Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Юрий Скобелев: В рамках консолидации рынка крупные операторы усилили свои позиции

Юрий СкобелевНа вопросы CNews отвечает Юрий Скобелев, первый заместитель генерального директора компании «Комкор».

CNews: Какие ключевые события вы бы выделили как наиболее значимые на российском телекоммуникационном рынке в прошедшем году?

Юрий Скобелев: В 2006 году продолжилась консолидация телекоммуникационного рынка. Всего было совершено более 30 сделок слияний и поглощений, общий объем потраченных на это средств составил свыше 2 млрд долл.

Серьезное влияние на рынок оказало государство. Росту конкуренции в отрасли способствовало и законодательное оформление принципа «платит звонящий». В прошлом году вступили в силу «Правила оказания услуг связи в сети передачи данных». Знаковым событием стало объявление Министерством информационных технологий и связи РФ конкурса на выдачу лицензии на предоставление услуг сотовой связи 3G на территории России. В совокупности эти меры привели не только к ужесточению конкуренции, но и к увеличению инвестиционной привлекательности этого сегмента экономики.

CNews: Как изменилась ситуация на этом рынке для присутствующих здесь операторов, по вашим наблюдениям?

Юрий Скобелев: В рамках консолидации рынка крупные операторы усилили свои позиции. В ряде секторов доля нескольких ведущих игроков составила около 90%. Всего же на рынке осталось примерно 700 компаний, предоставляющих те или иные телекоммуникационные услуги. В рамках ужесточающейся конкуренции операторы вынуждены консолидировать активы, а также искать новые ниши и точки роста.

Наибольшее влияние на рынок, безусловно, оказал новый порядок предоставления услуг междугородной и международной связи. И хотя по-прежнему существуют серые схемы доставки голосового трафика, крупные игроки активно выстраивают отношения с операторами дальней связи.

CNews: Какие основные тенденции вы бы выделили на рынке услуг по доставке телевизионного контента?

Юрий Скобелев: Рынок доставки телевизионного контента растет опережающими темпами и на то есть причины. Платное телевидение в России стало привлекательным объектом для инвестиций. Причем следует отметить, что наибольший интерес проявляют именно российские инвесторы, в том числе и те, для кого телекоммуникационный бизнес не является профильным.

Технологическое развитие стимулирует экспансию операторов связи на рынок ТВ-услуг. Операторы телефонной связи и интернет-провайдеры не только строят, но уже и реализуют планы предоставления услуг платного телевидения. С каждым днем растет количество телевизионных каналов, заинтересованных в доставке своих программ до аудитории кабельных сетей.Все эти факторы стимулируют спрос, в прошлом году объем услуг «Комкора» по доставке телевизионного контента вырос в 2,6 раза.

CNews: В компании по итогам прошлого года увеличилась доля услуг передачи данных, включая доступ в интернет и построение виртуальных частных сетей (VPN) для коммерческих организаций. За счет каких факторов это происходит, на ваш взгляд?

Юрий Скобелев: Действительно, рост доходов «Комкора» от предоставления услуг доступа в интернет и построения виртуальных частных сетей составил в 2006 г. 38% и 59% соответственно. Можно говорить о двух составляющих роста — экстенсивной и интенсивной.

Экстенсивный рост обусловлен увеличением среднего объема потребления трафика на одного клиента, который в прошлом году увеличился примерно на 20%. В немалой степени росту трафика способствует то, что мы постоянно расширяем пропускную способность и следим за качеством внешних каналов в мировую сеть, что делает работу в интернете для конечных пользователей более комфортной, они дольше находятся в сети и получают больше информации.

С другой стороны, растет абонентская база операторов, арендующих у нас каналы доступа. Если суммировать количество клиентов компаний, входящих в «Ренова-Медиа», и независимых операторов домовых сетей, которые используют каналы «Комкор», то общее количество пользователей, которым мы предоставляем доступ в интернет, превысит 500 тыс.

Интенсивная составляющая роста определяется с переходом операторов связи и крупных корпоративных клиентов с TDM-технологий на пакетные. В прошлом году мы завершили модернизацию транспортной инфраструктуры «Комкор». Внедрение технологий 10G Ethernet на всей сети «Комкор» сделало объединение удаленных подразделений и фрагментов сетей наших клиентов в общее информационное пространство таким же простым, как соединение двух компьютеров, стоящих на одном столе. Теперь вместо каналов 2 Мбит/c наши клиенты предпочитают использовать каналы со скоростью 100 и 1000  Мбит/c  для объединения своих компьютерных и телефонных сетей на базе мультисервисных VPN.

CNews: На фоне роста объемов услуг для коммерческих заказчиков в 2006 году доля государственных предприятий в структуре доходов «Комкор» сократилась в два раза. С чем это связано и как вы планируете развивать это направление в дальнейшем?

Юрий Скобелев: Наши доходы в сегменте услуг для корпоративных клиентов растут более высокими темпами, чем для государственных предприятий. Но это не означает, что участие в городских программах исчезает из числа приоритетных направлений нашей работы. «Комкор» давно и успешно сотрудничает с правительством Москвы, особенно в социально-значимых проектах. Мы продолжаем активно работать с городскими структурами. Я уверен, что в будущем наше сотрудничество станет еще более плодотворным. Подтверждение тому является рост объемов услуг «Комкор» для предприятий государственного сектора в абсолютных цифрах.

CNews: Изменилась ли и в чем стратегия «Комкор» после вхождения в состав холдинга «Ренова-Медиа» в июне 2006 года?

Юрий Скобелев: Нет, никаких изменений в стратегии не произошло. «Комкор» продолжает работать в сегменте В2В. Естественно, что сеть «Комкор» является основной транспортной инфраструктурой для компаний холдинга, и это несколько меняет масштаб задач. Но на стратегии развития никак не отразилось.

CNews: В чем заключается политика продвижения бренда «Комкор» в сегменте малого и среднего бизнеса — в частности, проведенная в 2006 году кампания по обновлению имиджа?

Юрий Скобелев: «Комкор» традиционно работал с крупными заказчиками — операторами связи, госструктурами, большими многофилиальными корпорациями. Под решение этих задач и оптимизировалась работа компании — строительство сети, технологии, продажи, обслуживание. Малому и среднему бизнесу до 2006 года нам просто нечего было предложить. Традиционные услуги «Комкор» были слишком дороги для небольших компаний.

Мы создали качественно новый продукт, подобрали оборудование, по-новому организовали продажи. Но для работы на рынке СМБ помимо продукта нужна еще и узнаваемость бренда. Мы позиционируем себя как рыночная, современная и динамичная компания. Наш имидж включает и новые ценности, соответствующие простым и очевидным понятиям: всегда, удобно, доступно, легко. Кампания по обновлению имиджа была призвана донести наш образ до потребителей. В итоге узнаваемость бренда «Комкор» на рынке СМБ существенно повысилась.

CNews: К концу 2006 года на всей субмагистральной сети корпорации были внедрены технологии 10G Ethernet. Как планируется развивать сетевую инфраструктуру в дальнейшем? Куда будут направлены инвестиции в 2007 году?

Юрий Скобелев: Мы разделяем 3 уровня сетевой структуры — магистральная, субмагистральная и сеть доступа. Все усилия 2006 г. были направлены на модернизацию ядра и опорной сети — магистральный и субмагистральный уровни. Ближайшие инвестиции предполагается направить на развитие сети доступа, в частности, на внедрение GPON. Инвестиции в развитие сети и модернизацию систем OSS в 2007 году составят около $25 млн.

CNews: Cпасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS