Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

IP TV: соломинка для спасения утопающих

В условиях падения ARPU сервис-провайдеры развитых стран вынуждены развивать новые услуги. По мере насыщения рынка широкополосного доступа операторы связи постепенно превращаются из поставщиков «трубы» для перекачки трафика в компьютеры пользователей в «настоящих» сервис-провайдеров.

Развитие рынка высокоскоростного интернета происходит во всем мире по известному сценарию: быстрый рост числа подписчиков по мере падения стоимости широкополосных подключений неизбежно заканчивается насыщением рынка. Дальнейшее увеличение числа пользователей операторам дорогого стоит — под влиянием конкуренции они вынужденно продолжают снижать цены, однако слабый рост абонентской базы уже не обеспечивает им компенсации затрат. Более того, абоненты могут уйти к конкуренту, предлагающему более привлекательные условия.

Примеры известны. Так, у американского провайдера EarthLink ARPU снизился за 2004 год на 16,4% — с $30,72 в 1 квартале 2004 года до $25,69 в 1 квартале 2005 года, а коэффициент оттока абонентов (churn) вырос с 2,1% до 2,5% за тот же период. Таким образом, на фоне снижения ARPU и лояльности абонентов сервис провайдеры просто вынуждены развивать новые услуги, которые призваны спасти их от вымирания.

В последнее время все больше и больше надежд возлагают на видео-услуги, и немалая доля этих ожиданий связана с набором сервисов, которые можно объединить под общим названием Video over IP — видео поверх интернет-протокола. В эту категорию попадает телевидение в IP-сетях (IP TV), видео по запросу (Video on Demand, VoD) и видеоконференции (VC), хотя данная классификация, как и любая другая, весьма условна.

Количество подписчиков на услуги IP TV в мире, млн. чел.

Количество подписчиков на услуги IP TV в мире, млн. чел.

Источник: Informa Telecoms & Media, 2005

Если верить аналитикам Informa Telecoms & Media, число подписчиков на услуги IP TV во всем мире в ближайшие 5 лет увеличится по сравнению с сегодняшним показателем на порядок. Ожидается, что к 2010 году оно достигнет 25,9 млн. Прогнозы Multimedia Research Group (MRG) еще более оптимистичны: рост с 3,7 млн. пользователей в 2005 году до 36,9 млн. в 2009 (среднегодовые темпы роста на уровне 78%).

Число домохозяйств, пользующихся услугой "видео по запросу", млн.

Число домохозяйств, пользующихся услугой "видео по запросу", млн.

Источник: Informa Telecoms & Media, 2005

Рынку услуг "видео по запросу" (VoD) в ближайшую пятилетку аналитики пророчат утроение. Так, по данным Informa Telecoms & Media доход операторов от услуг в 2010 году в мире достигнет $10,7 млрд. по сравнению с $3,2 млрд. в 2005 году. Число домохозяйств, подписанных на услуги VoD, достигнет к 2010 году 350 млн., и составит около 30% от общего числа домохозяйств, подключенных к TV. При этом совместная доля регионов Северная Америка и Европа составит 86% в общем доходе от услуг VoD; лидирующим регионом станет Северная Америка, на которую будет приходиться 44% этого сегмента.

Выручка операторов от предоставления услуги "видео по запросу", млрд. долл.

Выручка операторов от предоставления услуги "видео по запросу", млрд. долл.

Источник: Informa Telecoms & Media, 2005

Интернет-ТВ «отъедает» свою долю

Реально работающих проектов IP TV в мире уже достаточно много: Fastweb в Италии, HomeChoice в Великобритании, MaLigne и Free во Франции, Telefonica в Испании, Chunghwa Telecom на Тайване, PCCW Ltd. в Гонконге, Softbank/Yahoo BB в Японии и т.д. Всего  насчитывается более 14 компаний, на которых приходится более 100 тыс. подписчиков подобных услуг. Кроме того, многие провайдеры во всем мире вынашивают планы или уже запустили проекты IP TV. Среди них SBC, BellSouth и Verizon (США), China Telecom (услуга VoD, Китай), Atlas Interactive (Индия) и многие другие. К концу 2005 года, по оценкам Digital Tech Consulting (DTC), число подписчиков на услуги IP TV, развернутых только на базе DSL-доступа в интернет, достигло 3 млн. чел.

Крупнейшие провайдеры услуг IP TV, 2005

Компания

Число пользователей, тыс.

PCCW Ltd /Now Broadband TV (Гонконг)

500

France Telecom /MaLigne TV(Франция)

280

Free Telecom, 9Telecom (Франция)

Neuf Telecom(Франция)

FastWeb (Италия)

190

Источник:CNews Analytics, 2005

В Европе телевидение на основе интернет-протокола получило наибольшее распространение во Франции, Италии и Испании. По существующим прогнозам в этих странах провайдеры IP TV займут соответственно 20%, 17% и 16% рынка платного ТВ, на котором сейчас доминируют операторы кабельного и спутникового телевидения. В меньшей степени услуга распространена в Соединенном Королевстве. К 2009 году число подписчиков сервиса интернет-телевидения в Европе, согласно прогнозам Screen Digest, превысит 8,7 млн. (сейчас их всего 658 тысяч). Они будут приносить операторам 9,4% доходов на рынке платного ТВ.

Пионеру интернет-телевидения — итальянскому провайдеру FastWeb, который запустил полный спектр ТВ-услуг поверх ADSL в 3 квартале 2003 года (услуги на базе xDSL — в июле 2001 года) к концу 2005 года удалось привлечь около 190 тысяч пользователей услуг IP TV. Это позволило ему стать провайдером услуг N2 в мире по данному показателю. Каждый месяц подписчики FastWeb, которые ежегодно тратят на видео-услуги более 300 евро, делают более 1 млн. заказов видео-контента, записывают более 400 тысяч программ с помощью виртуального видео-рекодера VideoRec. Согласно бизнес-плану компании, она планирует охватить услугами IP TV к концу 2006 года более половины жителей Италии. Доход провайдера на местном рынке растет впечатляющими темпами — за 5 лет — со 2 квартала 2000 года по 2 квартал 2005 года он возрос с 3 до 228 млн. евро, то есть ровно в 76 раз. По предварительным итогам 2005 года этот показатель вырос на 34% по сравнению с 2004 года — до 967 млн. евро. К 2010 году компания планирует увеличить годовой доход до 2,4 млрд. евро. Красивую картину несколько омрачает упавший ARPU — он снизился в 3 квартале с 900 евро (в расчете на 1 год) до 887 евро, но при этом остается самым высоким в отрасли. Вклад видео-услуг в этот показатель стабилизировался на уровне 70 евро.

Доход от операций FastWeb на итальянском рынке, 2000-2005, млн. евро

Доход от операций FastWeb на итальянском рынке, 2000-2005, млн. евро

Источник:FastWeb, 2005

Тем временем крупнейшему в мире провайдеру услуг IP TV — подразделению Media Limited гонконгской компании PCCW, которое предоставляет их под брендом Now Broadband TV (Now TV), удалось в конце ноября 2005 года преодолеть планку в полмиллиона подписчиков. Это весьма неплохой показатель, если учесть, что в начале года их количество равнялось 361 тыс. Компания, которая анонсировала услугу IP TV 2 года назад, планирует в 2006 году запустить канал CNN International, монопольное право на трансляцию которого имеет пока iCable. С учетом недавнего соглашения с компанией Galaxy Satellite Broadcasting число доступных ТВ-каналов PCCW в настоящее время превышает 110, в то время как в середине прошлого года их было только 70.

Вот-вот запустят сервис In2TV американские компании AOL и Warner Bros, входящие в состав Time Warner Inc. Некоторые из программ, которые можно будет загрузить с веб-сайта AOL, будут транслироваться с DVD-качеством. «Новая широкополосная сеть», как называют ее в компаниях, позволит пользователям кабельных и DSL-модемов просматривать полнометражные эпизоды старых программ Warner Bros. бесплатно и в режиме «по требованию». На первом этапе объем видео-контента составит от 4 до 4,5 тысяч часов, в дальнейшем он будет значительно расширен. Любопытно, что проект не предполагает трансляции текущих программ Time Warner, а предлагаемый видео-контент настолько древний, что его не передает ни один из телеканалов — как эфирных, так и кабельных. Если сервис In2TV окажется успешным, то AOL и Warner Bros предложат оригинальный контент, который будет доступен только пользователям Broadband TV и недоступен пользователям других телевизионных сетей. А в случае привлечения достаточно большой аудитории будет развернута услуга «видео по требованию». Потенциальный рынок потребителей высококачественного потокового видео состоит из 45 млн. пользователей кабельного и DSL-доступа, проживающих в США и Канаде.

Экономика проектов IP TV: расходы и доходы*

Капитальные затраты

Компонент

Стоимость на 5 000 абонентов, USD

Стоимость на 50 000 абонентов, USD

IP Headend (Tandberg Television)

150 000

150 000

Middleware (IPSoft iVision)

125 000

620 000

Billing (IPSoft Billing)

50 000

200 000

VoD (Kasenna)

350 000

2 400 000

VoD Distribution (IPSoft DMP)

30 000

230 000

CAS (Irdeto)

150 000

735 000

STB (Amino)

875 000

6 000 000

ИТОГО:

1 730 000

10 335 000

Стоимость на пользователя

346

206,7

Операционные расходы, в месяц

Компонент

Стоимость на 5 000 абонентов, USD

Стоимость на 50 000 абонентов, USD

Персонал

3 000

30 000

Контент (телеканалы, 40)

60 000

600 000

Контент (фильмы, 1000)

25 000

25 000

Контент (игры, 5)

12 500

12 500

ИТОГО:

100 500

667 500

Стоимость на пользователя

20,1

13,35

Доходы, в месяц

Компонент

Доходы с 5 000 абонентов, USD

Доходы с 50 000 абонентов, USD

АрендаSTB, 10USD

50 000

500 000

Услуги IP TV , 15 USD

75 000

750 000

УслугиVoD, 2USD за фильм

4 000

40 000

Доступ к играм, 5USD

25 000

250 000

Доступ к радиоканалам, 2USD

10 000

100 000

Дополнительные услуги, 2USD

10 000

100 000

ИТОГО:

174 000

1 740 000

ARPU

34,8

34,8

Выход на операционную прибыль, мес.

24

14

* - данные расчеты являются приближенными и соотвествуют наиболее оптимальному сценарию развития проектов
Источник:CTI, 2005

По данным Media Metrix более 94 млн. американских пользователей, или 56% от общего онлайн-населения США смотрят потоковое видео через интернет. В течение мая-июня 2005 года средний потребитель просматривал 73 минуты видео в онлайне. Другое исследовательское агентство — Points North Group — обнаружило, что 28% пользователей Сети заинтересованы в просмотре регулярных телепрограмм на своих ПК или лэптопах. Это создает заманчивые перспективы для онлайновой рекламы, которая с приходом IP TV может перейти на другой качественный и количественный уровень.

По прогнозам Jupiter Research рынок онлайновой рекламы удвоится к 2010 году — с $9,3 млрд. в 2004 году до $18,9 млрд. Еще более оптимистичны прогнозы исследовательской фирмы eMarketer, которая ожидает, что расходы на онлайн-видео почти утроятся — с $225 млн. в 2005 году до $640 млн. в 2007-ом, а рекламодатели потратят на онлайн видео-рекламу по крайней мере $1,5 млрд.

Сегодня устремились к IP TV и такие гранды рынка информационных технологий как Google, Yahoo, Apple, Cisco, Microsoft, а также телефонные компании Verizon Communications, AT&T и другие. Передача видео по сетям с помощью интернет-протокола стала настолько дешевой, что этим может заниматься любой, считают аналитики. Существенные затраты связаны лишь с приобретением прав на контент.

Согласно расчетам, проведенным компанией CTI, выход на окупаемость проектов IP TV возможен в течение 14-24 месяцев (в зависимости от числа пользователей), при условии, что ARPU не должен опускаться ниже $34,5. В качестве дополнительных услуг могут предлагаться «отложенный просмотр», удаленный видеомагнитофон (PVR), интернет-серфинг на телевизоре, видеошкола, интерактивные сервисы (голосования, чаты, чарты), электронная коммерция и пр.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS