Обзор подготовлен

При поддержке Мегафон

версия для печати
Рынок цифрового ТВ набирает обороты

Рынок цифрового ТВ набирает обороты

Второй год реализации ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы" завершился - основные запланированные цели были достигнуты. Рост регионального рынка ШПД стимулирует увеличение абонентской базы зрителей кабельного ТВ и пользователей IPTV. Спутниковое телевидение по-прежнему набирает обороты, как и мобильное ТВ в сетях стандарта 3G. На рынке наступает пора консолидации.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting прирост рынка платного ТВ за 2010 год составляет 2% от общего показателя телекоммуникационного рынка страны. Общий объем телекоммуникационного рынка составил 1 373 млрд рублей, из них доля платного ТВ — 27,46 млрд рублей. Согласно прогнозу агентства аудитория платного цифрового телевидения к 2015 году увеличится на треть, что в численном отношении даст прирост в 7 млн человек, а в денежном — будет зависеть от предпочтений абонента по выбору тех или иных пакетов дополнительных цифровых каналов.

Владельцы телеканалов первого мультиплекса

Телеканал Владелец
Первый канал "Национальная Медиа Группа"
Россия-1 ВГТРК
Россия-2 ВГТРК
Россия-К ВГТРК
Россия-24 ВГТРК
НТВ "Газпром-медиа"
Пятый канал "Национальная Медиа Группа"
Карусель "Национальная Медиа Группа" и ВГТРК

Источник: Минкомсвязи, 2010

Цифровизация телевидения "набирает обороты", сообщил глава министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, докладывая премьер-министру Владимиру Путину о ходе выполнения госпрограммы. В течение года новыми сетями для цифрового ТВ охвачены 12 регионов. К концу 2011 года смотреть телевидение в новом цифровом качестве смогут 43 млн жителей. Строительство ведется по всей стране, включая и те регионы, где на данный момент телевещание отсутствует.

Кому принадлежит цифровое ТВ в России

Источник: Минкомсвязь, 2010

Цифровое ТВ на подходе

2010 год оказался последним для приобретения в России телевизора с приемом только аналогового эфирного сигнала. Уже в январе 2011 года Минкомсвязи объявило о намерении ввести запрет на производство и ввоз на территорию РФ телеприемников, не обеспеченных устройством для поддержки цифрового ТВ. Таким образом предполагается стимулировать население к приобретению цифровых телеприставок, либо телевизоров, оснащенных подобным устройством. Разработкой документа занимается также и Министерство промышленности и торговли, а после утверждения окончательного варианта будет проведено согласование с ведомствами. Принятие документа ожидается в 2011 году. Минкомсвязи не собирается выделять средства на приобретение приставок для граждан. Возможно, определенные дотации будут возложены на региональные бюджеты.

Отечественные производители разработали несколько моделей телеприставок для приема цифрового ТВ-сигнала. Среди уже установленных у населения устройств отечественные разработки занимают около 70%, по данным Минкомсвязи. К ним относятся приставки для приема цифрового сигнала стандарта DVB-Т компании "Интеркросс" (Рязань), группы компаний "Инкотекс" (Москва), радиозавода "Сигнал" (Ставрополь), Московского научно-исследовательского телевизионного института совместно с "Инженерным центром "Ролсен", завода "Промсвязь" (Уфа), производственного объединения "Иртыш" (Омск), "Цифровых телевизионных систем" (Гусев) и радиозавода "Полет" (Челябинск).

Исследования качества телеприставок стандарта DVB-Т показало, что, несмотря на схожие схемы, параметры и качественные показатели могут существенно различаться. Если для удешевления производства применяют упрощение печатной платы или программного обеспечения, то это приводит к появлению заметных помех и неустойчивому приему ТВ-сигнала.

Спутниковое ТВ укрепляет позиции

Ежегодный рост мировой аудитории спутниковых каналов составляет около 7%, согласно статистическим данным J’son & Partners Consulting. Отличную перспективу видит агентство для развития спутникового телевидения и в России — на обширных труднодоступных территориях и на пространствах с низкой плотностью населения этот вид цифрового ТВ является единственно технически осуществимым и рентабельным.

Телекоммуникационный рынок страны с усилием преодолевает последствия мирового финансового кризиса, однако позиции спутникового ТВ прочны, как никогда ранее. Ситуация в этом секторе напоминает недавний прорыв на рынке мобильной связи — появление новых операторов, предлагающих услуги подключения к спутниковому телевидению, стимулирует конкуренцию и приводит к снижению тарифов и охвату все новых территорий. 

За год число зрителей спутниковых телеканалов достигло 6,2 млн домохозяйств. Годовой рост абонентской базы составил 24%, увеличив уровень проникновения услуги до 12% домохозяйств. При этом финансовые показатели особого роста не показали — рынок вырос на 3%, превысив 8 млрд рублей. Это связано со снижением тарифов и, в частности, с введением большинством операторов базовых тарифов, не превышающих 150 руб. в месяц. И новые, и старые игроки рынка сознательно идут на снижение показателя ARPU ради привлечения новых или сохранения прежних абонентов.

Структура российского рынка спутникового телевидения по операторам

Источник: J’son & Partners Consulting, 2010

К драйверам рынка в 2010 году, по мнению агентства, можно отнести доступность услуги практически в любой точке страны при увеличении числа базовых телеканалов на фоне снижения тарифов и низком качестве наземного эфирного телевещания. Несомненным плюсом для абонентов является простота установки и пользования оборудованием для приема спутникового сигнала, а также доступность сервисного обслуживания.    

Аналитики предполагают, что в ближайшие несколько лет абонентская база сектора спутникового ТВ будет расти повышенными темпами, после чего наступит неизбежное торможение, связанное, в том числе, с проникновением новых технологий и переходом страны на цифровое телевещание повсеместно. В ближайшем будущем игроки рынка предоставят пользователям не только большее разнообразие телеканалов, но и изменение их качественного наполнения — начинается повсеместное вещание в форматах HDTV и 3D. Переход на вещание в стандарте DVB-S2, позволяющем увеличить пропускную способность и улучшить качество канала вещания, даст операторам возможность побороться за зрителя и нарастить абонентскую базу.

Мобильное ТВ

В октябре 2010 года Государственная комиссия по радиочастотам выделила частоты цифрового вещания стандарта DVB-H для компаний "Доминанта", "Кентавр" и "Бест-проект". Первая компания входит в холдинг "Вымпелком", вторая — дочерняя компания "Скартела". Третья компания будет проводить испытание сети вещания стандарта DVB-H на территории Москвы и Московской области. Кроме диапазона частот в решении комиссии указаны также номера телевизионных каналов вещания.

В ходе тестирования сетей оказалось, что мобильное телевещание стандарта DVB-H создает помехи для аналогового кабельного вещания, а также и для цифрового кабельного (стандарт DVB-C), и для цифрового эфирного вещания (стандарт DVB-T). Рассмотрев ситуацию, Минкомсвязи приняло решение о том, что в каждом конкретном случае взаимовлияния частот будет требоваться отдельное выяснение и согласование частот для различных операторов. Приоритет в подобных случаях рекомендовано оставить за цифровым эфирным вещанием, после чего учесть интересы мобильного вещания, и лишь затем — операторов кабельного ТВ.

Компания "Мегафон" предложила абонентам возможность пользоваться просмотром видео и телеканалов в режиме онлайн. С этой целью оператор запустил сервис "Видео-портал", сначала для смартфонов на базе платформы Android, после добавляя к ней и другие операционные системы. Уже к сентябрю 2010 года было зафиксировано более 450 тыс. пользователей услуги мобильного ТВ от "Мегафон".

Мобильное телевидение предложил своим абонентам и оператор МТС, набрав базу пользователей сервисом более 100 тыс. человек уже за 3 месяца. К просмотру доступно более 100 телеканалов из 17 стран на 26 языках. Вещание проводится для устройств на базе операционных платформ Windows Mobile, Symbian, Android, BlackBerry и iPhone . В октябре группа "МТС-Комстар", реализуя преимущества объединения компаний, представила своим абонентам новый конвергентный продукт "3 в 1 Выгодно вместе" — пакетное предложение, включающее в себя фиксированный и мобильный интернет-доступ и мобильное телевидение.

Возможность смотреть телеканалы и видео через мобильный телефон представил в конце 2010 года и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Просмотр проводится с помощью сервиса "Видео-портал" и доступен на всей территории страны. Основные требования для телефонного аппарата — поддержка GPRS/EDGE/3G, но модели iPhone не поддерживаются.

IPTV 

"Вымпелком" по итогам года подключил к услуге IPTV 100 тыс. абонентов в 18 городах России. В течение года компания проводила модернизацию оборудования и построила 6 тыс. базовых станций для 3G-сетей. Тем самым достигнуто улучшение качества связи

"Ростелеком" на высокой скорости охватывает регионы услугой IPTV. Активно подключены все регионы Сибири. Абонентам, число которых перевалило за 55 тыс. домохозяйств, предоставляется набор сервисов под брендом "ТВист", состоящий из 78 телеканалов, из них 10 каналов вещают в стандарте HDTV. Число транслируемых каналов варьируется для различных регионов в зависимости от местной специфики. Библиотека видеоконтента, предоставляемого пользователям по запросу (Video-on-demand), содержит пока 230 фильмов, мультфильмов и телесериалов. Макрорегиональный филиал "Сибирь" планирует довести число предлагаемых каналов до 125 и продолжить наполнение библиотеки.

Оператор "Уралсвязьинформ" в ноябре внедрил интерактивное цифровое телевидение под брендом Utel для Уральского региона. Комплексная платформа IPTV работает на основе платформы от компании "СмартЛабс". Пользователям доступны более 100 телеканалов, из них 5 — в формате HDTV, также есть вещание в формате 3D. Библиотека контента содержит 625 фильмов, 322 фильма в HD-формате и 12 фильмов в 3D-формате. К услугам пользователей все существующие сервисы IPTV: видео по запросу, просмотр в нужное время, запись для отложенного просмотра, пауза в прямом эфире.   

Из-за отсутствия указываемых номеров телевещательных каналов у операторов IPTV существовали проблемы с законной стороной работы телеканалов. При подаче документов на получение лицензии на вещание в IP-сетях требуется указывать частоту вещания канала. Но понятие частоты вещания в случае IPTV не существует. После принятия поправок к "Закону о связи" и "Закону о СМИ" операторы смогут получать универсальные лицензии, дающие право телевещания в любом стандарте (спутниковое ТВ, IPTV, цифровое ТВ, кабельное ТВ).

Аналитики агентства J’son & Partners Consulting прогнозируют объединение нескольких провайдеров платного цифрового ТВ под одним брендом. На данный момент государственное цифровое ТВ пока только встает на рельсы, а количество будущих платных цифровых телеканалов неизвестно. На уже функционирующих платных участках еще нет сложившегося рынка рекламы, зато есть понимание того, что он обязательно будет развиваться. Поэтому в данный момент следует понимать, что любой передел в отрасли телекоммуникаций так или иначе отразится и на будущем рынке цифрового ТВ.

Татьяна Бакажинская

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS