Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Евгений Петров: Стремление оптимизировать затраты на эксплуатацию инфраструктуры стимулирует операторов к развитию собственных магистральных каналов

Евгений Петров

На вопросы CNews отвечает Евгений Петров, управляющий директор департамента телекоммуникационных решений компании INLINE Technologies.

CNews: Какие факторы, по вашим наблюдениям, определяли развитие российского телекоммуникационного рынка в 2005 г.?

Евгений Петров: Российский телекоммуникационный рынок в 2005 году удержал позиции и стал одним из наиболее динамичных по темпам роста — порядка 30%. Одним из факторов, оказавших заметное влияние на конъюнктуру рынка, явилось продолжение экспансии крупных операторов в регионы и связанная с этим череда слияний и поглощений.

Среди главных событий 2005 г. можно назвать образование группы Synterra на базе компаний «Комет», «РТКомм.РУ», «Телеком-Центр» и ряда региональных операторов. Кроме того, «Вымпелком» и МТС активизируют попытки выйти на рынок СНГ, приобретая местных операторов в Средней Азии и на Украине. «Голден Телеком» и «КОМСТАР-ОТС» также повлияли на расстановку сил в масштабе СНГ. В целом же образование этих и других альянсов приводит к тому, что требования к инфраструктуре, бизнес-процессам и уровню сервиса, характерные для национальных операторов, начинают предъявляться и на уровне компаний регионального масштаба.

Осознание телекоммуникационными компаниями необходимости развития и модернизации сети привело к увеличению российских и зарубежных инвестиций в данный сектор. При этом инвестиции направляются в основном на развитие беспроводной связи.

На рынке мобильной связи в 2005 году замедлился рост и начался переход в стадию насыщения, и в дальнейшем ожидается еще большее падение темпов роста доходов от услуг голосовой связи. Операторам уже не удается повысить свои доходы только лишь за счет роста абонентской базы, что вынуждает их изыскивать новые способы повышения доходности бизнеса, прежде всего за счет предоставления дополнительных услуг.

Основным событием 2005 года, безусловно, стало обсуждение нового закона «О связи» и выдача лицензий на междугородную и международную связь компаниям МТТ, «Голден Телеком» и ряду других крупных операторов. Этим компаниям назначаются индексы междугородной и международной связи, и они будут бороться за трафик физических лиц в регионах, что подтверждает тенденции к демонополизации рынка. Соответственно, эти факторы уже сильно повлияли на бизнес небольших операторов, занимавшихся в основном терминацией трафика, поскольку теперь они вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

CNews: Как в целом вы оценили бы уровень информатизации российского телекома на данный момент? Какие тенденции доминируют на этом рынке?

Евгений Петров: Сегодня уже можно говорить о начале нового этапа информатизации, а именно, о решении задач по повышению эффективности управления сети операторов и оптимизации эксплуатации инфраструктуры связи. В частности, по нашим сведениям, крупные операторы связи (мобильная «большая тройка», «Голден Телеком» и ряд других) сейчас активно прорабатывают вопросы, связанные с тендерами по внедрению систем инвентаризации ресурсов, мониторинга сбоев на сети, прогнозирования этих сбоев и других решений в области OSS.

В свою очередь, стремление оптимизировать затраты на эксплуатацию инфраструктуры порождает заинтересованность операторов в развитии собственных магистральных каналов, в частности, MPLS-сетей. Прежде всего, это относится к тем компаниям, которые планируют развивать у себя технологии NGN и предоставлять на их базе качественно новые сервисы.

В последнее время все большее количество операторов связи стремятся к «пакетизации» предоставления услуг. Одним из основных маркетинговых преимуществ этой тенденции является то, что клиенту со стороны оператора предлагаются не отдельные услуги, слабо связанные между собой, а единый пакет сервисов в области передачи данных, голоса и видео, получивший название «Triple Play». По оценкам аналитиков, расширение спектра сервисов голосовой связи и передачи данных, а также видеоуслуг обеспечивает рост ARPU до двух раз.

Также большую заинтересованность операторы проявляют к открытым сервисным платформам (SDP), подсистеме мультимедийных IP-услуг (IMS) для сетей следующего поколения, которая обеспечивает конвергенцию технологий передачи речи и данных через инфраструктуру IP-сети, и решениям конвергентной телефонии (FMC).

У нас уже есть опыт внедрения платформы SDP, решений IMS и FMC у крупных операторов сотовой связи. Кроме того, мы работали с рядом операторов по созданию инфраструктуры услуг мобильного контента CMX.

CNews: Какого рода технологии и продукты сейчас наиболее востребованы отечественным телекоммуникационным сектором?

Евгений Петров: Думаю, что Triple Play сегодня является одной из наиболее востребованных концепций, поскольку интерес к ней уже явно перешел в практическую плоскость.

Прежде всего, она востребована у операторов, имеющих доступ к широкой массе абонентов, таких, как «Система Мультимедиа», предлагающая сегодня услугу «Стрим-ТВ», домовые сети. Правда, для домовых сетей этот вопрос в большей мере связан со значительными затратами, тем не менее, они рассматривают Triple Play как фактор получения конкурентного преимущества.

Надо сказать, что база инфраструктуры доступа для развертывания услуг Triple Play довольно обширна: это WiMAX-сети и другие технологии беспроводного доступа, возможно также использование волоконно-оптических каналов. Однако пока явным лидером здесь является технология Metro Ethernet, прежде всего, благодаря сравнительно низкой стоимости эксплуатационных затрат и высокому уровню стандартизации.

Например, в минувшем году мы реализовали проект по созданию инфраструктуры Triple Play для московского оператора «Искрателеком». Компания стремилась создать мультисервисную инфраструктуру, в первую очередь, для реализации спутникового и кабельного ТВ. И сегодня по этим каналам организовано телевещание зарубежных и российских спутниковых каналов как стандартной, так и высокой четкости (HDTV) для более чем 10 тыс. абонентов.

В то же время, насколько перспективна будет связка Metro Ethernet / Triple Play, пока не очень ясно. Дело в том, что уже сейчас существует достаточно много альтернативных решений (в частности, различные спутниковые каналы, кабельные сети), которые к тому же не предъявляют таких высоких требований к пропускной способности сети и оборудованию, как у Metro Ethernet.

Также, на мой взгляд, в скором времени на рынке все больший интерес будут вызывать открытые сервисные платформы. IMS позволит операторам объединить на единой базовой платформе сервисы мобильной и фиксированной связи и ввести новые типы коммуникаций между пользователями, групповые коммуникации, новые формы работы с контентом. Платформа позволяет операторам предоставлять единый набор IP-сервисов в проводных и беспроводных сетях, упрощает и удешевляет предоставление мультимедийных услуг и VoIP в мобильных сетях. В процессе конвергенции сетей IMS обеспечивает безопасную миграцию к сетям «all-IP» и экономическую эффективность последних.

При наличии заинтересованности со стороны операторов инвестировать в развитие бизнеса, расширение спектра предоставляемых услуг мы готовы оказывать им всестороннюю поддержку.

CNews: Насколько, из вашей практики, различаются подходы к информатизации со стороны традиционных и альтернативных операторов?

Евгений Петров: Самое главное отличие традиционного оператора от альтернативного — это обладание готовой инфраструктурой. Традиционный оператор всегда имеет доступ к медным парам, проложенным до абонента, и, таким образом, проблема «последней мили» у него решена изначально. Более того, у него также изначально присутствуют услуги телефонии, междугородной и международной связи, так что, например, услуги интернет-доступа для них являются дополнительными.

Альтернативным же операторам, как правило, приходится решать вопросы, связанные и с инфраструктурой доступа, и с развертыванием сервисов. Соответственно, те же интернет-услуги у них зачастую являются базовыми для дальнейшего развития спектра услуг, таких, как хостинг, IP-телефония и другие.

Кроме того, альтернативным операторам приходится постоянно решать проблему минимизации затрат, поскольку все их сети строятся в основном на продажу крупным операторам. По этой причине альтернативные операторы вынуждены тщательно рассматривать технологические решения и оборудование, на котором будет строиться сеть, и крайне придирчиво выбирают технологию передачи услуги до абонентов.

В этом смысле с альтернативными операторами работать, конечно, тяжелее. Вместе с тем они в большей степени восприимчивы к новым способам повышения эффективности бизнеса, и потому с точки зрения подходов к решению бизнес-задач они являются более удобным клиентом для системного интегратора.

CNews: Какие информационные угрозы вы считаете на данный момент наиболее опасными для операторов связи?

Евгений Петров: Сегодня, по нашему мнению, наибольшую угрозу для операторов представляют так называемые DoS-атаки, когда действия злоумышленников направлены на создание ситуаций, провоцирующих отказ в обслуживании абонентов. Такие атаки зачастую осуществляются с нескольких распределенных адресов и потому с трудом поддаются идентификации и пресечению.

Впрочем, не меньшую опасность представляет и взлом опорной сети оператора, поскольку злоумышленники таким образом получают доступ к узловым серверам. В таком случае действия хакеров могут не только вывести сеть оператора из строя на длительный срок, но и повлечь нанесение долгосрочного ущерба клиентам, что будет иметь для бизнеса этого оператора самые печальные последствия.

CNews: Какими методами обеспечивается сегодня безопасность инфраструктуры отечественных операторов? Насколько они коррелируют с подходами, распространенными на Западе?

Евгений Петров: На мой взгляд, вполне коррелируют, поскольку принципы действий злоумышленников также одинаковы по всему миру. Обеспечение безопасности инфраструктуры оператора является весьма актуальной темой. И на Западе, и у нас существует множество достаточно эффективных методов обеспечения безопасности, как аппаратных, так и программных, и против внешних атак со стороны хакеров, и против внутренних атак со стороны абонентов. Недавно мы протестировали и установили программно-аппаратный комплекс на платформе Cisco для защиты от DDoS-атак у одного из крупнейших российских операторов связи.

Хочу заметить, что помимо средств защиты инфраструктуры от злоумышленников сегодня не менее актуальными становятся средства внутренней защиты оператора от злоупотреблений при пользовании услугами. За рубежом такие системы относят к классу Revenue Assurance, и они позволяют оператору связи, сравнивая биллинговые данные с показаниями оборудования по трафику и оплаченным услугам, определять источники недополучения доходов.

С помощью такого ПО, например, становится возможным отследить наличие воровства трафика, неоплаченного трафика, установить такие факты, как включение абонента ранее того срока, когда ему был выставлен счет, или использование услуги абонентом после его отключения. И такие услуги на сегодня востребованы, как минимум, на уровне передовых операторов.

CNews: Какова специализация INLINE Technologies в отношении реализации проектов в телекоме? Насколько велика их доля в общем обороте компании?

Евгений Петров: Главный принцип нашей работы в телекоммуникационной области — ориентация на реальный бизнес оператора. Соответственно, свою задачу мы видим в том, чтобы разрабатывать готовые решения, бизнес-модели, новые виды услуг, которые позволят оператору заработать дополнительные деньги и увеличить абонентскую базу.

В этой связи INLINE Technologies очень серьезно относится к осуществлению функций генерального подрядчика, стремясь предоставлять заказчикам полностью готовую инфраструктуру. При этом стратегическими областями для нас являются платформы предоставления услуг, магистральные сети и сети доступа на базе Metro Ethernet, WiFi, WiMAX, волоконно-оптических и других технологий. Кроме того, мы обладаем значительным опытом успешной работы в области IPTV, систем поддержки деятельности операторов (OSS), в частности, инвентаризации сетевых ресурсов и управления неисправностями.

Отдельное направление нашей деятельности — разработка биллинговых решений на базе собственной АСР «Билл-Мастер», представляющей собой законченное решение для малого и среднего бизнеса.

Все решения мы тестируем в нашей сетевой лаборатории, возможности которой позволяют полностью смоделировать функционирование требуемых конфигураций решения в разных условиях и режимах работы.

На сегодняшний день департамент телекоммуникационных решений в рамках компании INLINE Technologies фактически работает как самостоятельная бизнес-структура со своими техническими, коммерческими, производственными, аналитическими ресурсами. Кроме того, в рамках нашего департамента функционирует собственная сервисная служба.

Таким образом, мы обладаем всеми возможностями для реализации проектов, охватывающих полный спектр задач интеграции в области телекоммуникаций. И в 2005 г. оборот по направлению телекоммуникаций составил более 24% от общего оборота холдинга INLINE Technologies.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы вами за прошедший год в отрасли связи?

Евгений Петров: Среди наиболее показательных проектов 2005 г. я бы хотел упомянуть о сотрудничестве с одним из крупнейших операторов мобильной связи, где мы внедрили платформу SDP для предоставления услуг FMC.

Кроме того, я уже упоминал о нашем проекте в «Искрателекоме» по созданию платформы Triple Play и реализации инфраструктуры приема и передачи ТВ-сигнала по широкополосным IP-каналам. Одной из его особенностей было внедрение системы биллинга услуг IPTV на базе нашей АСР «Билл-Мастер». К слову, это стало одним из первых внедрений в России модуля с функциональностью биллинга услуг телевещания.

Из других проектов хотел бы отметить продолжающийся масштабный проект по строительству и развитию магистральной сети компании «РТКомм.РУ». Кроме того, в прошлом году мы выполнили ряд проектов в области OSS, и одним из крупнейших стало внeдрение системы управления неисправностями на базе ПО Micromuse в компании «Роснет».

CNews: Внедрение каких технологий в отрасли связи будет, по вашим ожиданиям, определять развитие операторского бизнеса в обозримой перспективе?

Евгений Петров: Я полагаю, что будут иметь место тенденции, о которых я уже упомянул. В первую очередь, будет расти спрос на услуги NGN, и, скорее всего, модной темой станет все, что так или иначе связано с этими технологиям.

Другими горячими темами, видимо, станут услуги в рамках концепции Triple Play, а также различные технологии, позволяющие реализовать конвергенцию фиксированной и мобильной связи.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS