Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Олег Тимошенко: Мы рассчитываем создать оператора спутниковой связи нового образца

Олег Тимошенко

На вопросы CNews ответил Олег Тимошенко, президент международной группы операторов спутниковой связи "Интерспутник Холдинг".

CNews: 1 февраля этого года "Интерспутник" объявил о начале коммерческой деятельности своей дочерней структуры — "Интерспутник Холдинг". Каковы планы деятельности нового оператора в России и за рубежом? Как вы оцениваете перспективы экспорта российских решений спутниковой связи?

Олег Тимошенко: Современные российские спутники имеют неплохие емкости для зарубежных рынков. Очевидно, что проникновение в эти страны c комплексными услугами спутниковой связи позволит конкурировать с уже устоявшимися лидерами на этих рынках. У нас есть целый ряд интересных решений, которые сформировались в условиях ограниченных бюджетов клиентов стран с развивающейся экономикой. Мы уверены, что эти предложения окажутся востребованными на быстрорастущих рынках Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии. Именно с этой целью МОКС «Интерспутник» создала 100-процентное дочернее предприятие «Интерспутник Холдинг», который формируется как международная группа операторов связи. В нее будут входить не только предприятия в странах-участниках МОКС «Интерспутник», но и на других перспективных рынках. Компании будут предоставлять полный спектр комплексных услуг, сейчас мы беремся за реализацию проектов любой сложности, включая проектирование, поставки оборудования для наземного сегмента, готовы взять на себя вопросы эксплуатации. Мы рассчитываем создать оператора спутниковой связи нового образца, с полноценным присутствием на рынках с перспективой для развития спутниковой связи. Эти компании будут создаваться в кооперации с членами Организации «Интерспутник», которые представляют сегодня 25 стран, и первоначальная стратегия развития будет опираться на географию наших стран-участников. В «Интерспутнике» они представлены администрациями связи, поэтому сотрудничество с ними упрощает процедуру вхождения на эти рынки. Но на самом деле мы будет ориентироваться на спрос, и там где он есть — там мы и будем присутствовать. Кстати, страны-участники Организации представляют наиболее динамично развивающиеся экономики мира со средним ростом ВВП в прошлом году свыше 6%. Эти страны представляют большой интерес для инвесторов, для корпораций, которые переносят туда свои производства. Поэтому мы рассчитываем, что спутниковая связь станет высокоэффективным решением для построения национальных и международных сетей связи. Кстати, на прошедшей выставке CSTB 06, помимо решений для корпоративных пользователей мы представили наши решения и для операторов широкополосной связи, а также для ТВ вещателей и кабельных операторов Triple Play.

CNews: Как вы оцениваете уровень развития спутниковой связи в России сегодня? Какое место занимают, на ваш взгляд, операторы спутниковой связи в отечественной телекоммуникационной отрасли?

Олег Тимошенко: Уровень развития спутниковой связи в нашей стране, по моей личной оценке, по сравнению с другими рынками мира очень невысокий, но в последние годы динамика его развития явно позитивная и очень многообещающая. Если говорить о компаниях связи, оказывающих услуги с использованием спутниковых технологий, то в России отсутствуют явные лидеры в этом сегменте. Рынок представлен большим числом небольших операторов, либо крупными компаниями, которые используют услуги спутниковой связи в качестве решений для «последней мили». Таким образом, каждый из этих игроков по отдельности не может оказывать серьезное влияние на развитие этой отрасли, как это уже сложилось в мобильной связи или наземных телекоммуникациях.

Очевидно, для изменения сложившейся ситуации необходима консолидация активов фиксированной спутниковой связи в лице двух-трех сильных операторов, которые должны действовать не только в России, но и за рубежом, так как спутниковая связь по определению — это глобальный вид коммуникаций. Поэтому рецепт для рынка спутниковой связи России один: необходима консолидация активов, создание нескольких крупных игроков, которые, во-первых, влияли бы позитивно на рынок, формировали спрос и в то же время имели бы достаточно силы, чтобы влиять на законодательную базу, которая регулирует эту отрасль. Потому что если говорить о новом законе «О связи», то в нем вопросам, касающимся спутниковой связи, было уделено недостаточно внимания.

CNews: Пару лет назад повсеместно обсуждалась проблема дефицита спутниковых ресурсов в стране. Насколько актуальна она для России сегодня? На орбиту, как известно, было выведено довольно большое количество спутников гражданского назначения…

Олег Тимошенко: Действительно, такая проблема существовала несколько лет назад.  Потом была реализована программа восполнения российской спутниковой группировки, было запущено много новых спутников. Несмотря на это, сегодня эта проблема возникла вновь, причем речь идет об остром дефиците ресурсов именно отечественных спутников связи. В первую очередь это связано с интенсивным развитием новых операторов, в том числе и дальней связи, которым необходимы каналы во все субъекты Российской Федерации. Быстрым решением, которое не зависит от существующих телекоммуникационных сетей «Ростелекома» и «Транстелекома», является спутниковая связь. Однако новые правила построения сетей требуют использовать спутники, управление которыми осуществляется с территории Российской Федерации. Рынок сужается, и применимыми становятся только спутники ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газком». В какой-то степени это протекционизм. Он оправдан, потому что Россия потратила достаточно много средств на восполнение группировки и в данный момент времени необходимо обеспечить ее загрузку. Такие решения стимулируют операторов использовать российскую емкость, что и привело к острому дефициту емкости российских спутников. Ресурс зарубежных спутников имеется, но он не может быть применен для решения этих задач. Как будет развиваться ситуация дальше непонятно. С одной стороны, ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газком» должны скорее запустить побольше спутников связи, чтобы воспользоваться этой ситуацией и преодолеть дефицит. С другой стороны, Мининформсвязи должно обеспечить возможность дальнейшего развития этой отрасли, и сделать какие-то компромиссы в отношении зарубежных спутников. Время покажет, как будут развиваться эти события.

Определенную лепту вложило и развитие VSAT-сетей, в частности были сделаны новые упрощенные процедуры для регистрации станций класса VSAT. Однако частотные диапазоны, которые были выделены под эти службы, уже давно исчерпаны, и этот ресурс также является остродефицитным. Это, на мой взгляд, тормозит развитие VSAT-сетей в России.

CNews: За исключением Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов, расположенных на транспортных артериях международных магистральных операторов, широкополосный доступ в России находится пока в зачаточном состоянии, хотя довольно быстро развивается. Могут ли спутниковые операторы кардинально ускорить появление в стране критической массы пользователей?

Олег Тимошенко: Упрощение процедур регистрации привело к появлению в России большого числа операторов спутникового широкополосного доступа. Если просуммировать заявления этих операторов, то можно сказать, что за последние 1-2 года было установлено более 2000 VSAT-терминалов — примерно столько же, сколько существовало в стране до этого. Это не так много для общемировых показателей, но абсолютный рекорд для России. В стране складываются неплохие предпосылки для развития спутникового широкополосного доступа. В первую очередь растет экономика в регионах, формируется платежеспособный спрос, во-вторых упрощаются процедуры и снижаются затраты на создание сетей VSAT — падают цены как на само оборудование, так и на процедуры ввода этих сетей в эксплуатацию. Основным препятствием для дальнейшего развития этого бизнеса является дефицит соответствующего ресурса спутников, о чем мы говорили выше.

CNews: Почему опыт доступа в интернет через спутник за 20 долларов в месяц (столько платят пользователи столичного «Стрима» за неограниченный трафик и канал 128 кбит/c) оказался неудачным?

Олег Тимошенко: Спутниковый доступ в интернет появился намного раньше такого масштабного проекта ADSL-доступа как «Стрим». Уровень развития наземных коммуникаций и платежеспособность населения в те годы оставляли желать лучшего и как следствие, услугами спутникового доступа в интернет пользовались небольшие интернет-провайдеры, которые перепродавали этот канал через dial-up большому числу конечных пользователей. Так как изначально такой спутниковый канал был рассчитан на конечного пользователя, то при его загрузке провайдерскими подключениями качество услуг быстро деградировало, и такие проекты зачастую становились убыточными. Использование широкополосного доступа частными пользователями ограничивалось дороговизной оборудования спутникового терминала и его регистрации. Гибридные схемы с обратным каналом по коммутируемой линии также не прижились.

Сегодня ситуация изменилась. Появились интерактивные спутниковые терминалы стоимостью ниже 1000 евро, не требующие организации дополнительного наземного канала для обратной связи, упрощена процедура их регистрации. А самое главное — изменился заказчик: у него появились новые требования и он способен платить за качественную услугу. Поэтому, на мой взгляд, сейчас открывается новая ниша для развития широкополосной связи с применением спутников, и тот рост базы VSAT, о котором я говорил выше, является хорошим подтверждением этим словам.

CNews: Смогут ли, на ваш взгляд, спутниковые операторы конкурировать с провайдерами услуг Triple Play на базе проводных коммуникаций (оптоволокно, ADSL и пр.)? Или же в этом контексте следует рассматривать спутниковые и проводные коммуникации как дополняющие друг друга?

Олег Тимошенко: У спутниковой связи есть два бесспорных преимущества по сравнению с любыми другими технологиями при создании любых вещательных сетей: это глобальный охват больших территорий, независимо от состояния наземной инфраструктуры, а также возможность доставки любых объемов информации неограниченному числу потребителей всего одним пакетом. Эти уникальные свойства будут востребованы при распределении программ IPTV с прямым эфиром (спорт, новости и пр.), а также для доставки больших массивов контента на региональные сервера операторов услуг Triple Play. Например, если мы говорим об услуге «Виртуальный кинотеатр», то спутниковая связь остается самым простым способом для держателя контента размещения нового фильма в библиотеках, скажем, ста тысяч кабельных сетей, причем возможно уже в защищенном виде. Спутник — это хороший транспорт для доставки такого рода контента, в том числе для телевидения высокого разрешения (HDTV), которое придет в Россию достаточно скоро. В связи с этим мы ожидаем, что спутниковые и проводные коммуникации будут гармонично дополнять друг друга. Также мы не исключаем появления устройств set-top-box для непосредственного спутникового вещания, которые будут поддерживать, в том числе и услуги Triple Play.

CNews: Как изменяются рыночные позиции спутниковых коммуникаций по мере активного развития технологий (GPRS/EDGE, 3G, Wi-Fi, WiMAX)? Смогут ли они конкурировать с другими видами беспроводного доступа или же им уготована роль обеспечения связи лишь в тех местах, куда не дотягиваются провода или не доходят радиоволны с базовых станций?

Олег Тимошенко: Я не могу вспомнить случаев, когда технологии GPRS/EDGE или Wi-Fi приходили бы на смену спутниковым терминалам. Это разные ниши, так как спутниковый терминал обеспечивает высокую пропускную способность и способен обеспечивать связью целый офис или бизнес-центр. Поэтому для таких случаев, когда нет наземных коммуникаций, предпочтение отдается спутниковой связи. Также, спутниковые решения часто используется для дальней связи, когда необходимо объединить филиалы заказчика расположенные за сотни или тысячи километров друг от друга.

Что касается WiMAX, то мы рассчитываем на тесную кооперацию с операторами перспективных сетей, построенных на базе этой технологии, так как видим большую нишу для сотрудничества. В этом случае спутниковая связь обеспечит широкополосную магистраль к базовым станциям, а конечные пользователи будут подключаться с помощью WiMAX терминалов. Такая комбинация может обеспечить 100-процентный охват территорий РФ широкополосными услугами связи, независимо от того, есть ли в этом регионе потребитель на весь пакет широкополосных услуг или нет. У нас есть возможность подать туда этот пакет через спутник на все базовые станции.

Понятно, что в тех местах, где имеются наземные коммуникации, WiMAX, скорее всего, будет сопрягаться с ними. Но подача в труднодоступные регионы широкополосной связи к каждой базовой станции потребует достаточно серьезных инвестиций, особенно учитывая последнее решение по ограничению дальности действия WiMAX. Последнее приведет к увеличению количества таких зон действия WiMAX-сети, в каждую из которых нужно подать достаточно большой пакет услуг. Так что с операторами WiMAX-сетей мы видим хорошие перспективы кооперации, в том числе и по Triple Play.

За всеми WiMAX-проектами стоят серьезные инвесторы, заинтересованные в быстрой оборачиваемости инвестируемых средств. Можно идти по такому пути — там, где появилась наземная инфраструктура, ставить WiMAX-систему и разворачивать услуги. А можно создать одного-двух федеральных операторов, у которых есть, скажем, 90-процентый охват территории, и дальше предлагать контент-провайдерам выходить на эти рынки. Есть транспортная инфраструктура, есть недорогое устройство доступа к системе и возможность подачи Triple Play в том числе. Это будет очень интересным предложением на рынке, и я думаю, что инвесторы не преминут им воспользоваться.

CNews.ru: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS