Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Дальняя связь: монополия в эпоху полураспада

Среди всех сегментов российского рынка телекоммуникационных услуг проводная дальняя связь развивается наименее интенсивно, демонстрируя показатели всего в 9-12%. Однако сегодня ввиду наметившейся демонополизации этот рынок претерпевает кардинальные перемены.

Согласно данным Мининформсвязи, в последние годы рост в секторе проводной дальней связи практически отсутствовал. Несмотря на монополию, которую до последнего времени держал здесь "Ростелеком", сколько-нибудь заметного роста тарифов на междугородние и международные переговоры не наблюдалось. Тарифы в данном случае можно считать "замороженными", изменения касаются не столько их уровня, сколько реструктуризации. Таким образом, динамика в последнее время обеспечивалась лишь ростом объема потребления услуг дальней связи населением и организациями. Однако сегодня рынок претерпевает кардинальные перемены, основная суть которых — демонополизация рынка.

К настоящему времени лицензии на предоставление услуг дальней связи выданы 17 новым операторам. Однако реальным конкурентом "Ростелекому" пока стал только "Межрегиональный Транзит Телеком" (МТТ), так как на данный момент только его лицензия реализована. Все остальные операторы пока ждут своей очереди, достраивая сети, которые должны охватывать всю территорию РФ. Демонополизация с неотвратимостью приведет к началу ценовой конкуренции между операторами, а значит, к падению тарифов. Два фактора — падение тарифов и спровоцированное им изменение объемов потребления обусловят динамику рынка на новом этапе.

Сценарии развития российского рынка дальней связи в среднесрочной перспективе

Источник: CNews Analytics, 2005

В сложившихся условиях могут реализоваться три сценария дальнейшего развития рынка — его сокращение, "нулевой" рост (годичные колебания около некоего равновесного уровня) или же сохранение текущих темпов развития.Каждый из них имеет свои "за" и "против".

Сценарий сокращения рынка

Естественно, в данном случае речь идет не об устойчивом, продолжающемся бесконечно долго уменьшении объемов рынка, а лишь о кратковременном их снижении, вызванном падением тарифов на услуги связи при отсутствии компенсирующего роста потребления подешевевших услуг.

Снижение тарифов в результате ценовой войны между операторами будет продолжаться до тех пор, пока, с одной стороны, на рынок будут входить все новые и новые альтернативные операторы связи, а с другой стороны, пока не будет достигнут минимальный уровень тарифов, после преодоления которого бизнес перестанет быть рентабельным. Подобный процесс, скорее всего, будет длиться не более 2-3-х лет, после чего установится новый равновесный уровень тарифов. Однако, с точки зрения среднесрочного периода — это вполне четкий тренд.

Итак, сокращение рынка будет иметь место в том случае, если падающие тарифы не будут компенсироваться адекватным увеличением потребления услуг. А последнее, в свою очередь, зависит, во-первых, от степени функциональной насыщенности потребления и, во-вторых, от того насколько упадут цены.

Если потребление насыщено, т.е. уже сегодня тарифы позволяют людям говорить столько, сколько им нужно, а имеющийся рост определяется в основном усложнением рынка — появлением новых постоянных абонентов или новых связей (например, новых деловых контактов) у старых абонентов — то удешевление услуг само по себе не приведет к дополнительному росту потребления. Более того, если сегодняшние темпы роста потребления услуг связи будут перекрываться темпами удешевления тарифов, то возникнет сокращение рынка. Последнее вполне реально — заявленные тарифы МТТ ниже тарифов "Ростелекома" в среднем на 10-15%, а рост потребления услуг дальней связи за 2005 год составил менее 2%. Таким образом, возможность сокращения рынка вполне очевидна.

Сценарий "нулевого" роста

Если же потребление не насыщено, т.е. люди вынуждены экономить на переговорах, то удешевление услуг будет сопровождаться повышением интереса абонентов к междугороднему и международному общению и, как следствие, приводить к росту объема трафика. В этом случае вероятен сценарий "нулевого" роста, когда снижение цен компенсируется увеличивающимся потреблением, результатом чего становится флуктуирующее развитие рынка около некоего равновесного уровня.

Действительно, сегодняшний уровень рентабельности бизнеса связи (более 50% из расчета по валовой прибыли) позволит операторам довольно сильно играть на снижении цен, и весьма вероятно, что при "запуске" ценовой войны темпы удешевления услуг связи поначалу будут опережать сложившиеся в условиях замороженных тарифов, так сказать, "естественные" темпы роста объема трафика. Для потребителей же возникнет возможность говорить больше, расходуя столько же. И если эта стратегия будет использоваться предельно (а именно так и происходит в условиях ненасыщенности рынка), то при любом обрушении цен объем рынка будет "достраиваться" до исходного равновесного уровня за счет увеличения потребления.

Здесь надо еще раз оговориться, что "нулевой" рост, как и сокращение рынка — не долгосрочные, а кратко- и среднесрочные сценарии развития. Повышение интереса населения и организаций к услугам связи, в той или иной мере будет существовать всегда, поскольку это естественный процесс, сопровождающий экономическое и социальное развитие. В отличие от этого, тарифы не могут падать бесконечно даже при самой жесткой конкуренции. Поэтому через 2-3 года рынок вновь выйдет на некие устойчивые (хотя и невысокие) темпы роста. Мы здесь обсуждаем сценарии, возможные лишь в границах относительно непродолжительного временного интервала.

Сценарий сохранения текущих тенденций

Наконец, третий сценарий — сохранение текущих тенденций — возможен в случае тех или иных "провалов" демонополизации, когда все останется, как есть. "Провалы" здесь возможны двух видов. Во-первых, вполне реально, что запуск на рынок новых операторов будет сдерживаться. Так, Леонид Рейман уже выражал сомнение в том, что будут реализованы все выданные на сегодняшний день лицензии. По лицензионным условиям новые операторы должны построить собственные сети дальней связи, которые охватывали бы всю территорию РФ. По мнению главы Мининформсвязи, далеко не все компании смогут это сделать. Тогда рынок просто превратится из монополистического в олигополистический и существенного снижения тарифов не произойдет, чтобы сегодня не заявляла МТТ.

Второй канал сдерживания демонополизации — неспособность новых операторов обеспечить конкурентное качество связи из-за различных "пуско-наладочных" проблем с новыми сетями. Весьма вероятно, что поначалу — в среднесрочном периоде — "Ростелеком" будет оставаться самым предпочтительным оператором и "двигать" рынок по-своему.

Владимир Карачаровский / CNews

Ольга Румянцева: Мало сделать тарифы ниже, важно обеспечить требуемое качество

Ольга Румянцева

На вопросы CNews отвечает Ольга Румянцева, коммерческий директор компании "Ростелеком".

CNews: На российский рынок дальней связи приходят новые крупные игроки — МТТ, "Голден Телеком" и др. Каким образом вы предполагаете компенсировать возможную утрату позиций в некоторых сегментах рыка?

Ольга Румянцева: "Ростелеком" в течение последних нескольких лет активно работает над повышением эффективности и конкурентоспособности своего бизнеса. Принимая во внимание предстоящие изменения на рынке дальней связи, а также те существенные изменения, которые произойдут в характере и объеме нашей клиентской базы, мы вносим соответствующие изменения в работу наших коммерческих подразделений. Сейчас мы ведем активный переговорный процесс по изменению системы взаимоотношений с операторами, участвующими в цепочке предоставления услуг дальней связи. Мы также активно готовим базу для значительного расширения спектра услуг для наших пользователей, в том числе услуг на основе IP-технологий. И конечно, компания продолжает энергично развивать свое основное конкурентное преимущество — модернизирует собственную уникальную инфраструктуру связи.

Мы готовы к тому, что может измениться структура бизнеса компании. Увеличение объемов услуг, развитие других секторов и появление новых услуг позволят "Ростелекому" сохранить положительную динамику доходов. Дополнительной возможностью является выход на новые для нас рынки.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS