При поддержке
Тарио

Рынок неголосовых услуг мобильной связи в России

Грядущее насыщение рынка, ужесточение конкуренции и постоянное падение ARPU заставляет операторов развивать дополнительные услуги. Их доля в общих доходах сектора уже превышает 10%.

Лидером и по абсолютному показателю, и по доле дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи является «ВымпелКом». Доля компании в общих доходах российских операторов от дополнительных услуг в первой половине 2004 года составила 39%, доли МТС и «МегаФона» — 35% и 19% соответственно. Темпы роста, демонстрируемые этим рынком, позволяют iKS-Consulting прогнозировать увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг в 2004 году на 140% — до $950 млн. или 12,5% от общей выручки от услуг сотовой связи.

Доля дополнительных услуг в структуре доходов сотовых операторов в России, I полугодие 2004 г.

Источник: iKS-Consulting, 2004

В структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи практически половину занимают услуги обмена сообщениями между пользователями, причем 96% доходов от обмена сообщениями приходится сейчас на обмен SMS. По сравнению с 2003 годом доля этого вида услуг осталась практически неизменной, в дальнейшем прогнозируется ее рост, вызванный, прежде всего, увеличением объема MMS-трафика.

Рейтинг дополнительных услуг, I полугодие 2004 г. (по объему доходов)

Источник: iKS-Consulting, 2004

Контент-услуги — вторая по размеру доходов группа дополнительных услуг операторов на текущий момент. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн., из которых около $30 млн. пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн., по итогам 9 месяцев 2004 г. — $172 млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до $285 млн., что составит около 3,6% от всех доходов от услуг сотовой связи в РФ. Таким образом, по сравнению с 2003 годом доходы от контент-услуг вырастут более чем на 200%.

Наибольшие доходы по-прежнему генерируются услугами по кастомизации телефонных аппаратов, однако доля этой группы услуг постепенно снижается. Наиболее быстрорастущими контент-услугами являются интерактивные проекты с участием СМИ, общение и знакомства, а также игры.

Рейтинг контент-услуг (по размеру доходов)*

 

Услуги / группа услуг

Доходы от услуги, $ млн.

Доля в общих доходах от контент-услуг, %

1

Логотипы и мелодии

76

44

2

Медиа-проекты

38

22

3

Информация и развлечения

24

14

4

Знакомство и общение

22

13

5

Игры

10

6

6

Другие приложения

2

1

* — по итогам 9 мес. 2004 г.

Источник: iKS-Consulting

Совокупные доходы контент-провайдеров, работающих в России, за первые девять месяцев 2004 превысили $58млн. (данные iKS-Consulting). По итогам 2004 года, эта цифра может превысить $100 млн., по тем же оценкам. 14% общего объема доходов приходится на провайдера i-Free, 13% — на Информ-Мобил и 12% — на Инфон. Доля каждого из остальных заметных участников этого рынка пока не превышает 4–5%.

Рейтинг контент-провайдеров (по размеру доходов)*

 

Контент-провайдер

Доля в общих доходах контент-провайдеров, %

1

i-Free

14

2

Информ-Мобил

13

3

Инфон

12

4

Solvo International

5

5

Next Media

5

6

Jippii

5

7

SNP Digital

4

8

Никита Интерэктив

4

9

Сибиус Интернэшнл

3

10

SMS Media Solutions

3

*) по итогам 9 мес. 2004 г.

Источник: iKS-Consulting

На основании финансовых показателей компаний и количества регионов, охваченных их услугами, эксперты iKS-Consulting предлагают свой рейтинг российских контент-провайдеров в 2004 году. Максимально близко к уровню «эталона» приблизился Информ-Мобил, немногим уступает лидеру Инфон.

Интегральная рейтинговая оценка контент-провайдеров

Позиция в рейтинге

Контент-провайдер

Значение интегральной рейтинговой оценки

 

Эталонная компания

6,93

1

Информ-Мобил

6,68

2

Инфон

6,55

3

SNP Digital

6,15

4

i-Free

6,13

5

Solvo International

5,75

6

Никита

5,69

7

Jippii

5,60

8

Next Media

5,55

9

SMS Media Solutions

5,47

10

Сибиус

5,30

Источник: iKS-Consulting, 2004

По мере роста популярности новых услуг продолжает расти доли мобильного интернета и контентных сервисов. Усилия федеральных операторов по распространению GPRS в регионах, и, в особенности, построение федеральной GPRS-сети компанией «ВымпелКом» (чьи доходы от мобильного интернета в 2003 году выросли более чем в 5 раз) привели к существенному росту доходов от услуг беспроводного доступа в интернет в 2004 году. В целом доля этой группы услуг в общих доходах от дополнительных сервисов выросла с 3% (2003 г.) до 6%. По состоянию на конец августа 2004 г. в России насчитывалось более 800 тысяч активных пользователей GPRS. За 8 месяцев 2004 года количество GPRS-пользователей выросло более чем в два раза.

Очевидно, что сотовые операторы и в дальнейшем будут вынуждены развивать направление дополнительных услуг, с тем чтобы избежать ситуации ведения бизнеса на грани себестоимости. Последний феномен не теряет своей актуальности на рынке, где абоненты с каждым годом становятся все более экономными, а конкуренция усиливается.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS