Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Старт IP TV в России состоялся, но до финиша еще далеко

В России продвижение сервиса IP TV тормозится ввиду слабого пока уровня распространения широкополосного доступа. Самым амбициозным на данный момент является проект «Стрим ТВ», реализованный «МТУ-Интел». Опыт компании показывает, что на пути к потребителю этой технологии нужно преодолеть немало трудностей, как технического, так и рыночного характера.

В силу монопольного владения инфраструктурой «последней мили» в России уровень оттока абонентов широкополосных сетей ощутимо меньше, чем в развитых странах. Да и сам рынок широкополосных подключений (в его «полноценном» понимании) ограничен лишь Москвой, Санкт-Петербургом и еще парой-тройкой крупных городов. Однако можно ожидать, что с развитием магистральной кабельной инфраструктуры и широкополосного беспроводного доступа ситуация быстро изменится. Пока же IP TV стартовало в местах, где бродбэнд стал доступен широким слоям населения.

Самый амбициозный проект Video over IP был анонсирован компанией «МТУ-Интел», которая с мая 2005 года предоставляет эти услуги в Москве под маркой «Стрим ТВ» на базе ADSL-сети МГТС. Абонентам доступно около 100 телеканалов, в том числе 4 телеканала собственного производства, услуга «виртуальный кинозал», цифровое радиовещание, несколько игр. Кроме того, планируется запуск услуги «видео по требованию», которая сейчас предоставляется в ограниченном режиме. Число пользователей "Стрим ТВ" на конец 2005 года достигло 6,7 тысяч, а по итогам I квартала 2006 г. оценивается на уровне 14 тысяч абонентов Ежемесячная абонентская плата составляет от $10 до $49.

Готовят вещание цифрового телевидения по интернет-протоколу с использованием емкости нового космического аппарата «Экспресс-АМ2» ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и компания «Спутниковое мультимедийное вещание». Запущен в опытную эксплуатацию оператором «Искрателеком» проект вещания цифрового телевидения по протоколу IP-multicast для жителей ЮВАО столицы на базе собственной волоконно-оптической сети компании. Это первый в России масштабный проект предоставления услуг HDTV в кабельной сети оператора, который позволит подать тестовые каналы с разрешением до 1920х1080 пикселей.

Под давлением акционеров и конкурентов постепенно разворачивают услуги IP TV и региональные компании — МРК «Связьинвеста», которые активно строят мультисервисные сети. Так, в начале марта 2005 года было объявлено о том, что компания «Ростовэлектросвязь» в тестовом режиме запускает услугу IP TV для ADSL-пользователей, которых в начале 2005 года у этого филиала ЮТК превысило 5 тысяч. Предполагалось, что пользователям будет доступно до 40 телевизионных программ по каналам кабельного и спутникового телевидения, просмотр в записи фильмов (видео по запросу) и услуга индивидуального видеомагнитофона. Руководство «Ростовэлектросвязи» планирует в ближайшем будущем переход к технологии ADSL 2+, которая обеспечит скорость передачи информации 24 Мб/с. Московский филиал "ЦентрТелекома" сообщил о своем намерении предоставлять услуги IP-телевидения уже в этом году.

По оценкам компании CTI, количество подписчиков на услуги IP TV в России будет расти быстрее, чем в целом по всему миру, и к 2010 году увеличится в 50 раз — с прогнозируемых к концу 2005 года 12 тысяч до 600 тысяч. Таким образом, если верить этим прогнозам, доля российских подписчиков по отношению к мировому показателю увеличится с 0,44% до 2,3%.

Количество подписчиков на услуги IP TV в России, тыс. чел.

Количество подписчиков на услуги IP TV в России, тыс. чел.

Источник: CTI, 2005

По данным системных интеграторов практически все крупные и средние операторы широкополосного доступа в Московском регионе имеют планы по внедрению IP TV, и катализатором этого интереса явился «Стрим ТВ». Однако высокое качество контента федеральных каналов мешает развитию платного телевидения. В результате, как показали исследования в Уральском регионе, только 7% готовы платить за телевидение.

Однако IP TV — это не совсем телевидение в его обычном понимании, это нечто большее. Операторам технологии Video over IP могут позволить реализовать множество различных сервисов и получить максимальную прибыль с наименьшими затратами, а абоненты получают принципиально новое ТВ. Даже традиционная телевизионная услуга обретает новую жизнь за счёт возможностей создания интерактивных каналов, удобной интеграции с интерактивной программой телепередач. IP-сети позволяют уже сейчас доставлять видеосигнал высокого качества, реализовать услуги «видео по запросу», «личный видеомагнитофон» (назначение удобного время начала и окончания записи ТВ-канала), «отложенный просмотр», доступ в интернет с экрана телевизора, разнообразные интерактивные сервисы (голосования, рейтинги, обсуждение фильмов и телепередач).

Новое качество приобретает электронная коммерция — по мнению маркетологов, с помощью IP TV можно продать практически любой товар (можно представить, например, сколько людей закажут сотовый телефон, которым пользуется их любимый герой фильма, «не вставая с дивана»). Благодаря обратной связи со зрителем широчайшие возможности для своего развития получают политтехнологии, образование, медицина и т.п. Масса специфичных возможностей использования технологии Video over IP захватывает рекламную индустрию (эффективное мгновенное управление показом рекламной информации на большом количестве территориально разбросанных точек отображения), удалённый видеоконтроль объектов, интеграция с системами «умного дома» (управление всеми системами дома, от кондиционера до входных дверей с экрана телевизора) и т.п.

Однако на пути к потребителю технологиям видео поверх IP нужно преодолеть немало трудностей, как технического, так и рыночного характера. «Камнем преткновения» IP TV является качество телевизионной картинки, которое должно быть безупречным: видео в пакете услуг Triple Play — самая дорогая услуга, и пользователи относятся к ней наиболее критично. При этом ситуация осложняется недостатком полноценных средств мониторинга качества в операторских сетях.

Пионеру IP TV в России, компании «МТУ-Интел», в начале запуска проекта «Стрим ТВ» пришлось столкнуться с трудностями, связанными с несовершенством российской законодательной базы. Дело доходило до абсурда — с компании, предоставляющей услугу IP TV на базе технологии ADSL, требовали лицензию оператора кабельного телевидения, отдельные лицензии СМИ на каждый (!) телеканал. Не обошлось и без проблем технического характера — около 5 месяцев ушло на «обкатку» транспортной сети; отдельного внимания требует управление качеством обслуживания на абонентских линиях, огромное количество проблем связано с управлением тысяч абонентских устройств. Однако эти временные трудности, как показал опыт «МТУ-Интел», вполне решаемы. Гораздо труднее преодолеть консерватизм пользователей. Но последнее — это лишь вопрос времени.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS