Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Игорь Масленников: «Гибридные» решения, имея минусы TDM-подхода, лишены многих плюсов «чистого» IP

Игорь Масленников

На вопросы CNews отвечает Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI.

CNews: Как бы вы охарактеризовали основной вектор развития телекоммуникаций в России сегодня?

Игорь Масленников: Как и во всем мире, главных тенденций две — всеобщая «мобилизация», т.е. распространение мобильной связи, и «IP-визиация» — всеобщий переход к  IP-технологиям. Никого уже не удивляют слова «IP-телефония», «IPTV», или выражение «скачать книгу» или «скачать мелодию».

CNews: По предварительным данным одного из аналитических агентств за 2005 год львиную долю — 91% — на российском рынке УАТС занимают традиционные телефонные станции, в то время как на долю гибридных и «чистых» IP-решений приходится, соответственно 8% и 1%. Согласны ли вы с такими оценками?

Игорь Масленников: У меня нет к ним никакого отношения, отчасти потому что мне такие оценки не очень интересны, а отчасти потому, что я не понимаю — что такое гибридные решения. У традиционных УАТС никакого будущего нет, это же очевидно. Их заменят «чистые» IP-решения, а годом раньше или годом позже — какая разница?

CNews: Какие новые веяния наблюдались в 2005 году в сегментах call/contact-центров и корпоративных и операторских зон беспроводного доступа?

Игорь Масленников: Call-центры неумолимо превращаются в контакт-центры, т.е. начинают «понимать» не только телефонные вызовы, но и SMS’ки, e-mail’ы, web-запросы, службы мгновенных сообщений типа ICQ и прочие виды коммуникаций. И, конечно, при этом они становятся IP-приложениями, т.е. IP контакт-центрами. Беспроводного доступа становится все больше — если два года назад у себя в квартире я «видел» только одну WiIFi точку доступа — свою собственную, то теперь уже с десяток.

CNews: Как развивался в 2005 г., по вашим наблюдениям, бизнес российских системных интеграторов и дистрибьюторов в телекоммуникационном секторе?

Игорь Масленников: По-моему, бурно развивался. Конкуренция растет, что стимулирует развитие бизнеса. Быстро растет и сам рынок, причем не только количественно, но и качественно — появляются новые области. Например, открытие 2005 года — тема IPTV. Этого рынка (и соответствующего интеграторского бизнеса) просто не было еще год назад.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, текущие позиции отечественных производителей телекоммуникационного оборудования? Усилились ли они за прошедший год по сравнению с предыдущим или наоборот? Насколько успешны их попытки освоить рынок IP-решений?

Игорь Масленников: В общем позиции отечественных производителей явно слабее, чем зарубежных вендоров. Но есть позитивная тенденция — ряд из них растет и качественно и количественно. На рынке IP-решений работают такие компании, как «Мера», «Наумен», как мы сами — CTI, в конце концов. С одной стороны мы интеграторская компания, с другой — программистская, производитель продуктов для IP-коммуникаций. Очень радует то, что решения наших, российских компаний, как правило, вполне оригинальны и конкурентоспособны, имеют изюминку. При поддержке этого сектора государством Россия вполне могла бы стать экспортером не только нефти или мозгов. А может быть, даже и без поддержки государства станет.

CNews: Согласны ли вы с тезисом, что если 2000-2005 гг. были периодом построения инфраструктуры для технологии VoIP, то следующая пятилетка станет этапом борьбы поставщиков открытых приложений на базе стандартных аппаратных платформ?

Игорь Масленников: Не вполне согласен. Я не считаю, что предыдущие годы были периодом построения инфраструктуры для VoIP, скорее, в это время индустрия IP-коммуникаций набиралась опыта в транзите и межоператорском обмене, в замещении TDM-технологий внутри операторских сетей. IP-инфраструктура еще далеко не вся построена. А последующие годы станут временем бурного расцвета новых приложений, временем ухода от моделей и схем, сложившихся в эпоху коммутации каналов. И, наверное, открытые приложения на базе стандартных серверов займут в этом процессе достойное место, но это не будет единственным сценарием — вспомните «закрытый» Skype. Время сейчас очень интересное, много неожиданного еще случится.

CNews: Какие интересные проекты удалось в 2005 г. реализовать CTI в области построения call/contact-центров?

Игорь Масленников: Интересных много. Территориально-распределенные контакт-центры сейчас востребованы рядом заказчиков. Причем масштаб таких проектов — федеральный округ или вся Россия. Или рост объемов бизнеса компании-заказчика приводит к тому, что количество операторов контакт-центра зашкаливает за тысячу и продолжает расти.

Происходит все более серьезная и глубокая интеграция контакт-центров с информационными системами заказчиков, растет уровень понимания заказчиками тонкостей работы такого сложного информационно-коммуникационного комплекса, каким является современный контакт-центр. Это опять же выражается в интересной работе для нас… За 2005 год мы построили 30 с лишним центров обработки вызовов — и каждый проект по-своему уникален.

CNews: CTI работает «в связке» с крупнейшими мировыми производителями — Cisco, Avaya и другими. Планируете ли вы начать сотрудничество с российскими поставщиками?

Игорь Масленников: Мы не планируем, мы давно уже сотрудничаем, со дня основания CTI. Наш крупнейший бизнес-партнер — российская компания «Мера Системс». Сотрудничаем и другими российскими поставщиками.

CNews: Каковы ваши прогнозы относительно изменения долей IP-платформ и «гибридов» в ближайшем будущем? 

Игорь Масленников: Я не понимаю, что такое «гибрид». И смысла в них особого не вижу. Гибрид безыдеен — он имеет минусы TDM подхода и лишен многих плюсов «чистого» IP. Если уж и планировать переход от TDM к IP, то бессмысленно, по-моему, планировать его как «гибридизацию» существующей АТС. Но сейчас время такое — переходный период. Много есть такого, что будет восприниматься как курьез лет уже через десять. Эволюция слепа — она плодит множество вариантов, из которых выживают только «правильные».

CNews: Можно ли прогнозировать, что пока еще основной среди других IP-услуг в России «карточный» бизнес в 2006 году «умрет» либо уйдет «в тень»? Какие новые способы зарабатывания денег при помощи интернет-протокола в потребительском сегменте будут, по вашим прогнозам, актуальны в ближайшее время?

Игорь Масленников: Я не думаю, что «карточный» бизнес умрет в целом. Он вполне хорош и востребован, и останется еще надолго. Количество игроков, возможно, и уменьшится, но сами карточки, безусловно, останутся. Цены, возможно, вырастут, но будут все равно ниже, чем у «Ростелекома» и МТТ.

Что касается второй части вопроса — если бы я знал на него точный ответ, то вместо того, чтобы участвовать в этом опросе, строил бы сейчас компанию, которая на этом новом способе зарабатывания денег обогатилась бы. Если серьезно, нет сомнений в том, что эти новые способы точно появятся. Наиболее очевидное — это сервисы из области FMC — оказание каких-то услуг на базе IP-технологий абонентам сотовых сетей. А собственно «IP-сервисы» будут появляться по мере роста абонентов широкополосного IP-доступа. Вот в Москве, смотрите — количество абонентов «Стрим» перевалило за 200 тысяч, и появился Стрим-ТВ, самый что ни на есть IP-сервис. За него уже то ли 20 — то 30 тысяч человек платят деньги. А когда количество «широкополосных» пользователей будет исчисляться миллионами — тогда явно и сервисов будет много…

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS