Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Сергей Крестьянинов: Современная интеграционная модель имеет, по крайней мере, пять элементов

Сергей Крестьянинов

На вопросы CNews отвечает Сергей Крестьянинов, председатель совета директоров компании «Светец».

CNews: Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на отечественном телекоммуникационном рынке? Какие тенденции представляются вам наиболее важными на данном этапе развития отрасли?

Сергей Крестьянинов: Основная тенденция рынка — многомерная интеграция, которая охватывает не только технологические и технические аспекты, но и бизнес-процессы, как внутри компаний, так и между игроками инфокоммуникационного рынка (при этом меняются и взаимоотношения поставщиков услуг с конечными пользователями). С одной стороны, растет деловая активность регионов, повышается потребность в новых услугах. С другой стороны, ужесточается конкуренция, которая перемещается из области борьбы за стоимость телефонного трафика в сферу инновационных услуг. Тенденции современного рынка приводят к необходимости внедрения новых дополнительных услуг, что делает их одним из главных двигателей развития отрасли ИКТ. И оператор, чтобы сохранить конкурентоспособность, должен быстро реагировать на изменения потребительского спроса.

Как именно реагировать? Во-первых, генерировать новые услуги, и, во-вторых, изменять бизнес-процессы предоставления услуг. Эти задачи отражены в логике деятельности системного интегратора. Необходим анализ состояния инфраструктуры заказчика и отработка всего технологического цикла проекта с учетом реализации бизнес-моделей. Опыт реализации крупных интеграционных проектов в России и Казахстане позволяет нам сделать некоторые концептуальные заключения относительно современного представления о системной интеграции. 

CNews: Интеграция приложений сегодня является одной из ключевых ИТ-задач для большинства вертикальных рынков. Как решают эту проблему операторы связи, из вашей практики?

Сергей Крестьянинов: Мы полагаем, что современная интеграционная модель имеет, по крайней мере, пять элементов. Первый из них — интеграция сервисов. Сегодня актуальны не единичные сервисы, а их пакеты или комбинации различных услуг. Очевидно, что если для предоставления каждого типа сервисов у оператора установлены различные типы оборудования от разных производителей, то все это оборудование крайне тяжело интегрируется. Поэтому оператор заинтересован в средствах  интеграции сервисов в рамках единого аппаратно-программного комплекса. Нужны такие системы, которые могли бы на базе одного и того же оборудования запускать разнообразные виды сервисов в любом сочетании.

Второй элемент — географическая интеграция. Яркий пример — Межрегиональные компании электросвязи (МРК), где каждый филиал представляет собой мощную, хорошо структурированную компанию с развитой сетевой инфраструктурой, с большим количеством предлагаемых услуг. В то же время, эти филиалы объединены в МРК, которые, в свою очередь, должны соответствовать федеральному уровню. Здесь мы наблюдаем интеграцию в широком понимании этого слова. Перед поставщиками технологических и технических решений она ставит задачу объединения многочисленных филиалов в единую структуру с правильно распределенными процессами и с возможностью единого управления. Реализуя проект для филиала, необходимо постоянно держать в зоне внимания весь «межрегиональный контекст». В практике нашей компании грань географической интеграции очень ярко «заиграла» в проекте по созданию единой сети интеллектуальных услуг Республики Казахстан: сначала интеллектуальная платформа (ИП) была установлена в двух городах (Астана и Алматы), теперь в рамках контракта на развитие сети устанавливаются новые узлы в городах Шымкент, Актобе и Усть-Каменогорск. Мы считаем, что бизнес должен строиться на естественной гармонии центра с регионами — а для этого необходимо учитывать первый принцип.

Третий элемент — интеграция бизнес-процессов. В сложной области сервисов, которой мы занимаемся, этому направлению уделяется особое внимание, поскольку приходится решать двойную задачу: современные системы должны четко вписываться в бизнес-структуру предприятия, интегрироваться с существующими бизнес-процессами — и, одновременно, генерировать новые пласты этих бизнес-процессов.

Четвертый элемент — интеграция новых систем с существующей сетевой инфраструктурой заказчика. Сегодня сети имеют гибридный характер, используются разные технологии, и поставщик решений должен быть готов построить систему, способную сразу включиться в работу на существующих сетях, одновременно поддерживающую идеологию движения в сторону NGN. Мы должны понимать, что любое «NGN-движение» — это движение через гибридные сети, поскольку еще долгое время будет сохраняться инфраструктура существующей сети.

Пятый элемент — гибкость и адаптируемость систем, необходимые для того, чтобы обеспечить все аспекты интеграции. Интегратор должен обеспечить поставку требуемых компонентов, а при необходимости предложить собственный продукт, позволяющий получить законченное решение.

Мы полагаем, что успешно объединить все эти элементы способна лишь компания, обладающая, во-первых, глубокими профессиональными знаниями и, во-вторых, необходимым арсеналом собственных разработок — интеграционного инструментария для каждого из элементов. Могу утверждать, что каждый из наших проектов обладает той степенью сложности, которая позволяет представить его в качестве иллюстративного материала ко всем пяти «граням». Та же интеллектуальная платформа в Казахстане представляет собой территориально-распределенный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для предоставления услуг интеллектуальной сети на базе действующей сети связи и предусматривающий развитие интеграционных возможностей для предоставления услуг в структуре строящейся NGN-сети республики. Запущенная в коммерческую эксплуатацию в 2002 г., платформа позволила эффективно поддерживать основные бизнес-процессы, связанные с предоставлением и развитием обширного набора дополнительных услуг. На базе услуги «Телеголосование» (VOT) был осуществлен один из наиболее высокодоходных проектов АО "Казахтелеком" (количество звонков, обработанных в ходе музыкального конкурса SuperStar.kz составило более 700000). В рамках нового проекта будут реализованы такие дополнительные услуги как речевая почта, SMS-голосование и другие. Абонент сможет управлять профилями услуг «Универсальная персональная связь» (UPT) и «Записная книжка» через web-интерфейс, и оплачивать с помощью «Тарлан-карты», действующей по всему Казахстану, не только услуги междугородней и международной связи, но также VOT и «Premium Rate» (PRM).

CNews: В предыдущем интервью CNews вы говорили, что в ближайшем будущем концепция NGN в России перейдет в стадию практической реализации. Насколько этот прогноз приблизился к действительности?

Сергей Крестьянинов: Практическая реализация действительно началась. Несколько крупных компаний, таких как «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Центртелеком», «СМАРТС» и другие — приступили к построению NGN. Следовательно, появляется поле деятельности и для нас. Однако масштабное внедрение NGN сдерживается целым рядом факторов: недостаточным уровнем развития IP-сетей, высоким уровнем начальных инвестиций; низкой степенью «проникновения» абонентских IP-терминалов с поддержкой протоколов SIP и H.323, тормозящей внедрение NGN-услуг. Словом, сети с коммутацией каналов и NGN будут сосуществовать еще в течение достаточно долгого переходного периода. Принимая это как данность, мы вывели на рынок решение, которое может работать как в ТфОП, так и в NGN. Оно позволяет наращивать интеграцию в NGN постепенно — по мере построения последней (от IP-транкинга на первом этапе до полномасштабной интеграции в региональный сегмент NGN через взаимодействие с SSW).

CNews: Какую нишу, на ваш взгляд, занимают на рынке телекоммуникационного оборудования российские производители? За счет чего удается противостоять в конкуренции с зарубежными поставщиками?

Сергей Крестьянинов: Когда российский рынок открылся для зарубежных поставщиков, безусловно, конкурировать с ними было очень сложно. Однако прошло время, и ситуация заметно изменилась. Почему? Накопленный десятилетиями мощный творческий потенциал отечественной научно-технической школы не мог просто исчезнуть — он развернулся в русло перспективного рынка ИКТ.

Особые преимущества российских производителей — знание «национальных особенностей» российского рынка, от географических (большая распределенность сетей связи по территории) до технологических (интеграционные решения, требующие обеспечения целостности и управляемости комплексов, нестандартных подходов). Российские компании гибче и легче адаптируют свои продукты к текущим потребностям рынка. Ну и, наверное, нелишне будет еще раз отметить, что продукция отечественных компаний дешевле зарубежных аналогов.

Что касается нашей компании, то первые наши телекоммуникационные продукты были установлены на сетях связи еще в 1998 г. И с тех пор мы постоянно совершенствуем свою продуктовую линейку с учетом международных и российских стандартов.  Можно сказать, что сегодня фирма «Светец» уже известна на рынке своим «фирменным подходом» к проведению интеграционных работ по созданию решений для предоставления услуг. Основные принципы этого подхода: комплексность решений, использование открытых стандартов, предоставление широкого спектра услуг, работа в конвергентных сетях, реализация новых бизнес-моделей предоставления услуг. Это обеспечивает эволюционное развитие решений и  экономию ресурсов при внедрении качественно новых услуг. Поэтому мы подходим к 15-летнему рубежу, который будет отмечаться нашей компанией в этом году, с хорошими результатами.

CNews: Какие крупные проекты реализованы вашей компанией в 2005 году? В чем вы видите их отличительные особенности?

Сергей Крестьянинов: Проекты, которые компания «Светец» реализовала в 2005 году, представляются практическим воплощением нашей концепции развития продуктов. Один из них — проект по поставке ОАО «Центральный телеграф» АПК для реализации серии пакетов услуг, которые выведены на рынок под общим брендом «баzа». Услуги, входящие в состав пакетов, содержат компоненты, которые абонент может настраивать по своему усмотрению. Это выбор механизмов авторизации, вариантов переадресации вызовов (в зависимости от географического кода вызывающего абонента, даты и времени вызова), создание «черных» и «белых» списков. Для настройки профиля услуг может использоваться как телефонный, так и WEB интерфейс. Абоненты имеют возможность получения информации о состоянии счета, записи индивидуальных голосовых приветствий, направления вызова на голосовой почтовый ящик и ряд других  возможностей.

Важным свойством решения является то, что услуги предоставляются абонентам как фиксированной, так и мобильной связи; как частным, так и юридическим лицам. При исходящем вызове возможен выбор транспортной сети (ТфОП или IP-сеть). Реализована поддержка различных тарифных схем, используются различные механизмы пополнения баланса (предоплаченные и кредитные).

Еще один пример крупного проекта — динамичное расширение географии поставок универсальной платежной системы «TelePay», разработанной нашей компанией в 2004 году. За прошедший год система установлена в пяти крупных российских городах, в конце года заключен контракт на поставку системы в одну из стран СНГ, движение набирает скорость.

Продукты, задуманные и реализованные нами в прошлом году, оказались востребованы не только в Москве, но и в других крупных городах России. Сервисы, имевшие в 2004 году лишь очертания, реализованы в решениях, которые в 2005 году введены в эксплуатацию и помогают развитию бизнеса наших клиентов. Но еще интересней — что будет впереди, не правда ли?

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS