениях (системы поддержки эксплуатации сетей связи). Повышается значимость систем категорий Mediation и Revenue Assurance как инструмента обеспечения доходности компании-оператора. Актуальным является внедрение систем централизованного мониторинга и контроля эксплуатации.

Для обеспечения качества повседневного обслуживания абонентов и  повышения конкурентоспособности предприятия-оператора становятся востребованными многофункциональные контакт-центры и центры самообслуживания, интегрированные с  CRM-системами, обеспечивающие централизованный интерфейс абонента к  многопрофильному справочному и сервисному обслуживанию.

Если же говорить о расширении спектра услуг, предоставляемых операторами абонентам, то с одной стороны телекоммуникационный сектор начинает активно использовать новые технологии для построения мультисервисных сетей широкополосного доступа, что определяет их потребность в оборудовании для построения таких решений как xDSL, WiFi/WiMax, MPLS, DWDM, ETTx. С другой стороны, появляется потребность в решениях, обеспечивающих наполнение мультисервисной инфраструктуры новыми классами услуг. На мой взгляд, готовыми для немедленного внедрения сегодня являются технологии неэфирного цифрового теле и радиовещания (DAB, DVB), предоставления доступа к цифровому контенту (видео, аудио, фото), интерактивного взаимодействия (телеконференции, коллективные игры, передача речевой информации, видеотелефония).

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS