Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Дальняя связь на пороге перемен

Новые правила регулирования рынка дальней связи России затронули всех его участников. Насколько в выигрыше от «либерализации» этого сегмента останется «Ростелеком»? На этот счет имеются полярные мнения.

С 1 января 2006 года вступили в силу нормативные документы, регулирующие деятельность операторов на телекоммуникационном рынке России. Речь, прежде всего, идет о двух основных нормативных актах — "Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" и "Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". Существуют мнения, что новый порядок «заточен» под бывшего монополиста на рынке дальней связи России ОАО «Ростелеком». То, что новое регулирование внедряется на фоне неуклонного падения доходов традиционных телекомов в этом сегменте рынка, оцениваемого примерно в $3 млрд., заставляет еще раз предположить: а уж не хочет  регулятор с их помощью поправить финансовые дела неповоротливых дочек «Связьинвеста»? Согласно официальной версии Мининформсвязи РФ демонополизация дальней связи является одним из направлений общей либерализации рынка, и ее цель — придать дополнительный импульс развитию инфраструктуры связи и обеспечению конкуренции, приводящей к снижению цен на услуги дальней связи на потребительском рынке. Только вот о каких ценах идет речь? Об астрономических тарифах на звонки через «восьмерку» «Ростелекома» или бросовых ценах «карточных» операторов? Вынуждены огорчить — за «точку отсчета» по умолчанию принимаются как раз тарифы бывшего монополиста.

Как бы то ни было, а курс на демонополизацию дальней связи взят. Выбор регулятором горизонтальной модели объясняется как «наиболее полно отвечающей социальной направленности отраслевого развития». В России, по мнению чиновников, не должно остаться нетелефонизированных населенных пунктов, и каждый гражданин должен иметь возможность доступа в интернет.

Традиционные операторы сдают позиции

Результаты деятельности межрегиональных компаний (МРК), входящих в холдинг «Связьинвест», за 9 месяцев 2005 года явно свидетельствуют о том, что их позиции на рынке дальней связи неуклонно ослабевают. В целом по холдингу доходы, полученные в этом сегменте, составили 40 515 069 тыс. руб., что на 0,5% меньше, чем в 2004 году. За первое полугодие 2005 года падение составило 0,2%. В то же время российский рынок дальней связи за 6 мес. 2005 года вырос на 1,5% до 38,3 млрд. руб.

Упали доходы от предоставления услуг междугородней, международной и внутризоновой связи у операторов-лидеров — «Ростелекома» и «ЦентрТелекома», а также у «ВолгаТелеком», ЮТК и «Дагсвязьинформ». По сравнению с аналогичным периодом 2004 года доходы этих компаний за три квартала 2005 года составили соответственно 98,2%, 96%, 96,5%, 95,6% и 73,5%. Исключение из общего тренда — компании «Центральный телеграф», «Дальсвязь», «Уралсвязьинформ» и СЗТ, доходы которых от услуг дальней связи составили соответственно 148,7%, 108,5%, 110,5% и 102,3%.

Российский рынок дальней связи: традиционные операторы

Источник: CNews Analytics, данные операторов, декабрь 2005

IP-телефонисты ждут перемен

В то же время доходы на рынке IP-телефонии в 1 полугодии 2005 г. постоянно росли. Например, по предварительной оценке iKS-Consulting, темпы роста этого сектора в 2005 году составят 45%, а доля в общем объеме доходов на рынке дальней связи оценивается в 10%. В этом сегменте традиционные игроки ощущают острейшую конкуренцию со стороны многочисленных альтернативных операторов, которых насчитывается не менее 700. На долю московских IP-телефонистов приходится 65% российского рынка IP-телефонии; доля IP-телефонии на столичном рынке дальней связи составляет около 18%. В то же время доля IP-телефонного трафика в большинстве регионов России составляет менее 5% совокупного трафика дальней связи.

Российский рынок дальней связи, 2005

Источник: iKS-Consulting, 2005

Однако все эти данные являются весьма приблизительными, и сколько в действительности зарабатывают IP-телефонисты, точно не знает никто. Многие крупные операторы отказываются озвучивать доходы, полученные на этом рынке. По мнению Мининформсвязи РФ, объем рынка дальней связи сейчас очень сложно определить из-за больших объемов воровства трафика, реализуемого по разным схемам. Достоверных статистических данных, учитывающих рынок «серых» и «черных» предоплаченных карт связи, нет. Новые игроки, по его оценке, в зависимости от правильности выбранной маркетинговой схемы могут занять здесь от 15 до 30%.

По оценкам Мининформсвязи, у национального оператора дальней связи «Ростелеком» рентабельность находится в пределах среднеотраслевой, в то время как у операторов IP-телефонии доходит до 90%. Как считают аналитики, у региональных телекомов рентабельность предоставления услуг дальней связи варьируется от 30 до 70%, причем междугородняя связь более рентабельна по сравнению с международной. Однако, по их мнению, сравнивать операционную рентабельность услуг дальней связи у локальных операторов с аналогичным показателем «Ростелекома» нельзя, так как первые не несут издержек по поддержанию магистральных сетей и в то же время учитывают все доходы от услуг. Кроме того, ставки расчетных такс с «Ростелекомом» не являются рыночными, и вносят искажения как в рентабельность «Ростелекома» (недооценивая ее), так и в рентабельность МРК (завышая ее). В принципе, демонополизация для того и нужна, что бы сделать распределение справедливым и рыночным. Тогда все искажения, влияющие и на стоимость капитала компаний, будут сняты, и оценка станет более справедливой. В развитых странах услуга дальней связи уже давно является «commodity good» (т.е. обычным потребительским, а не престижным товаром), и ее рентабельность составляет около 5-10%.

Финансы "Ростелекома" не пострадают от либерализации фиксированной дальней связи, считают в Мининформсвязи. Однако в самом «Ростелекоме» придерживаются противоположной точки зрения — там считают, что рентабельность этого сектора после либерализации «близка к нулю». Как утверждают в «Атоне», заявления руководства компании о возможном снижении рентабельности «Ростелеком» в связи с новой тарифной политикой, а также плохая координация между двумя ведомствами, отвечающими за тарифы (Россвязьнадзор и Федеральная служба по тарифам) в целом негативно скажется на показателях «Ростелекома». По некоторым оценкам, после вступления в силу нового законодательства в области связи и утраты "Ростелекомом" монополии на оказание услуг, его доля в конечной стоимости услуги снизилась до 13%. Оператор теперь должен оплачивать инициирование звонка, осуществлять биллинг, обеспечивать сервис для абонентов и "делиться" с агентами-операторами местной связи.

С другой стороны, пессимистичные заявления руководства компании о низкой рентабельности дальней связи в долгосрочной перспективе можно понять как попытку изменить условия регулирования на рынке дальней связи в свою пользу, что было бы позитивным для компании, опасающейся ужесточения конкуренции.

Аналитики считают, что оказывать услуги в сложившихся условиях и получать при этом прибыль вполне возможно. Тем более, "Ростелекому", который имеет значительную фору перед конкурентами, являясь оператором «по умолчанию».

Цена вхождения

Каков будет минимальный порог вхождения на рынок дальней связи? По оценкам участников рынка, имеющимся в распоряжении Мининформсвязи, построение сети междугородной и международной связи, полностью соответствующей предъявляемым к ней требованиям, обойдется в сумму до $50 млн. Но возможна и оптимизация затрат, если у оператора уже есть часть инфраструктуры или будет создан некий консорциум игроков.

Очевидно, что порог вхождения будет определяться капитальными затратами, которые в принципе являются возвратными, и затратами на рекламу, формирование абонентского сервиса, которые уже являются невосполнимыми и увеличивают риск вхождения. Последнее приведет к росту стоимости капитала для финансирования первого типа (капитальных) издержек.

Очевидно, что высокие барьеры входа на рынок могут помешать демонополизации рынка. При этом необходимость получения лицензии и первоначальные капитальные инвестиции являются далеко не основными барьерами, ограничивающими вход на рынок, считает ведущий специалист отдела стратегий и развития бизнеса ИК "Финам" Олег Шенкер. Важнее, по его мнению, издержки переключения у потребителей (например, его моральные и материальные затраты, сопряженные со сменой оператора), необходимость установления широкой сети привязок к сетям локальных и международных операторов, так называемый фактор "первого игрока", когда оператор, первым появившийся на рынке, получает определенные конкурентные преимущества (в связи с теми же издержками переключения). Правила присоединения и взаимодействия устраняют некоторые из этих барьеров, однако реальные последствия могут отличаться от планируемых, поэтому обязательно будет некоторой переходный период, считает аналитик. По его мнению, барьеры входа несколько ограничат количество игроков, в результате эффективная конкуренция скорее всего не будет достигнута (по крайней мере сразу). Олег Шенкер прогнозирует, что «Ростелеком» постарается сосредоточиться на массовом сегменте рынка и перейти к ценовой конкуренции, в то время как, такие игроки, как, например, «Голден Телеком», сделают ставку на высокодоходный сегмент рынка корпоративных потребителей.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS