Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Герман Мызовский: SIPNET нужно собрать хотя бы миллион человек

Герман Мызовский

На вопросы CNews ответил глава проекта SIPNET Герман Мызовский, ведущий специалист компании Tario Communications.

CNews: Как бы вы охарактеризовали основной вектор развития телекоммуникаций в России сегодня?

Герман Мызовский: Приведу характерные примеры из недавнего прошлого. На последнем юбилейном РИФе (Российский Интернет Форум) в марте этого года наблюдалась повышенная активность, такая же, как и шесть лет назад, в период эйфории, связанной с подъемом «новой экономики». Dotcom’ы образца 2000 г. оказалась «мыльным пузырем», и запал быстро иссяк. В течение нескольких последующих лет РИФ деградировал до такой степени, что перспектива его дальнейшего проведения оказалась под вопросом: не было ни участников, ни спонсоров. Однако в настоящее время, по всем признакам, выдувается новый пузырь под названием "Web 2.0". Сейчас на РИФе спонсорами буквально все усеяно, несмотря на то, что самые крупные игроки российского Web’а отказались от участия в его программе. Надеюсь, в этот раз нам не придется вновь испытать разочарование, потому что за последние годы в «неинфраструктурной» составляющей телекома произошли значительные качественные изменения.

Перейдем теперь к инфраструктурной части. В апреле 1998 года состоялась знаменитая коллегия Госкомсвязи на тему интернета. Была поставлена задача всеми силами отказываться от коммутируемого доступа, строить сети передачи данных общего пользования, что-то делать с IP-телефонией и т. д. Через восемь лет интересно вновь вспомнить этот текст. Тема, наконец, дошла до масс. Появился быстрорастущий рынок ADSL, Ethernet и Wi-Fi доступа. Сегодня мы имеем радужный прогноз о том, что через год-два коммутируемый доступ сократится до десяти процентов. Целенаправленно работая с участниками рынка, регулятор добился того, чего хотел, на благо бизнесу и потребителям.

Что мы можем сказать про телефонные провода? Они есть, и их прокладывают. Есть консервативный жилой сектор и корпоративный рынок, которые живут своей неспешной жизнью. Но есть и новые прорывные направления, тенденции которых интересно исследовать. Сегодня это масштабное развитие широкополосного доступа. ADSL шагает семимильными шагами. В Москве все желающие уже получили широкополосный интернет или хотя бы возможность подключения. Следует ожидать, что это услуга быстро распространится по стране. Каждый региональный телеком уже имеет свой амбициозный план развития broadband.

Вторая знаковая тенденция — это то, с чего я начал: вторая жизнь Web’а. А также VoIP-технологий, которые теперь будут плавно отделяться от телефонии, объединяясь с Web. Для широкополосного интернета нужен другой контент и другой VoIP. Пользователи теперь всегда online, а качество и скорость каналов позволяют передавать другие данные. Миграция в сторону новых услуг в России только начинается, и самое время присмотреться к мировому опыту.

Создатели контента все чаще задумываются о прямой конвертации внимания аудитории в капитал. Раньше интернет-магазин представлял собой набор jpeg’ов, на которых изображен реальный товар. Теперь, на волне многомиллионного бизнеса SMS-голосований, Web-знакомств, скачивания игр, мелодий и вообще всего, что можно оцифровать, появилась возможность предлагать виртуальные товары за реальные деньги. В эпоху широкополосного интернета наиболее востребованы развлечения и общение. Yahoo, MSN, Google, AOL, mail.ru, Rambler, Яndex и другие крупнейшие игроки развивают собственные сети обмена голосом и/или мгновенными сообщениями. Делается это с целью повышения лояльности самым простым и естественным способом — через community и общение пользователей между собой.

CNews: Можно ли говорить о том, что эпоха «карточных» операторов в России уже прошла, и будущее IP-телефонии — за теми компаниями, которые предложат рынку что-то более интересное?

Герман Мызовский: Карточки никуда не денутся хотя бы потому, что ими в массовом порядке пользуются гастарбайтеры, у которых нет ни компьютеров, ни даже стационарных телефонов. «Карточная» эпоха не то, чтобы прошла, просто уже неинтересно о ней подробно говорить. Это нормальный бизнес, который, к сожалению, развиваться уже не будет. Но будет существовать и обеспечит прибыль нынешнему поколению акционеров.

Эпоха бурного роста карточных операторов прошла. Люди, у которых на фоне снижения рентабельности уже сдали нервы от общения с Россвязьнадзором и другими регулирующими органами, начинают понемногу сворачивать бизнес. Раньше не было большой проблемы для хорошего или для плохого менеджера сделать успешный «карточный» проект. Теперь плохому менеджеру уже не удастся поднять услугу. Что касается нашей компании, то мы будем использовать карточный бизнес до тех пор, пока он рентабелен.

CNews: Вы все еще выпускаете карточки, стало быть, этот проект все еще остается он прибыльным? Будет ли компания «Тарио» постепенно сворачивать свой «карточный» проект, полностью переключившись на SIPNET?

Герман Мызовский: Мы никогда не прибегали к агрессивному маркетингу, в результате наша доля на рынке карточек IP-телефонии за семь лет снизилась с 70% до 6-7%. Однако этот проект всегда приносил прибыль. Позже, во второй половине прошлого года модель управления проектом была перестроена, и он заработал лучше, стал шире и рентабельнее. Но такого успеха, как в 1999 году, уже никогда не будет.

Мы отслеживаем все изменения на рынке и готовы работать по правилам. Какой именно будет правоприменительная практика, пока никто не знает. Политическая составляющая явно превалирует над юридическим оформлением. С этим утверждением согласятся и законодатели, и исполнители. Но это не повод для того, чтобы опускать руки. Работать на нестабильном рынке очень интересно, особенно, если в компании есть кризисные менеджеры. Наступает их время. Изучать предписания, исполнять выполнимое, оспаривать или корректировать невыполнимое… Развитие SIPNET — лишь часть общей стратегии.

CNews: Радуют ли вас достигнутые успехи проекта SIPNET, или хочется чего-то большего?

Герман Мызовский: SIPNET — проект экспериментальный и представляет совершенно другую модель бизнеса. До сих пор не вполне понятно, где именно можно заработать основные деньги. Этот сервис можно разделить на две части. С одной стороны, это «минутный» бизнес. Есть благодарные клиенты, которым интересны наши тарифы и условия предоставления услуг по работе с минутами. Люди звонят и платят деньги; мы не будем отказываться. С другой стороны, есть масса клиентов, для которых услуги связи не представляют большой ценности. В лучшем случае, они за короткое время практически бесплатно поговорят со всеми, кому давно хотели позвонить, и весь интерес иссякнет. Вот в этот момент нужно обязательно предложить какое-то новое уникальное интерактивное развлечение. Должно быть весело и увлекательно, контентный проект, основанный на общении, с пейджингом, тематическими голосовыми конференциями, чатами, полу-анонимными знакомствами, голосованиями… В этом случае наша «минутная» инфраструктура явится стержнем для создания ряда контентных услуг, способных приносить деньги. Ярким примером подобной реализации является Yahoo Messenger. Многие устанавливают его только потому, что разработчики приложения объявили звонки в Америку по одному центу в минуту, а весь остальной мир — по два цента. Но после установки, первое, что попадается на глаза — это радиостанции, ссылки на тематические сайты, поисковые окошки и другие службы. В дистрибутиве программы из двадцати пяти мегабайт от силы 1-2Mb  обеспечивают собственно коммуникатор, остальное — интерфейс для доступа к платному и бесплатному мультимедийному сопровождению. В идеале наша программа должна выглядеть примерно так же. Хотя аппаратные SIP-телефоны не годятся для такого применения, но их владельцы являются постоянными потребителями телефонных минут и исправными плательщиками.

Для развлекательного проекта необходимо очень большое количество подписчиков, потому что интерактивные службы работают для тех из них, то в данный момент открыт для общения. Желающих должно быть много, иначе будет неинтересно. При большом интересе и высокой посещаемости, да еще с использованием собственного коммуникатора, можно вводить качественные сопутствующие услуги, в том числе платные. Поделить коммуникатор на контентные модули, принадлежащие разным проектам, вплоть до создания отдельного юридического лица для любого модуля. Никто из контент-провайдеров не откажется поработать с большой группой продвинутых лояльных платежеспособных клиентов. Поэтому мы очень рады тому, что у нас получилось — SIPNET действительно вызвал большой интерес. В настоящее время по две тысячи регистраций в день, как минимум. Конечно, у Skype год назад было 150 тысяч регистраций в сутки. Но мы, не имея в нашей стране ни нормального контента, ни широкополосного доступа, сейчас работаем на достаточно узком рынке. В любом случае мы надеемся, что соберем всех, кому это хоть чуть-чуть интересно. А когда вслед за широкополосным доступом появится новый Web, у нас уже будет достаточный вес. У нас такие планы — нам нужно собрать хотя бы миллион человек.

Мы предоставляем услуги не только в России — у нас очень много регистраций из-за рубежа. Какого рода услуги будут востребованы интернациональным сообществом, мы тоже пока не знаем. На самом деле, чем дальше страна, тем охотней люди платят деньги, как это ни странно. В любом случае нас радует тот темп, который был взят. Проект в данный момент убыточный, мы это не скрываем, и считаем, что работаем в пилотном режиме. Выдачу одного доллара «на попробовать», а также бесплатные звонки в Москву и Санкт-Петербург мы покрываем за счет рекламного бюджета. Как долго мы будем дотировать регистрации — это вопрос бизнеса.

CNews: Как устроена альтернативная нумерация в сетях интернет-телефонии? Что мешает широко использовать адрес электронной почты как единый идентификатор абонента, который способен заменить привычный всем нам телефонный номер?

Герман Мызовский: Наши подписчики как раз используют альтернативную нумерацию, которая ничем не отличается от e-mail: та же самая доменная архитектура. Маршрутизация всех вызовов работает по привычной схеме DNS, будь то передача почты, коротких сообщений или установка голосового соединения. Есть еще вариант работы со специальной «телефонной» разновидностью DNS под названием ENUM, но, к сожалению, там нет того строгого порядка, к которому мы привыкли в DNS и традиционной телефонии.

Символьный адрес трудно передать голосом, потому что могут возникнуть разночтения. Также существует большое количество аппаратных устройств, например телефонных адаптеров, приспособленных исключительно для приема цифр. Для решения этой проблемы есть обходные пути. Допустим, делается записная книжка из коротких номеров, которые проще запомнить, чем e-mail’ы или длинные номера. Но это требует предварительного конфигурирования записной книжки через Web-интерфейс.

В программных агентах такой проблемы вообще нет, кроме того, что символьный адрес нужно устно передать так, как передается обычный e-mail: с трудом по буквам. Это уже социальная проблема: более половины населения Земли неграмотны, другие не используют латиницу и пишут справа налево. Телефон же нужен всем, поэтому цифры останутся с нами надолго. В SIPNET мы выдаем и символьный, и цифровой идентификаторы, они связаны и равнозначны.

CNews: Судя по официальной статистике, традиционный пейджинг вымирает. А каковы перспективы в России и за рубежом интернет-пейджинга? В чем вы видите его принципиальное отличие от классического пейджинга и от SMS/MMS в сотовой телефонии?

Герман Мызовский: По официальной статистике вымирает не только традиционный пейджинг, но и электронная почта. Молодое поколение уже практически не пользуется e-mail, предпочитая интернет-пейджинг, в России — по большей части ICQ. Электронная почта медленная, и стиль другой — не интерактивный. Но почта никуда не денется, просто все услуги дополняют друг друга. Иногда быстрее обсудить тему голосом, иногда достаточно нескольких мгновенных сообщений, а бывает, что требуется передать значительный объем текста и данных.

С классическим пейджером сравнение некорректно, потому что интернет-пейджинг интерактивен, он даже интерактивнее SMS, будучи тесно связан с сервисом определения присутствия (Presence). Участники сети в любой момент видят статус потенциального собеседника: на месте ли он, занят или нет.

CNews: Какие бы вы отметили на сегодня наиболее интересные мультимедийные сервисы интернет-телефонии? В чем их отличие, скажем, от мультимедиа-служб, скажем, в сотовой связи?

Герман Мызовский: В интернет-телефонии ничего этого не было — никакого фана, никаких игр, мелодий, чатов. И даже предположения о том, что будет, пока строятся на простых аналогиях. Хотя это радует, потому что есть возможность постоять у истоков нового бизнеса. Привязать SIP к популярным форумам, к блогам, сделать моментальные вызовы, чтобы в момент, когда уже пора перейти на голос, сделать это было максимально просто. Также как отправить e-mail или «стукнуть в аську». К сожалению, для тестирования перспективных мультимедийных услуг пока не создана критическая масса SIP-пользователей. Пока вся интернет-телефония понятна людям только в контексте «позвонить в город или из города». В общем, это и хорошо. Такой исторический этап. Сначала все-таки нужно удовлетворить насущный спрос на очень простую телефонную услугу.

То же самое происходило в мире сотовой связи. Сначала нужно обеспечить покрытие большой территории, снизить тарифы, дождаться от производителей дешевых телефонов, собрать абонентскую базу, и, наконец, заняться неголосовыми услугами. В метро давно рекламируют не тарифы, а SMS-знакомства и игры.

По мере того, как интернет-телефония превратится во что-то другое, сопутствующие услуги также изменятся. Yahoo Messenger нельзя назвать интернет-телефоном, потому что он за собой поставил 25 мегабайт всякой разной мультимедии.

CNews: Проблема взаимодействия сетей интернет-телефонии, видимо, не надумана. Кто-то пользуется Skype, кто-то SIPNET, кто-то — другими подобными сетями. Какие на сегодняшний день существуют подходы к их взаимодействию?

Герман Мызовский: Все крупные сети, включая Skype, MSN, ICQ и др., работают по закрытым проприетарным протоколам1. В отличие от них, SIP — стандарт абсолютно открытый, чем и хорош. Система взаимодействия между различными SIP сетями не требует решения, она просто есть и все. Подобно тому, как электронная почта не требует никаких дополнительных ухищрений, если нужно послать письмо из одного домена в другой. После установки SIP-сервера достаточно добавить одну запись в DNS, и ваш домен готов принимать вызовы. Мы горячо приветствуем всех, кто готов содействовать связанности сетей, делать их открытыми для общения.

CNews: С сетями, построенными на SIP, все понятно. Но в России, в том числе, довольно большое число пользователей и других сетей, которые основаны на других протоколах. Могут ли они без проблем общаться со сторонниками SIPNET?

Герман Мызовский: Ситуация следующая. Служба AOL ICQ, например, создала собственный Federation Server, который работает по протоколу ICQ, но имеет внешний SIP-интерфейс. Как и следует из названия, предполагается использовать этот сервер для получения связанности между ICQ и остальными сетями. Но они объявили цену в двадцать долларов за каждого абонента, который подключается с внешней стороны сервера. То есть, если в вашей SIP-сети зарегистрировано десять абонентов, значит двадцать долларов нужно умножить на десять, если миллион — умножить на миллион, скидки не предусмотрены. При этом прямая регистрация в ICQ бесплатна. Позицию AOL/ICQ можно понять: они создали большую сеть, и теперь хотят получать дивиденды на общении. С таким же успехом можно брать дополнительные деньги за передачу SMS из одной сотовой сети в другую. Но ведь это неправильно, потому что весь многомиллионный SMS-бизнес обязан своей популярностью именно взаимодействию и открытости сетей.

CNews: Другими словами, нужны новые бизнес-модели, которых пока нет?

Герман Мызовский: Базовая модель всегда одна и та же: собрать как можно больше подписчиков и предложить им реальный или виртуальный товар. Если компания планирует самостоятельно строить сеть и формировать интернет-сообщество, то используется нестандартный закрытый протокол и пара-тройка собственных компьютерных программ. Это очень удобно, потому что бизнес может диктовать техникам, какую функциональность следует развивать. Вопросы совместимости не рассматриваются.

В нашем случае проблематично то, что мы связаны стандартами по рукам и ногам. Любое предложение со стороны менеджмента о необходимости расширения спектра услуг может быть отвергнуто из-за отсутствия совместимости. Создатели стандартов разрабатывают набор базовых функций, доступных как в продвинутом компьютере, так и на простейшем IP-телефоне. И если план формирования сообщества выходит за рамки базовой функции, то часть клиентов сети лишается доступа к услугам. Например, мы встретились с проблемой несовместимых версий протокола передачи мгновенных сообщений. Удобные и вполне логичные расширения, которые присутствуют в SIP версии Microsоft Windows Messenger, совершенно непригодны для совместного использования с программами от других производителей.

С другой стороны, в этом же и наш выигрыш. Мы можем опираться на бурное развитие открытых технологий и радоваться появлению все новых и новых устройств и программ, причем практически все они совместимы с нашим сервисом. Существуют, наверное, два-три устройства, которые нами официально не поддерживаются из-за того, что в них заложены грубейшие ошибки. Таким образом, мы можем рассчитывать на популяризацию нашего проекта третьими лицами.

CNews: Когда-то компания «Тарио» планировала заниматься Wi-Fi/VoIP-телефонией. Что сейчас мешает пользователям звонить через специальный мобильник из хот-спотов и других мест, где развернуты беспроводные локальные сети? Вроде бы и телефоны соответствующие появляются…

Герман Мызовский: Если два человека поехали, например, в Нью-Йорк и звонят друг другу по роумингу, понятно в какие большие деньги это им обходится. Теперь, допустим, у этих людей есть Wi-Fi телефоны, которые на Западе и Юго-Востоке работают практически везде. Роуминг в этом случае вообще ничего не стоит. Wi-Fi и связанная с ним IP-телефония просто требует хорошего покрытия и наличия оборудования. Трубки сейчас действительно появляются, но они пока дороговаты для массового рынка. Покрытие — тоже вопрос времени. В данном случае мы не испытываем ни беспокойства, ни большого возбуждения. Начинать заниматься этим раньше, чем в Америке или Японии, было бы довольно опрометчиво. С другой стороны, игнорировать Wi-Fi тоже нельзя. В любом случае, как я уже говорил и год, и два года назад — вся эта история с интернетом закончится известно чем. ADSL, скорее всего, застынет, когда к каждому дому будет подведена оптика. А там, где пользователь «оторвался» от оптики, у него в мобильном телефоне будет Интернет 1-2 мегабита в секунду, причем недорого или бесплатно. По меркам поколений это произойдет мгновенно, по меркам телекома — наступит скоро. Все закончится беспроводными решениями, потому что люди не любят провода. Все, что можно будет оцифровать и подать в квартиру — телевидение, радио, телефон, интернет и т.п. — будет подано по оптике стационарно. Мобильному пользователю те же самые услуги будут доступны в окошке карманного компьютера. К этому моменту нужно иметь готовые решения, максимально упростить процедуру использования интернет-телефонии и других интернет-услуг для самых разных ниш и категорий пользователей. Если упростить интернет-телефонию до уровня «медной», разница между ними сотрется. Требуется single click installation — установка в одно касание. Есть живые примеры в Америке, в Китае, и в других местах — там, где нас нет.

Чем плох Wi-Fi для голосовой связи? Пока сеть работает в открытом режиме, всё прекрасно, кроме конфиденциальности. С шифрованием и ограничением доступа возникают проблемы. Наиболее распространенные системы авторизации в коммерческих беспроводных сетях ориентированы только на персональный компьютер и наличие в нем браузера. Серийный Wi-Fi телефон просто не может получить доступ к сети.

Я представляю себе идеальную сеть следующим образом. Приезжаешь куда-то, платишь деньги за Wi-Fi доступ,  касса считывает штрих-код с задней панели телефона, после чего он автоматически регистрируется и работает в данном помещении. Если услуга бесплатная, телефон все равно получает ключ шифрования, и опять же работает. Как бы я поступил, будучи разработчиком стандартов? MAC-адрес или другой специальный шифр каждого совместимого устройства «завернуть» в штрих-код. Чтобы было как в супермаркете — если на товаре не указана цена, поднесите его к датчику и узнайте, сколько стоит. Примерно так же должно быть и с каждым IP-устройством. Ноутбук поднес — он «поймал» Wi-Fi, и уже работает.

Многие протоколы олицетворяют маниакальность разработчиков в деле обеспечения полной лабораторной совместимости, без намеков на возможное коммерческое использование — и Wi-Fi тому пример.

CNews: Каковы дальнейшие планы «Тарио» по развитию своих телекоммуникационных сервисов?

Герман Мызовский: Мы будем продолжать двигать SIPNET всеми силами. Неожиданный успех этого start-up’а и его особенности формируют наш рабочий график. Мы имеем запас по времени и ресурсам по сравнению компаниями, которые потенциально могли бы выйти на этот рынок и составить нам конкуренцию. Мы воспользуемся создавшимся преимуществом и будем исследовать все инновации, которые можно реализовать.

CNews: Какие из конкретных услуг будут развернуты в SIPNET?

Герман Мызовский: Пока довольно сложно предполагать. У нас есть список перспективных задач. Но эти планы жутковато смотрятся в контексте типичных вопросов пользователей — как позвонить в Белоруссию, в Рязань или еще куда-то. Речь не идет о технических проблемах, просто обсуждаемые темы пока формируются вокруг базовой услуги. Мы считаем, что неплохо и даже лучше всех предоставляем эту услугу. То, что у нас работает на CommuniGate Pro2, в других компаниях на таком же оборудовании пока не работает. Нас это в какой-то мере радует, потому что мы действительно приложили для этого очень большие усилия. Хотя все равно работы — непочатый край. Темп, с которым мы будем развивать SIPNET, все равно должен превышать темп проникновения широкополосного доступа и надувания пузыря Web 2.0. Действительно, на рынок мультимедийных интерактивных контентных услуг сейчас приходят очень серьезные инвестиции. Но, к сожалению, нужно сказать, что Web’а в России пока нет.

CNews: Спасибо.

1 По протоколам, на которые оформлены права собственности (от propriety — право собственности)
2 Программное решение для организации корпоративного почтового сервера


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS