Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Завтра у всех будут дешевые смартфоны

Аналитики прогнозируют, что средняя цена сотового телефона в ближайшие  годы продолжит снижаться. В то же время модели становятся все более сложными и функциональными. Расширению рынка смартфонов будут способствовать не только увеличивающийся интерес к многофункциональным мультимедиа-моделям, но и развертывание сетей сотовой связи третьего поколения в ключевых регионах.

Общая мировая тенденция на рынке мобильников повторяет глобальный тренд на компьютерном рынке — снижение средней цены устройств при одновременном увеличении их функциональности и сложности. Аналитики Gartner прогнозируют, что средняя цена телефона снизится с 174 долл. в 2004 году до 161 долл. в 2009 году, в то время как модели станут более сложными и прибавят в количестве функций. В агентстве iSuppli дают более низкие оценки и прогнозы — по мнению его экспертов, средняя розничная стоимость сотового телефона в мире снизилась со 142 долл. в 2005 году до 129 долл. в 2006.

Трубки для бедных

Снижению цен может способствовать ряд вендоров, "подталкиваемых" Ассоциацией GSM (AGSM), которая запустила в октябре 2004 года программу, нацеленную на обеспечение жителей развивающихся стран сверхдешевыми трубками (Emerging Markets Handset Programme, EMHP). В первую очередь, речь идет о Motorola, которая второй раз подряд была выбрана в качестве основного поставщика доступных по цене мобильников для этих регионов. Напомним, что речь шла о поставках в первом квартале 2006 года моделей С113 и С113а стоимостью в рознице около  40 долл. Ранее Motorola поставляла дешевые мобильники, в частности модель С115, в африканские страны. Однако речь, по-видимому, идет пока только о нескольких миллионах реально поставленных трубок, что составляет около 2% от годовых поставок, поэтому говорить о каком-либо серьезном влиянии на снижение средней цены не приходится.

Вместе с тем, программа EMHP находится только в начальной стадии реализации, так что в будущем, когда поставки будут исчисляться десятками и сотнями миллионов сверхдешевых мобильников, пренебрегать влиянием их ценового давления будет уже нельзя.

Более того, битва между производителями мобильных телефонов за нижний ценовой сегмент рынка уже началась. Реагируя на растущий спрос со стороны развивающихся рынков, Nokia в течение 4 квартала 2005 года вывела на рынок большое число моделей начального уровня. Это сказалось на средней стоимости телефона финского производителя, которая снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года почти на 11% — со 111 евро до 99 евро. При этом поставки мобильников в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона поднялись до 64% и 42% соответственно.

Аналитики предупреждают: если вендоры начнут ориентироваться преимущественно на сектор дешевых и сверхдешевых мобильников, это может серьёзно сказаться на последующей динамике развития всей индустрии. Бюджетные модели понижают общую планку цен, что заставляет производителя придерживаться выбранной ценовой политики, и соответственно, отражается на доходах.

Смартфоны штурмуют рынок

Впрочем, вендоры, похоже, и не собираются акцентировать свое внимание на развивающихся рынках и сверхдешевых моделях, а продолжают активно диверсифицировать портфели продуктов. В пользу этого утверждения говорит, например, статистика мировых продаж смартфонов — 46,3 млн штук в 2005 году по сравнению с 20,6 млн штук годом ранее. Таким образом рынок смартфонов за год почти удвоился, а Nokia, отгрузившая 28,5 млн "умных телефонов", увеличила свою долю с 57,3% до 61,5%. Доля смартфонов в общих продажах выросла с 4% почти до 6%. К 2009 году объем продаж "умных" сотовых телефонов, совместимых с персональными компьютерами, достигнет 175 млн. штук в год, что составит около 22% всех продаж сотовых телефонов в мире. Расширению рынка смартфонов будет способствовать развертывание сетей сотовой связи третьего поколения в ключевых регионах.

По оценкам Nokia, число абонентов сетей сотовой связи третьего поколения стандарта WCDMA в мире оценивается примерно в 70 млн. По данным Gartner, в 2006 году продано более 100 млн. телефонов третьего поколения 3G, а в 2008 году — более 200 млн. смартфонов. Но модели третьего поколения будут пока составлять довольно небольшую часть рынка. Большинство производителей оценивают их продажи на уровне 55 млн. единиц. К 2010 году почти половина (46,5%) из прогнозируемых 2,7 млрд. пользователей в мире будут по-прежнему пользоваться сетями второго поколения, 29,5% — поколения 2,5G и 23,8% — 3G.

По данным Strategy Analytics, поставки трубок 3G стандарта WCDMA в мире составили во 2 квартале 2005 года 9 млн. штук или 5% общего объема поставок мобильников. Среди производителей "трубок" WCDMA лидирует Nokia с 17% рынка. Финская компания потеснила прежних лидеров в этом сегменте — японскую NEC и южнокорейскую LG. По оценке аналитиков Strategy Analytics, в 2007-2010 гг основная борьба за рынок сотовых телефонов WCDMA развернется в ценовом сегменте "трубок" до 200 долл.

Структура рынка сотовых телефонов в 2010 году (прогноз)

Структура рынка сотовых телефонов в 2010 году (прогноз)

Источник: Informa, 2005

Кроме того, распространению смартфонов способствуют такие факторы, как растущая популярность встроенных фотокамер, а также дополнительных приложений — клиентов электронной почты, веб-браузеров, программ загрузки музыкальных файлов.

В отчете Informa отмечается, что все производители постараются расширить возможности своей продукции, чтобы обеспечить рост поставок в течение ближайших лет. Музыка и мобильное телевидение со временем станут непременным атрибутом каждого телефона. По словам главного аналитика Informa Дэвида Маккуина, в рождественский период хитами продаж стали телефоны с возможностью проигрывать музыку и использующие стандарт связи третьего поколения. Годом ранее в этот временной отрезок лучше всего продавались телефоны с фотокамерами.

Памятка производителям

Функциональность мобильных телефонов отходит сегодня на второй план. Для современных пользователей все большее значение приобретает продолжительность автономной работы аппарата и объем его памяти. Такие результаты свидетельствуют в пользу того, что среди потребителей имеется спрос на новые мощные приложения, особенно в области воспроизведения мультимедиа.

Результаты маркетингового исследования, проведенного TNS Technology в 15 странах, свидетельствуют, что для двух третей владельцев мобильников и наладонников наиболее критичной является возможность как минимум двухдневной работы этих устройств без подзарядки. Кроме того, больше половины пользователей хотят, чтобы в их устройствах было больше памяти, а встроенная фотокамера имела большее разрешение. Так, китайские пользователи считают, что полезным будет увеличение объема памяти минимум до 20 Гбайт. Устройства с подобным объемом памяти могут хранить до 5 тыс. музыкальных композиций или 20 тыс. фотографий. Возможность хранения 50–60 аудиокомпозиций постепенно станет чертой рядового мобильника, считают в Informa Telecoms and Media.

Виталий Солонин / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS