Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок мобильных телефонов: что последует за миллиардом?

Рынок мобильных телефонов: что последует за миллиардом?

Мировой рынок мобильников продолжает расти, однако позиции "большой пятерки" производителей в 2007 году не изменились. Этот сектор поляризован — с одной стороны, растет функциональность устройств, с другой — развивается рынок ультрадешевых моделей, порой не имеющих даже экрана.

Мировой рынок сотовых терминалов продолжает развиваться достаточно динамично, преодолев в 2007 году миллиардную отметку проданных устройств. Мобильники вытесняют MP3- и медиаплееры, все чаще оснащаются ТВ-тюнерами, приемниками GPS, сенсорными экранами, камерами высокого разрешения и пр. При этом "продвинутые" трубки пользуются спросом, в основном, на развитых рынках, а развивающиеся предпочитают простые и недорогие модели, часто приобретаемые покупателем впервые.

Мировая статистика

В 2007 году в мире было продано 1,15 млрд мобильных телефонов, по данным Gartner — на 16% больше, чем годом ранее (990 млн). Наиболее значительный рост обеспечили развивающиеся рынки, прежде всего Китай и Индия, где многие люди покупали телефон впервые. На зрелых рынках, таких, как Япония и Западная Европа, где наибольшим спросом пользуются многофункциональные устройства, хорошо встретили новые модели с ТВ-тюнерами, приемниками GPS, сенсорными экранами и камерами высокого разрешения.

Уверенное лидерство на мировом рынке продолжает сохранять финская Nokia, доля которой за год выросла с 34,8% до 37,8%. Несмотря на некоторые сложности с компонентами, компания расширила присутствие на всех рынках, за исключением Северной Америки.

Американская Motorola с 14,3% рынка существенно сдала свои позиции по сравнению с 2006 годом (21,1%), но смогла обойти южнокорейского конкурента Samsung, который занял 13,4% рынка. В денежном выражении объем продаж Motorola в 2007 году снизился на 33% по сравнению с 2006 годом до 19 млрд долл. Четвертое и пятое места продолжают занимать Sony Ericsson и LG с долями, соответственно, 8,8% и 6,8%.

Мировые продажи мобильных устройств конечным пользователям

Компания Продажи в 2007 г.
(млн штук)
Доля рынка в 2007 г.
(%)
Продажи в 2006 г.
(млн штук)
Доля рынка в 2006 г.
(%)
Nokia 435,45 37,8 344,92 34,8
Motorola 164,3 14,3 209,25 21,1
Samsung 154,54 13,4 116,48 11,8
Sony Ericsson 101,36 8,8 73,64 7,4
LG 78,58 6,8 61,97 6,3
Другие 218,60 18,9 184,59 18,6
Всего 1 152,8 100,0 990,86 100,0

Источник: Gartner, 2008

В последнем квартале 2007 года в десятке крупнейших производителей мобильных устройств появилось сразу три новичка — канадская Research In Motion (RIM), производящая коммуникаторы BlackBerry, американская Apple со своим iPhone, а также китайская ZTE. Последняя обратила на себя внимание агрессивным ценообразованием (с трубками стоимостью менее 40 она угрожает даже позициям Nokia) и стратегий развития на новых рынках, RIM — вниманием к целевым функциям, а Apple — брендом и привлекательным дизайном iPhone.

Рынок не для всех

По прогнозам Multimedia Intelligence, в 2011 году будет продано 941 млн сотовых телефонов, из которых более половины — то есть более 470,5 млн — будут музыкальными. К последним эксперты Multimedia Intelligence относят как высокотехнологичные модели, так и любые другие, имеющие поддержку карт памяти и способные воспроизводить файлы, отличные от рингтонов (MP3, AAC и др.). Плееров в тот же год будет продано около 269 млн, то есть почти вдвое меньше, чем музыкальных телефонов. В 2007 году доля музыкальных телефонов достигла 43,5%, а их количество уже превысило поставки портативных плееров (которых, по данным iSuppli, было продано около 217 млн) на 300 млн.

Немаловажную роль в распространении музыкальных телефонов сыграет контент. Падение доходов от предоставления голосового трафика заставляет сотовых операторов фокусироваться на услугах по передаче данных. Музыка, вероятно, станет ключевым фактором для дальнейшего распространения премиум-контента на мобильных телефонах, считают аналитики. Пользователи стремятся персонализировать свои мобильники. Операторы могут этим воспользоваться и с помощью трафика данных — увеличить свою прибыль, получаемую с каждого клиента. По прогнозам, в 2008 году на сотовые телефоны будет загружено музыкальных файлов на сумму в 6 млрд долл. Со временем предоставление музыкальных сервисов станет центральной частью стратегии как операторов, так и производителей мобильных телефонов.

По мнению аналитиков, через четыре года в мире едва можно будет найти телефон, способный звонить и ничего более — наступит эра мультимедийных аппаратов, оснащенных цифровыми камерами, функциями MP3- и видеоплееров, поддержкой Bluetooth и т.д. При этом большая часть мобильников будет иметь сенсорный экран. Подобные телефоны более рентабельны как для операторов, так и для самих производителей.

Уже в 2008 году мировые продажи мультимедийных сотовых телефонов (аппаратов с расширенными возможностями для развлечений) достигнут 300 млн в количественном выражении и 76 млрд долл. — в денежном, прогнозируют в MultiMedia Intelligence. А к 2011 году примерно девять из десяти сотовых телефонов будут включать базовые мультимедийные возможности — встроенные цифровые камеры с разрешением не менее 1 МП, поддержку MP3 и воспроизведения видео, Java, USB, Bluetooth; 16-битный цветной экран, QVGA-разрешение, а также поддержку WAP и MMS. В настоящий момент вышеприведенному стандарту "мультимедийного аппарата" удовлетворяют лишь 60% мобильников, сообщается в исследовании.

Сотовые операторы считают мультимедийные телефоны превосходным шансом для привлечения новых клиентов. Именно поэтому они обращаются к Nokia, Motorola, Samsung, LG, Sony Ericsson и другим ведущим производителям с целью создания эксклюзивных моделей в инновационных форм-факторах, оборудованных сенсорными экранами и т.д. Катализатором рынка мобильных телефонов с сенсорными экранами, как известно, стал iPhone. Количество таких аппаратов в 2011 году, по прогнозам аналитиков, достигнет почти 200 млн — т.е. сенсорным станет каждый второй из трех продаваемых мультимедийных мобильников. Это неудивительно, ведь разработка продуктов с богатой функциональностью более рентабельна для самих производителей, так как позволяет "снять" с продажи каждого устройства большую выгоду.

Поставщики микрочипов в свою очередь стараются предложить все новые решения для сотовой индустрии. Разрабатываются фотосенсоры с рекордным разрешением и стабилизацией изображения, рассчитанные на установку в телефон, высокоскоростные процессоры и т.д. Одной из наиболее интересных является разработка Toshiba. В июле компания сообщила о создании процессора для мобильников, производительность которого оказалась даже выше того, что установлен в игровую приставку Sony PlayStation Portable. Разработан телефон, который способен работать в режиме ожидания более полутора лет. Еще одно из наиболее перспективных направлений развития мобильников — превращение их в электронные кошельки и платежные устройства. Впрочем, есть мнения, что производители трубок увеличивают фунциональность лишь из маркетинговых соображений, а вовсе не потому, что пользователям это действительно нужно. По данным Snapin Software, в Великобритании почти две трети абонентов используют телефоны исключительно для звонков и обмена SMS.

"Народный" рынок

"Продвинутые" трубки доступны далеко не всем, поэтому параллельно рынку дорогих функциональных устройств развивается рынок ультрадешевых моделей. Так, индийская компания Spice выпустила "народный телефон" People’s Phone стоимостью менее 20 долл. и тем самым включилась в гонку за рынок для нового поколения Азии, Африки и Южной Америки — потребителей "следующего миллиарда" (по прогнозам, число мобилизованных землян увеличится в ближайшие годы с 3 до 4 млрд чел.). В развивающихся странах за год планируется продать около 10 млн этих устройств. В ближайшем будущем компания обещает выпустить еще ряд ультрадешевых моделей по цене от 10 до 20 долл.

Другие производители мобильных телефонов также строят планы на "следующий миллиард". Сегодня примерно 20% рынка занимают устройства стоимостью ниже 30 евро (43,5 долл.) — здесь также доминирует Nokia. Как ранее прогнозировали аналитики ABI Research, в 2008 году как минимум 12 вендоров будут выпускать мобильники стоимостью менее 50 долл. В 2011 году будет продано порядка 330 млн мобильников стоимостью менее 20 долл, а доля таких устройств на рынке составит 25%.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS