Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Пример решения: Построение мультисервисной сети мультисервисной связи в ОАО «БАШИНФОРМСВЯЗЬ»

Ш.Х. Шакировs

Ш.Х. Шакиров, Президент ЗАО "Ай-Теко" «Успех ряда проектов, выполняемых нами в ОАО «Башинформсвязь», связан с несколькими факторами.

Во-первых, мы не заинтересованы в продаже оборудования как такового. Мы предлагали заказчику в разное время законченные комплексные решения, фактически инструменты для успешного ведения бизнеса.

Во-вторых, заслугой ОАО «Башинформсвязь» можно считать эффективную систему принятия решений — от проекта до его внедрения уходило очень мало времени. Не многие крупные компании могут позволить себе такой короткий цикл утверждения сложнейших инфраструктурных реформ. Но это отнюдь не риск, а обоснованный подход в сегодняшней конкурентной среде.

В-третьих, хотелось бы отметить слаженную работу интеграторского коллектива. Теперь это настоящий коллектив профессионалов высокого уровня. Четкий проектный менеджмент, высокая техническая экспертиза, надежные партнерские отношения с вендорами позволили решить множество проблем на этапе внедрения, о которых мы и не могли предполагать заранее. Конечно, сроки внедрения были очень жесткими, но мы понимали, что от оперативных действий системного интегратора зависит успех ОАО «Башинформсвязь», можно сказать судьба телекоммуникаций в отдельном регионе. Мы справились, и уверены в том, что теперь нам по силам более сложные и объемные задачи».

Шамиль Шакиров, Президент компании «Ай-Теко»

О заказчике

ОАО «Башинформсвязь» — основной оператор связи Республики Башкортостан, работает на территории 144 тысяч квадратных километров с населением 4,1 миллиона человек, проживающих в 55 районах и 22 городах республики. Компания входит в число четырехсот крупнейших предприятий России и является одной из семи крупнейших российских компаний телекоммуникации и связи (в соответствии с итогами исследования издательского дома «Коммерсантъ»).

Положение национального оператора связи Республики Башкирия, ОАО "Башинформсвязь", многим отраслевым экспертам кажется неоднозначным. Этот один из крупнейших операторов не входит в холдинг "Связьинвест", и как следствие, имеет собственную программу развития. Сложности выживания "самостоятельных" компаний в эпоху глобализации отечественного бизнеса всем известны. Но можно ли говорить о "выживании", когда компания из года в год демонстрирует существенный рост показателей бизнеса, занимает верхние строчки отраслевых рейтингов…

Разнообразием ландшафта и многонациональным составом населения Башкортостан напоминает мини-Россию, географическими контурами — человеческое сердце, которое бьется сразу на двух континентах — в Европе и Азии. Экономическая мощь Башкирского региона, наложила отпечаток на местный телекоммуникационный рынок, который развивается и обеспечивает потребности производственного сектора. Ставка на проверенные, надежные решения позволила избежать оператору связи многих ошибок, связанных с развитием новых технологий. ОАО "Башинформсвязь" имеет один из наивысших показателей цифровизации сети общего пользования по сравнению с другими операторами фиксированной связи в РФ, что можно считать серьезным достижением.

Однако, в 2003 году встал вопрос о показателях деятельности оператора в не менее динамичном секторе — телематических сервисов. Здесь, на общем фоне телекоммуникационного рынка, компания "Башинформсвязь", на первый взгляд, не занимала уверенных позиций. Медленно развивалась низкоскоростная наложенная IP-сеть, которая обеспечивала лишь базовые сервисы (выделенная линия для корпоративных заказчиков и коммутируемый доступ для частных абонентов). В это время страницы журналов пестрели заголовками про победы ATM-сетей и опорных SDH-сегментов, как основе сетей будущего.

Внимание ОАО "Башинформсвязь" было сконцентрировано на проблеме телематических сервисов как раз в тот момент, когда большинство технологий были опробованы в нашей стране и стала понятна реальная экономическая отдача различных типов оборудования.

Задача: "Будущее уже сегодня!"

Основой будущих сервисов оператора могла стать только надежная мультисервисная сеть передачи данных (МСПД) республиканского масштаба. Жестким, но вполне оправданным условием оператора стало требование поэтапной модернизации существующей сети передачи данных (СПД), когда лишь окупаемость предыдущего этапа может открыть зеленый свет следующему шагу для инвестирования в перспективные направления бизнеса. Дальнейшие события подтвердили разумность данного подхода.

В 2004 году наиболее остро стоял вопрос о модернизации DialUP — сегмента ОАО "Башинформсвязь". В г. Уфе располагался единственный медиашлюз, принимавший нагрузку всех DialUP-пользователей республики. Подобная организация сервиса приводила к интенсивной загрузке междугородных заказных соединительных линий (ЗСЛ). Активность пользователей Интернет привела к перегрузке ЗСЛ. Из регионов стало сложно дозвониться по междугородней связи. Оператор видел решение проблемы следующим образом:

  • Создание распределенной сети медиашлюзов и увеличение точек присутствия оператора в республике.
  • Внедрение услуги "единый номер доступа" за счет стыковки телематического оборудования с ТфОП по протоколу ОКС-7.
  • Снижение нагрузки на междугородные телефонные каналы (ЗСЛ) за счет локальной терминации DialUP-трафика и его передачи "в обход" телефонной сети- средствами наложенной IP-сети.

Оставалось только выбрать исполнителя проекта, которым по результатам проведенного оператором тендера стала компания «Ай-Теко».

Создаваемый республиканский сегмент медиашлюзов должен был использовать ресурсы имеющейся наложенной IP-сети оператора. Таким образом, при минимальных затратах, планировалось увеличить отдачу от имеющегося телематического сегмента сети оператора, снизить неэффективные операционные издержки, а также создать предпосылки для увеличения спектра предоставляемых услуг, дальнейшего роста СПД и доли приносимых ею доходов.

Решение: "Мультисервисная сеть для мультисервисного бизнеса"

Формированию коммерческого предложения "Ай-Теко" предшествовал проведенный системным интегратором аудит существующей наложенной IP-сети оператора связи, а также мониторинг местного рынка IP-услуг. Результаты обследования показали:

  • Возможность организации DialUP доступа с помощью универсальных медиашлюзов (параллельное внедрение двух сервисов- DialUP и VoIP в рамках одного проекта).
  • Неготовность существующей сети к передаче разнородного трафика.
  • Высокую востребованность местным рынком не только DialUP сервисов, но также высокоскоростных услуг доступа в Интернет и построения распределенных корпоративных сетей на базе широкополосных VPN-соединений.

В соответствии с результатами обследования оператору были сделаны три предложения:

  • Организовать распределенную сеть универсальных медиашлюзов Cisco AS-5350 и Cisco AS-5850 под управлением SoftSwitch Class 4 компании Cisco Systems (PSTN Gateway PGW-2200).
  • Модернизировать наложенную IP-сеть и установить типовые точки присутствия оператора на базе маршрутизаторов Cisco-3745 и Cisco-7206. Внедрить в СПД протокол MPLS и механизмы дифференцированного обслуживания различных типов трафика с обеспечением качества обслуживания (Quality of Service ).
  • Организовать высокоскоростную "последнюю милю" на базе ADSL-концентраторов ZyXEL IES-3000 во всех местах присутствия оператора.

Все три предложения компании «Ай-Теко» были одобрены и получили финансирование. Столь нестандартный, на первый взгляд, выбор заказчика на самом деле был оправдан. Развитие только магистрального сегмента является необходимым, но убыточным, так как при этом не создаются новые услуги, а лишь предпосылки к их появлению. Развитие же уровня доступа пользователей без создания надежной магистральной основы снижает качество конечных сервисов (DialUP, ADSL, VoIP и т.д.), что не позволяет увеличивать абонентскую базу и доходы оператора. Поэтому оптимальным, с точки зрения конечного результата, является комплексный подход к органичному развитию всех связанных направлений.

Эффект внедрения оказался колоссальным. Буквально с первого запуска системы в эксплуатацию загруженность установленного оборудования достигла 100%. Срок окупаемости телематического решения не имеет аналогов среди даже самых востребованных телефонных сервисов. Целевая топология комплексного проекта представлена на следующей схеме.

Магистралльная сеть
(Республика Башкирия)

Выбор производителей оборудования (Cisco и ZyXEL) был продиктован их лидирующим положением в соответствующих областях. Помимо качественного оборудования, сильнейшие поставщики готовы оказывать дополнительную квалифицированную сервисную поддержку, что немаловажно при запуске сложного проекта.

Развитие проекта: "Интеграция решения — интеграция бизнеса"

Большинство инноваций МСПД произошло в первую очередь на республиканских сетях ОАО "Башинформсвязь", и только получив уверенность в окупаемости современного решения, оператор объявил тендер на построение участка МСПД в столице республики — г. Уфа. Данные работы проводились под руководством Уфимской ГТС. В качестве направлений развития МСПД были выбраны магистраль и уровень доступа, где ведущую роль заняли технологии MetroEthernet и ADSL. Таким образом, в столице был повторен успех регионального сегмента сети передачи данных, ставшего к тому моменту действительно мультисервисным. Исполнение проекта вновь легло на "проверенного" системного интегратора, компанию "Ай-Теко". Городская сеть была развернута в считанные недели. Схема организации связи МСПД г. Уфа приводится на следующем рисунке:

Магистраль и уровень доступа сдавались в эксплуатацию одновременно. Момент запуска сети был выбран наиболее удачно: пользователи уже знали про ADSL, оператору не пришлось нести затраты на популяризацию технологии, но и оттягивать с внедрением участка МСПД было нельзя — велика была вероятность потерять рынок. Всем известна инертность отечественного абонента. Если он подключился к конкурирующему провайдеру, вряд ли его заставят перейти в "Башинформсвязь" даже привлекательные тарифы. Этот факт Уфимская ГТС учитывает в своих планах развития, стараясь довести до абонента полный перечень сервисов, возможных в ADSL-сетях, а это голос, видео- и аудиоданные. Tripple Play для ОАО "Башинформсвязь" не является пустым телекоммуникационным термином.

С момента запуска сети очередь абонентов на ADSL-подключение не снижается. Однако рано или поздно наступит фаза насыщения, когда естественным образом сократится приток ADSL -абонентов. Уже сейчас ведутся работы, которые позволят оператору уверенно себя чувствовать в качестве контент-провайдера. Рассматриваются сценарии внедрения IP-телевизионной и NGN -составляющей.

И, пожалуй, самым ценным результатом данных работ можно считать технологическую интеграцию Уфимского и Республиканского сегментов МСПД, исторически развивавшихся независимыми путями. Интегрированная мультисервисная сеть передачи данных позволяет оказывать абонентам достаточно сложные, комбинированные услуги. В первую очередь это относится к корпоративным клиентам, которые строят распределенные сети на базе операторских VPN-сервисов. Теперь набор услуг для любого филиала заказчика является прозрачным и практически одинаковым, независимо от расположения офиса — в столице, либо удаленном райцентре.

Результат

По завершении работ, проведённых компанией «Ай-Теко» в несколько этапов с октября 2004 по июль 2005 года, были получены следующие результаты:

  • Построена MPLS сеть, которая охватывает республику Башкортостан и дает возможность предоставлять услуги передачи данных с гарантированным качеством обслуживания абонентам по всей республике. Сеть MPLS является основой для повышения качества существующих услуг и быстрого внедрения новых сервисов. Проведена интеграция созданного сегмента сети с городской сетью передачи данных.
  • Благодаря тесной интеграции пакетной сети ОАО «Башинформсвязь» с телефонной сетью общего пользования появилась возможность предоставить единый номер доступа к услугам по всей республике с едиными тарифами и высоким качеством сервиса. Внедрение программного коммутатора Cisco PGW2200 является первым шагом в построении локальных сетей следующего поколения в республике.
  • Реализована возможность предоставления доступа в Интернет с помощью технологии DSL. Технология DSL привлекательна не только для предоставления услуг частным лицам. Высокое качество и скорость передачи данных при низкой стоимости подключения при использовании DSL-доступа позволяет предоставлять услуги передачи данных, голоса и доступа в Интернет организациям, не желающим тратить существенные средства на подключение оптического канала.

Момент реализации такого сложного телекоммуникационного проекта, как ОАО "Башинформсвязь" совпал в компании "Ай-Теко" с присвоением ей наивысшего партнерского статуса в области сетевых технологий Cisco Systems — статуса золотого партнера Cisco Systems, сертификацией внутренних процессов по ISO :9001, получением высшего статуса компании ZyXEL — звания золотого системного интегратора ZyXEL, и рядом других достижений в сфере телекоммуникационных решений.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS