Обзор подготовлен

версия для печати
Битва за ШПД: кому нужны домашние сети

Битва за ШПД: кому нужны домашние сети

Обострившаяся в кризисный период борьба крупных игроков телеком-рынка за региональные активы в 2011 г. стала утихать. Причина кроется как в количестве оставшихся независимых операторов, так и в амбициях покупателей, которые предпочитают диверсифицировать свой портфель.

По оценкам портала Mergers.ru, в России в сегменте телекоммуникаций в 2011 г. произошло более 30-ти сделок на общую сумму свыше $7 млн. Однако с точки зрения качества рынок стоит на месте – располагающие свободными средствами крупные холдинги заняты процессами интеграции приобретенных ранее активов, а также улаживанием внутренних конфликтных процессов между акционерами и партнерами. Это в свою очередь негативно влияет на сектор фиксированной связи. Достаточно подвижный с точки зрения развития рынок вынужден "притормозить", поскольку многие телеком-компании, создаваемые преимущественно с целью перепродажи бизнеса крупным игрокам, "зависли" и стали малоликвидны.

Рынок ШПД в двух столицах "сдувается"

Инвестиционные банкиры, аналитики и консультанты по M&A-сделкам констатируют, что первый после кризиса год в телеком-индустрии показал дефицит реально востребованных (а не приобретаемых для повышения EBITDA) активов. Рынок ШПД, являющийся форпостом отрасли в силу более очевидного по сравнению с сотовиками и спутниковыми операторами преобладания независимых игроков в прошлые годы, утрачивает свою специфику: новички все меньше интересуют реальных покупателей. Эксперты отмечают, что формально на рынке осталось пять компаний, которые могут представлять хотя бы какой-то интерес для приобретения: "ЭР-Телеком", "Акадо", "Норильск-Телеком", "Вестколл" и "Энфорта" (переговоры о продаже всех их ведутся, но ни к чему пока не приводят). Потенциал каждого из этих операторов зависит от реальной оценки бизнеса ее дочек, поскольку все они холдинги. Поэтому на рынке фигурируют диаметрально противоположные точки зрения – от "самый лучший потенциальный актив" до "замкнутая в своей стратегии дорогостоящая компания, вынужденная осваивать единственно теперь возможным способом инвестиции".

Например, как вспоминают эксперты рынка, на заре своего развития "Вестколл" смог привлечь несколько десятков миллионов долларов инвестиций от фонда Russia Partners II и ЕБРР и купить активы в Санкт-Петербурге, Ленобласти, Москве, Тольятти, Волгограде и Рязани. Сейчас эта группа компании входит в число средних по величине абонентской базы операторов, обслуживающих юридические лица. УК фонда Russia Partners Siguler Guff & Company осенью 2011 г. объявила о создании нового фонда Russia Partners Technology Fund с соинвестициями от того же ЕБРР в размере $250 млн, которые потратят на развитие телеком-компаний в области ШПД, инфраструктуры информационных сетей, мобильных технологий и мобильной телефонии. По похожей схеме работает и венчурный фонд Bessemer Venture Partners также в связке с ЕБРР, имеющий долю в отечественном операторе "Энфорта". И тот, и другой инвестор готовы расстаться со своими активами при благополучной рыночной конъюнктуре.

Далеко не всегда оператор успевает создать что-то инвестпривлекательное из своих активов и зафиксировать прибыль от его продажи. Например, ГК "ПиН Телеком", которая активно скупала домовые сети в Санкт-Петербурге и Ленобласти, получив в итоге 1000 км ВОЛС и абонентскую базу из 170 тыс. физических и 3 тыс. юридических лиц, в конце 2011 г. объявила о желании консолидировать все купленные активы. И, после заявления гендиректора Владимира Пратусевича о банкротстве, попала под процедуру наблюдения со стороны Арбитражного суда из-за нарушений лизинговых договоров по аренде телеком-оборудования. В итоге сейчас с оператора в судебном порядке взыскивается заложенное имущество: серверы, цифровая мини-АТС, комплект оборудования IP-TV и узлы связи по частям.

Похожий случай, правда, имеющий другие юридические последствия, был у московского ШПД-оператора "2Ком". "Мегафону" не удалось приобрести эту компанию, поскольку владельцы оценили ее в 1,5 раза дороже, чем готов был заплатить сотовый гигант. "Мегафон" провел предынвестиционную проверку "2Ком", а в сентябре его "дочка" – "Нет Бай Нет Холдинг" (купленный в 2010 г. ШПД-актив) – получила разрешение на покупку от Федеральной антимонопольной службы. "В апреле 2011 г. рамочная оценка нашей компании составляла $25 млн. Однако затем, с учетом последних сделок на московском рынке и развития нашей сети, мы решили, что справедливая цена актива – $38–40 млн", – прокомментировал генеральный директор "2Ком" Александр Хенкин. "Мегафон" заплатил за "Нет Бай Нет" из расчета $600 за абонента. В случае с "2Ком" "Нет Бай Нет" намеревался осуществить приобретение исходя из стоимости абонента на уровне $250: у "2Ком" 100 тыс. пользователей интернета в Москве и ряде подмосковных городов (около 3% столичного рынка широкополосного доступа в интернет), сеть охватывает 8 тыс. домов с 1,2 млн квартир в 70 районах Москвы и области.

В декабре 2010 г. российский фонд прямых инвестиций "Эльбрус Капитал" учредил компанию "Стрела Телеком", которая уже в этом году приобрела операторов ШПД и кабельного ТВ в восьми городах Дальнего Востока и Сибири, продолжая инвестировать в их развитие. Вложения в проект уже приблизились к $100 млн. Абонентская база "Стрелы Телеком" превышает 200 тыс. подписчиков, и это тоже неплохой актив на продажу, не сейчас, так в ближайшем будущем.

Питерская компания "ПиН Телеком" за пару лет смогла скупить 13 домовых сетей в городе и пригородах, нарастила волоконно-оптическую сеть до 1000 км и уже обслуживает 170 тыс. физических и почти 3 тыс. юридических лиц. А "ЭР-Телеком" избрал стратегию органического роста и методично, город за городом, строит сети своими силами. После успешного вхождения в тот же Петербург, который казался крепостью с зашкаливающей по силе конкуренцией, можно не сомневаться, что "ЭР-Телеком" сможет освоить любой новый рынок.

Кто на новенького в регион

Накал страстей в регионах несколько ниже, но он также свидетельствует о том, что местные связисты не сходятся в своих желаниях продаваться крупным игрокам. Так, самый крупный в Новосибирске провайдер "Новотелеком" объявил о своем объединении с крупнейшим томским оператором "Томтел" и кемеровским GoodLine ("Е-Лайт-Телеком") вместо продажи "Вымпелкому". Все три участника сделки продолжат работу в прежнем кадровом составе и под старыми брендами, а доли в объединенной компании получат пропорционально заключенному соглашению нынешние акционеры всех трех ШПД-операторов. Генеральный директор и соучредитель "Новотелекома" Олег Игнатенко объяснил отказ заключить сделку с крупным федеральным оператором несколькими причинами. Одной из них стало ограничение самостоятельности бизнеса и снижение гибкости управления. "Кроме того, если год назад было сложно строить или поднимать собственные каналы связи между регионами, то сегодня эта возможность на рынке появилась, то есть значимость федерального оператора снизилась. Могу еще добавить, что у нас сейчас есть дополнительная уверенность в том, что такой крупный оператор будет успешно развиваться и конкурировать с любым федеральным оператором на продолжительном промежутке времени", – уверен связист.

Примечательно, что сибирский регион, стоящий следующим после уральского по инвестпривлекательности, практически исчерпал потенциал для M&A-сделок в области ШПД-провайдеров. Там остается не больше 5-6 независимых операторов, причем реально крупных рыночных игроков всего два – помимо "Новотелекома" это "Сибирские Сети". Тем не менее они не выставлены на продажу – их акционеры осуществили продажу 20% своих акций стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan ради того, чтобы начать активную географическую экспансию (оператор смог купить барнаульского провайдера Altline и кемеровского "Русский медведь"), что позволит им поднять выручку до 2 млрд руб. к 2015 г.

По большому счету, можно сделать вывод, что правила игры на ШПД-рынке стали меняться. Причем точка невозврата к 90-м годам уже пройдена – для построения бизнеса сколько-нибудь успешного интернет-провайдера даже областного уровня недостаточно "скинуться" по паре миллионов рублей и привлечь местный неадминистративный ресурс. Цена входа на рынок выросла на несколько порядков. При этом уже существующие небольшие и средние игроки уверены, что чем больше становятся крупные компании, поглощая новые активы, тем меньше они способны видеть детали отрасли и тем больше рыночных ниш возникает для независимых операторов.

Поэтому пока до полного схлопывания возможностей для сделок на рынке M&A в телекоме в России далеко. От фиксированного ШПД интересы достаточно активно трансформируются в беспроводной ШПД, где ситуация с активами выглядит более интересной и менее предсказуемой: три крупных оператора – "Скартел", "Антарес" и "Основа телеком", плюс несколько компаний, стремящихся расширить свой бизнес из "виртуальности" (MVNO, где значимыми игроками являются МТТ и "НМТ"), могут в перспективе 1–2 лет стать перспективными объектами для сделок. Пока битва за ШПД стала задачей менеджеров региональных офисов телеком-операторов, поставивших перед собой планы по сокращению отрыва от "Ростелекома" в регионах.

Михаил Демидов

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS