Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Политика информатизации предприятий связи: единство, которого нет

Политика информатизации предприятий связи: единство, которого нетНа фоне структуры ИТ-затрат в экономике в целом, сектор связи демонстрирует заниженные расходы на аппаратное обеспечение (44% вместо 52% в целом по всем предприятиям экономики) и резко завышенную, чуть ли не в 2 раза, статью расходов на ПО (24% против 15%). При этом вполне обычна по объемам доля расходов на ИТ-услуги (19%).

Аппаратный «провал»

Заниженные цифры на закупку АО выглядят несколько странно. Ведь качество услуг связи очень критично по отношению к качеству и обновлению сетевого оборудования (серверов, периферийных устройств, устройств хранения данных и сетевого оборудования). К тому же, закупка нового АО не помешала бы предприятиям местной телефонии — отрасли, которая явно отстает в технологическом развитии от других секторов телекоммуникаций. Так, по статистике, удельный вес монтированной емкости электронных станций в общей монтированной емкости автоматических телефонных станций в России — не более 65% в городской местности. А в сельской — вообще меньше 30%. Что-то не видно вклада местных связистов в обновление парка оборудования своих предприятий. А вот телевидение, напротив, дает о себе знать — по оценкам Мининформсвязи за 9 мес. 2006 года введено в эксплуатацию телевизионных станций мощностью 1 кВт и выше — на 83,3% выше, чем в прошлом году, а внедрение спутниковых наземных станций составило 363% к прошлому году.

Структура ИТ-затрат в отрасли связи, 2006

Источник: CNews Analytics, 2007
Источник: CNews Analytics, 2007

«Перекорм» ПО

ПО же, напротив, закупается в телекоме в очень больших объемах, что связано, видимо, с внедрением новых видов услуг связи, требующих своей «оцифровки» и защиты. Например, всё усложняющиеся услуги мобильной связи требуют одновременного запуска системы защиты российских сотовых абонентов от вирусов MMS. Первым это сделал тот же «Вымпелком» — программный комплекс антивирусной проверки MMS сообщений был разработан на базе Kaspersky Anti-Virus for Mail Servers, входящего в систему Kaspersky Corporate Suite. Сегодня абонентам сотовой связи широко доступны услуги по проверке отправляемых и принимаемых мультимедийных сообщений на наличие вредоносного кода в теле сообщения.

Говоря о расходах на ПО в отрасли, следует вспомнить и о расходах на биллинг — например, проект МТС по замене отечественного решения CBOSS на чешский продукт Strom Telecom или выбор «Связьинвестом» американского Amdocs. Причем после старта в последней организации одного из крупнейших на российском ИТ-рынке проектов — по внедрению Oracle E-business Suite.

Завышенные расходы на ПО, как уже отмечалось, — следствие монополистического характера рынка. Телекоммуникационные компании — это не столько офисы, сколько распределенные в пространстве сети. Четкость их работы напрямую зависит от разного рода систем аналитики, хранения и обработки информации, в том числе, для решения задач оперативной и регламентной финансово-управленческой отчетности.

Вторичность ИТ-сервисов

Не слишком вздутые расходы на ИТ-консалтинг, как правило, означают, что предприятиям перестают требоваться услуги по новым внедрениям, оптимизации ИТ-инфраструктуры или разработки ИТ-стратегии. Это свидетельствует о том, что руководство не видит необходимости в модернизации ИТ-концепции и «перекраивании» ИТ-инфраструктуры — она их устраивает.

Однако в случае телекома, монополии которого быстро растут и как раз-таки требуют внимания к ИТ-консалтингу, отсутствие «выдающихся» расходов на ИТ-услуги объясняется другим фактором — тем, что телекоммуникационная отрасль больше остальных склонна к внедрению стандартных решений. Если можно так сказать, она более космополитична, её потребности более универсальны, и не так национально-специфичны как, скажем, у отечественных промышленников, где что ни предприятие — то новая загадка для ИТ-консультанта. Телеком — «западный» сектор, темпы развития которого к тому же определяют самые последние передовые технологии — сотовая связь, интернет, теле-, радио- и спутниковая связь. Некоторой «советскостью» отдает только от местной связи. И даже междугородняя связь уже активно разворачивается в сторону конкурентного рынка в русле происходящих процессов демонополизации. И если говорить не о статике, а о тенденциях, то очевидно, хоть и слабое, но отчетливое (после 2004 года) увеличение затрат на ИТ-услуги на фоне падения доли затрат на АО и неровном и слабом росте доли расходов на ПО.

Новые секторы телекома — такие, как сотовая связь — не имеют длительного «хвоста» национально-специфических оргструктурных проблем, поэтому здесь внедряется «стандарт». ИТ-услуги «вторичны» — в них исчезает такая весомая и требующая изощренности интеллекта (и соответствующего довеска к цене) статья, как формирование специфической ИТ-концепции под закрученные по-русски бизнес процессы, которые сами по себе тоже нужно переделывать. Велика вероятность, что ИТ-услуги здесь сводятся к стандартным сопровождениям внедрения готового решения, что стоит существенно дешевле. Тогда как, напротив, для наших металлургических комбинатов годами перекраивается внедренная n-ое количество лет назад информационная система, чтобы превратить их во что-то похожее на предприятие, чтобы оно перестало-таки напоминать просто трубу, из которой льется расплавленная сталь. В телекоме в большинстве случаев всё иначе — установили и работает!  

Есть ещё один, пока ещё видимо несильно действующий фактор, но начинающий давать определенный вклад в увеличение спроса на ИТ-услуги. Проблема компаний на высокодинамичных рынках — вечное противоречие между политикой на стабильность развития и политикой на непрерывный поток инноваций. У обоих направлений есть свои плюсы и минусы. Но эти вещи трудно совместить. Абсолютно стабильная среда — это никаких проектов и никаких изменений. А высокая инновационность бизнеса — это всегда утрата стабильности. Такого рода работа «меж двух огней» приводит к росту спроса на координационные технологические решения, позволяющие снизить издержки контроля, обеспечить четкость в потоках всего комплекса ключевой информации и её концентрации в узлах принятия управленческих решений компаний. В таких условиях и возникает потребность в нестандартном решении, согласовании ИТ-концепции с индивидуальной политикой компании. Собственно, правильно сформированная ИТ-концепция и правильно созданная ИТ-инфрастурктура управления и контроля информационных потоков сама подсказывает, что более и что менее важно, а что руководству компании только кажется важным.

Наконец, третий фактор, который играет в пользу подстёгивания спроса на ИТ-услуги — это борьба за клиента. Типичным примером роста спроса на ИТ-услуги в прошлом году стало внедрение «Вымпелкомом» поисковой системы Google в свой WAP-портал. Благодаря использованию этого поискового механизма абоненты теперь могут получать информацию о новых сервисах, осуществляя поиск по  ключевым словам. Результаты поиска будут содержать как информацию с WAP-портала «Билайн», так и ссылки на  другие WAP- и веб-сайты.

Таковы гипотетические факторы, управляющие политикой информатизации в наиболее продвинутых подотраслях телекома. Однако высокая неоднородность сектора не позволяет выявить четкой политики единой политики информатизации отрасли связи.

Взлеты и падения 2002-2006

Разные подотрасли российского телекома ведут себя на рынке ИТ совершенно по-разному. В результате, интегрированный тренд выглядит довольно неровно. И все–таки в целом стоит отметить, что на фоне очевидного от года к году сокращения доли расходов на АО (с 66,2% до 50% за 5 лет), очевиден рост доли ПО в общей структуре расходов (с 13,4% до 27,8% за тот же период), и довольно неровную динамику затрат на ИТ-услуги, доля которых сегодня относительно АО и ПО — 22%.

Динамика ИТ-затрат в отрасли связи

Источник: CNews Analytics, 2007

При всем этом, однако, не стоит забывать о темпах информатизации предприятий связи, которые перекрывают в разы и рынок в целом, и большинство других отраслей. Структурно они выглядят следующим образом.

Темпы роста затрат на АО составили в 2005 году — 49% (правда, это был восстановительный рост после провала этого рынка в 2004-м году, когда закупки АО сократились примерно на 3%). В 2006–м году — темпы роста спроса на АО в секторе телекоммуникаций умеренные (немногим более 24%). Темпы роста расходов на ПО — 127% прироста в 2003 году и 66,4% в 2004 году (вспомним про «Связьинвест»), 28,5% в 2005 году и около 40% в 2006 году. Показатели весьма внушительные. ПО в Телекоме явно идет на ура!

Расходы ИТ-услуги испытали резкое падение в 2004 году, однако в 2005 году прирост был более чем в 2,5 раза (150% прироста). Некоторое остывание рынка (или даже его падение) после года-выбороса — вполне закономерное явление, поэтому в 2006 году темпы скромнее, но при этом все же почти 40%, что в 2 раза выше, чем в целом по экономике.

Темпы роста расходов на ИТ в секторе телекоммуникаций*

 Вид ИТ
Темпы прироста расходов по годам, %
2003
2004
2005
2006
АО
38,8
-2,9
49,2
24,2
ПО
127,8
66,4
28,5
40,1
ИТ-обучение
1,2
77,5
35,6
32,2
ИТ-услуги (кроме услуг связи и обучения)
81,9
-43,8
156,8
37,1
Прочее
-10,0
1,2
116,9
15,5

* По данным Росстата; 2006 год — предварительная оценка.

Есть и ещё один примечательный факт — это строка расходов «Прочее», которая на самом деле далеко не второстепенна и включает три основных статьи расходов — налоговые отчисления, связанные с ИТ, заработная плата сотрудников внутренних ИТ-отделов и, наконец, расходы на разработку ПО собственными силами.

Корреляция этой статьи со статьей «ИТ-услуги» очевидна. Но объем налоговых отчислений не может претерпевать двоекратные всплески от года к году, если только связисты не платят налоги порционно, значит, наблюдаемая корреляция связана со всплеском внутренних расходов на деятельность ИТ-отделов — разработку и внедрение (в 2005 году — почти 117% прироста). При этом до 2005 года рост данной статьи расходов был весьма условен — 1,2% в 2004 году, за год до этого — в 2003-м — вообще 10% падение этой статьи. Всё это выглядит это как некий пилотаж, апробация возможной в будущем стратегии, проба сил. Что же это означает? — Что телеком обзаводится собственными внутренними консультантами или, что в структуре отечественных телекоммуникационных монополий будут теперь свои интеграторы? Увидим.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS