При поддержке
Тарио

Лидеры российских продаж

Несмотря на скептические прогнозы, продажи мобильных телефонов продолжают расти, как в мире, так и в России. Если первый показатель по итогам 2004 года составил 25%, то отечественный рынок продемонстрировал за тот же период гораздо более эффектные результаты. Рост продаж мобильных трубок превысил результаты предыдущего года в полтора раза. В тройку лидеров по популярности устойчиво входят Motorola, Siemens и Samsung.

За три квартала 2004 года в России, по данным РБК, было продано 20,43 млн. телефонов. При этом доля «серого» рынка за этот период оценивается примерно в 10,1%.

Только в третьем квартале 2004 года, по данным «Евросети», в розницу было продано 7,61 млн. сотовых телефонов на сумму $1,1 млрд. При этом объем «серого» рынка в третьем квартале составил 0,42 млн. телефонов. Средняя стоимость проданного телефона в рознице за этот период оценивалась порядка $144.

При этом доля продаж сотовых телефонов с фотокамерами составила 15% от общего оборота. Для сравнения в декабре 2003 года этот показатель находился на уровне 6%. Доля продаж «раскладушек» составила 26% от общих продаж.

IDC, правда, несколько иначе представляет структуру продаж трубок в России по вендорам. Так, доля Siemens оценивается в 1,5 млн. устройств, Motorola — 1,4 млн., Nokia и Samsung — по 1,2 млн. Впрочем, Motorola не намерена надолго уступать свое лидерство и надеется вернуть утерянные позиции в ближайших кварталах. Американский производитель планирует выпустить несколько новых моделей, в том числе и две «бюджетные». Однако эксперты отмечают, что покупатели в крупных городах стали покупать больше моделей уже из среднего ценового сегмента — до $300.

Источник: Евросеть, 2004

Общий оборот рынка мобильных телефонов в России по итогам 2004, предположительно, должен был составить около 30 млн. штук. По ожиданиям «Евросети», в 2005 году будет продано уже около 36 млн. телефонов, на сумму $5,5 млрд.

Чуть более скромные оценки и прогнозы приводит IDC. По этим данным, в 3 квартале 2004 года объем российского рынка продаж GSM-телефонов составил 6,7 млн. (или 4% мирового рынка). IDC прогнозировали, что всего за 2004 г. производители телефонов продадут здесь 26 млн. трубок — или в 1,5 раза больше, чем в 2003 г. В свою очередь, по прогнозу на 2004 год MRG, предполагалась продажа 21,5–22,5 млн. терминалов.

Расходятся и данные аналитиков по объемам продаж за предыдущие кварталы. Так, по оценке MRG, продажи мобильных телефонов в России во 2 квартале 2004 г. снизились на 3% и не «перешагнули» отметки 5 млн. (4 млн. 949 тыс.). В то же время, как свидетельствуют данные «Евросети», за этот период было продано 6,857 млн. трубок против 5,962 млн. в 1 квартале.

Объем российского рынка сотовых телефонов в 2004 году*

* — «Альтернативная оценка» была дана отделом маркетинга одной из крупнейших дилерских сетей, входящей, по данным ИАА «Сотовик», в ТОР-5 на московском рынке.

Источники: Евросеть, ИАА «Сотовик»

Со своей стороны, аналитический отдел группы компаний DIVIZION, оценивает объем российского рынка мобильных терминалов в 26 млн. штук.

Источники: DIVIZION, 2004

Компания Mobile Research Group опубликовала свои результаты исследования рынка мобильных телефонов в 2004 году. Основываясь на показателях продаж «Евросети», самыми популярными моделями 2004 года названы Motorola C200 (5,9%), Siemens A52 (5,6%) и Motorola C350 (4,7%). В сети «Техмаркет» наибольшим спросом пользовались: Siemens A52 (8,63%), Motorola C200 (7,49%), Siemens C60 (4,4%). По данным Dixis, самыми популярными моделями в 2004 году стали Siemens A52 (6%), Nokia 3310 (4,4%), Nokia 1100 (3,4%). По данным DIVIZION, лидерами российских продаж в 2004 году стали Motorola C200 (8,3%), Siemens A52 (7,75%), Samsung C100 (5,47%).

Общий объем рынка официальных поставок мобильных телефонов в 2004 году, оценивается при этом Mobile Research Group в 24,3 млн. аппаратов. На 4 квартал традиционно приходилось наибольшее число продаж в году, что можно объяснить увеличением покупок аппаратов к новогодним праздникам. Доля серого рынка в последнем квартале прошлого года выросла на 1,2% — до 4,7%, во многом благодаря росту неофициальных поставок наиболее популярных в последнее время моделей Siemens.

Лидер сезона 2003 — Motorola с незначительным отрывом (всего в 0,4%) по объему проданных телефонов уступила в 2004 году первое место Samsung. Компании занимают по 23% рынка, однако корейцы контролируют более высокий ценовой сегмент. Средняя стоимость телефона Samsung составляла €143, в то время как Motorola делала ставку на более дешевые модели, со средней ценой — €94. Замыкает тройку лидеров Nokia, которая в прошлом году начала восстанавливать свои позиции на российском рынке. В течение полугода компания Nokia пересматривала свои стратегии продвижения, в частности, изменив работу с дистрибьюторами и определив адекватный уровень цен для выходящих моделей. Компания даже отказалась от поставок модели Nokia 3310, которая задержалась в России на 3 года и до сих пор составляла значительную часть продаж компании.

Из наиболее динамично развивающихся марок стоит отметить рост популярности Sony Ericsson. В конце года было заметно увеличение спроса на новые модели этого производителя — К600 и К 700. Большинство экспертов гарантируют существенный рост продаж трубок этой марки и в 2005 году. Пока SonyEricsson занимает всего 7% российского рынка, в то время как ее потенциал составляет минимум в 3 раза больше.

Согласно прогнозам аналитиков, объем рынка сотовых телефонов в 2005 году увеличится до 30–32 млн. аппаратов. Средняя стоимость модели, вероятно, вырастет — в частности, для городов-миллионеров она приблизится к $200. Роль бюджетных моделей останется высока, составляя чуть меньше половины рынка.

Рынок оптовой дистрибуции сотовых телефонов фактически сформирован и почти закрыт для новых компаний. Появление новых игроков здесь возможно, например, в случае ухода одного или нескольких действующих крупнейших дистрибьюторов, в случае, если доля одного из дистрибьюторов у производителя превысит 20%. Правда, крупнейшие производители мобильников — Samsung Nokia, Siemens, LG — не заинтересованы в расширении сети дистрибуции своих аппаратов на территории России, и делают поэтому акцент на улучшении работы с существующими партнерами. Можно предположить, что увеличение числа прямых партнеров не может значительным образом сказаться на общих продажах, зато резко увеличивает фронт работ вендоров. Исключение, по-видимому, составляет компания Motorola — это единственная из пятерки лидеров продаж сотовых телефонов компания, на сайте которой имеется список требований для получения статуса официального дистрибьютора.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS