Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Михаил Воробьев: Развитие широкополосного доступа стало основной тенденцией телекоммуникационного рынка России

Михаил Воробьев

На вопросы CNews отвечает Михаил Воробьев, менеджер по продукции московского представительства ZyXEL Communications Corp.

CNews: Как бы вы охарактеризовали современное состояние российского рынка широкополосного доступа? Какие ключевые тенденции выявились здесь в течение 2005 года?

Михаил Воробьев: Рынок широкополосного доступа в России на сегодняшний день является одним из самых быстро растущих и наиболее перспективных в отрасли. Между операторами, предоставляющими широкополосный доступ, развернулась жесткая конкурентная борьба, особенно заметная в крупных городах, результатом которой явилось значительное снижение тарифных планов и предложение самых современных услуг и сервисов для конечных абонентов. Некоторые провайдеры уже предлагают бесплатное подключение, а затраты абонентов на широкополосный интернет, например, в Москве не превышают $15-20 в месяц. В числе ключевых событий прошедшего 2005 года можно обозначить изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность отрасли связи; практически начавшаяся демонополизация дальней связи и грядущая приватизация «Связьинвеста». Слияние и укрупнение альтернативных операторов связи обозначили реальную перспективу для развития отрасли. На этом фоне именно развитие широкополосного доступа стало основной тенденцией телекоммуникационного рынка России.

CNews: Когда, по вашим прогнозам, Россия сможет догнать по уровню проникновения широкополосного доступа хотя бы восточноевропейские страны? Какие предпосылки существуют для активизации этого рынка?

Михаил Воробьев: По моим оценкам, это должно произойти уже в 2006–2007 годах. Среди основных предпосылок я бы выделил изменения в законодательстве о связи, обострившие конкуренцию между традиционными и альтернативными операторами и, как следствие, побудившие искать дополнительные источники доходов; высокая инвестиционная привлекательность ИT-отрасли вообще и связи в частности, как результат — крупнейшие в России и в мире проекты, объявленные в 2005 году, по созданию проводных и беспроводных сетей широкополосного доступа. И, может быть, самое главное — возрастающая востребованность интернета и других ИТ-услуг среди простых граждан. По оценкам аналитиков, в 2006 году интернет-бум наложится на небывалый рост продаж компьютеров и другой техники. Как-то само собой напрашивается сравнение с рынком сотовой связи конца прошлого столетия, когда годовые объемы роста абонентской базы измерялись сотнями процентов.

CNews: Что, по вашему мнению, тормозит рост числа широкополосных подключений к интернету в российских регионах среди индивидуальных пользователей и организаций?

Михаил Воробьев: До недавнего времени основным препятствием в развитии широкополосного доступа в России было отсутствие конкуренции на рынке связи. Если предположить, что сегодня эта проблема решена, или, по крайней мере, вопрос о конкуренции сдвинулся с мертвой точки, то единственным фактором, сдерживающим бурный рост абонентской базы, остается слабое развитие сетей операторов, зачастую не рассчитанных на массовое подключение абонентов по высокоскоростным каналам. Однако, именно то, что проблема носит сугобо технический характер, позволяет надеяться на скорейшее ее преодоление и делать благоприятные прогнозы на ближайшие два — три года.

CNews: Как вы оцениваете перспективы различных проводных технологий доступа в Сеть в России: ADSL, Ethernet, кабельное ТВ и пр.?

Михаил Воробьев: Из перечисленных технологий, исторически так сложилось, что кабельного телевидения в России, скорее всего, не будет никогда. Основной технологией, на базе которой будут предлагаться все услуги по передачи видеосигнала, голоса и данных, будет Ethernet. А вот способы доставки Ethernet’а до конечного абонента, так называемая «последняя миля», будут зависеть от многих причин — это и проникновение традиционной телефонии в регионе, и наличие сетей альтернативных операторов, и экономическое развитие региона — ведь, в конечном итоге, услуги должны определяться реальными потребностями клиента. Скорее всего, в крупных городах, с широко развитой телефонной сетью можно ожидать высокой конкуренции межу сетями ADSL традиционных и проводными сетями Ethernet более мелких, альтернативных операторов. Уже сегодня компания ZyXEL предлагает решения как для операторов ADSL — IP DSLAM серии IES, так и для операторов Ethernet — управляемые коммутаторы L3+ Gigabit Ethernet с поддержкой оптических интерфейсов. Очень перспективной, на мой взгляд, является технология FTTH «оптика до дома» и, вместе с ней, технологии VDSL. Именно по этой технологии: FTTH + VDSL реализованы сети доступа в Японии и на Тайване, построенных на Ethernet и VDSL-коммутаторах компании ZyXEL.

CNews: Какие новинки были представлены ZyXEL в 2005 году в классах DSL-коммутаторы и DSL-модемы? В чем их отличительные особенности от выпущенных ранее продуктов?

Михаил Воробьев: В 2005 году компания значительно расширила модельный ряд и свое присутствие на операторском и розничном рынках DSL. Линейка продукции компании 2005 года была разделена на три группы. К первой относятся операторское оборудование IP DSLAM с поддержкой ADSL 2+, рекомендуемое для проектов в мегаполисах (более 10 тыс. портов) и средних и небольших проектов (до 10 и до 3 тыс. портов соответственно). Вторая группа включает решения для корпоративных заказчиков (Ethernet, беспроводное оборудование, брандмауэры ZyWALL, VoIP CPE). Интернет-техника для дома, составляющая третью группу, объединила интернет-центры, ADSL-модемы, модемы 56К, а также, оборудование для домашних проводных и беспроводных сетей. Летом прошлого года компания ZyXEL объявила о расширении спектра решений для операторов ADSL-сетей. Операторы связи, уже использовавшие DSL-коммутаторы ZyXEL, смогли предоставлять услуги ADSL2+ с минимальными инвестициями в закупку нового оборудования — просто установив новые линейные модули. А с выпуском IES-5000 и IES-1248 компания ZyXEL стала одним из наиболее привлекательных поставщиков решений на рынке оборудования широкополосного доступа, позволив существенно увеличить скорость подключения и предложить абонентам перспективные услуги связи, максимально используя существующую кабельную инфраструктуру.

Помимо этого, в 2005 году компания ZyXEL вывела на рынок новые модели абонентских модемов ADSL2+: P-660R EE, P-660RT EE и P-660RU EE, в которых, помимо прочего, появилась автоматическая настройка на параметры линии оператора, значительно облегчающая работу с модемом для неискушенного домашнего пользователя. Широкая функциональность и отличные потребительские качества позволяют нашей компании на протяжении нескольких лет быть лидером рынка DSL-модемов России. По разным оценкам, доля компании ZyXEL достигает половины от общего числа DSL-модемов в России.

CNews: Помимо DSL-оборудования вы предлагаете широкий спектр других телекоммуникационных систем: VoIP, сетевое, беспроводное оборудование, решения по обеспечению информационной безопасности, телефонные модемы и пр. В каких из этих сегментов наблюдался наибольший рост продаж, а какие классы продуктов, напротив, не пользовались большим спросом в России? С чем вы связываете сложившуюся ситуацию?

Михаил Воробьев: Наша компания активно развивает направления Ethernet-коммутаторов, оборудования беспроводного доступа, обеспечения безопасности и IP-телефонии. Ethernet-коммутаторы ZyXEL широко применяются в сетях операторов связи. Одним из крупнейших стал контракт на поставку Ethernet-коммутаторов для национальной оптоволоконной сети передачи данных крупнейшего оператора Тайваня компании Chunghwa Telecom. Результатом проекта станет оптоволоконная мультимедийная сеть национального масштаба, охватывающая территорию Северного, Южного и Центрального Тайваня. С другой стороны, согласно обзору «Виртуальные частные сети и межсетевые экраны», подготовленному CNews Analytics, компания ZyXEL занимает лидирующие позиции: 30% рынка в сегменте недорогих устройств обеспечения сетевой безопасности. А с появлением нового высокоэффективного межсетевого экрана ZyWALL UTM, реализующего функции защиты от вирусов и предотвращения вторжений, а также целый комплекс других мер по защите сети, впервые в мире, решения безопасности тагого класса стали доступными и предприятиям малого и среднего бизнеса.

CNews: Каковы общие итоги деятельности ZyXEL в России в 2005 году?

Михаил Воробьев: Прошедший 2005 год оказался для компании весьма успешным. Мы продолжаем удерживать пальму первенства по нашим традиционным линейкам: DSL-модемам и модемам 56К. Если говорить о новых направлениях, то в этом году все они показали очень хороший рост, например, продажи коммутаторов Ethernet для дома выросли на 490%, а профессиональных коммутаторов Ethernet на 190%.

CNews: Каковы ваши планы по развитию здесь бизнеса в ближайшее время?

Михаил Воробьев: Среди задач, которые компания ставит перед собой в 2006 году, расширение модельного ряда и функциональных возможностей устройств для домашних пользователей, развитие сотрудничества с операторами связи и интернет-провайдерами, развитие партнерской сети. В связи с тем, что инсталлированная база оборудования ZyXEL на территории России достигла внушительных объемов, на первый план выходят вопросы обучения специалистов, технической поддержки и сервисного обслуживания. Поэтому эти вопросы — в нашем фокусе в 2006 году.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS