Обозрение подготовлено

версия для печати

На северо-западном интернет-рынке лидирует Петербург

На северо-западном интернет-рынке лидирует Петербург

Объем рынка доступа в интернет и передачи данных в СЗФО, по данным «Северо-Западного Телекома», в 2006 году составил 6,3 млрд рублей. Проникновение интернета в целом по федеральному округу оценивается в 30%, в том числе широкополосного доступа — в 8%. В Петербурге уровень проникновения составляет 35% и 10% соответственно.

По объему рынка интернет-доступа первое место на Северо-Западе удерживает Санкт-Петербург. В первой половине 2007 года его объем составил 1,47 млрд руб. В том числе, свыше 961 млн. руб. было выручено от частных лиц. 1,06 млрд руб. приходится на широкополосный доступ, из которых около 627 млн руб. потратили частные лица. 495 млн рублей — xDSL-технологии, из них 444 млн составляет выручках от частного сектора.

Ленинградская область, благодаря близости к Петербургу, оказалась на втором месте, потратив на интернет 122 млн. руб, в том числе свыше 77 млн руб. было выручено от частных лиц. 43,5 млн руб. приходится на широкополосный доступ, из которых почти 20 млн руб. дал частный сектор. 30 млн рублей заработали xDSL-технологии, в том числе 15,5 млн — за счет физлиц.

Далее три региона идут плотной группой: Мурманская, Калининградская области и Коми. В Мурманской области объем рынка интернет-доступа оценивается в 116,4 млн руб. (90 млн руб. — за счет физлиц). Из них 48,8 млн руб. — выручка от услуг широкополосного доступа (27,3 млн руб. — частный сектор) и 44 млн руб. - xDSL-технологии (25 млн — частный сектор). Близкие показатели в Калининградской области — рынок в целом составил 115,2 млн руб., однако  частные лица тратят на услуги гораздо меньше: 49 млн. Почти 70 млн руб. в этой выручке приходится на широкополосный доступ, при этом частные лица потратили на него всего 19,9 млн. руб. 49,9 млн рублей заработали на xDSL-технологиях, из них 19,7 млн — на частном секторе. И недалеко ушла также республика Коми: объем рынка составил 114,7 млн руб., в том числе свыше 61,5 млн руб. было выручено от частных лиц. 72,8 млн руб. в этой выручке приходится на широкополосный доступ, частные лица потратили на широкополосный доступ всего 25 млн. руб, — в этом регионе превалирует dialup. Это подтверждает и выручка за xDSL:  48,4 млн рублей всего по региону, из них 15,8 млн — частные лица.

Вологодская область на шестом месте, выручив 85,1 млн руб., в том числе свыше 60 млн руб. — от частных лиц. Седьмая по счету — Архангельская область, с объемом рынка в 80,3 млн руб. Свыше 47,8 млн. руб. было выручено от частных лиц. 35,8 млн руб. приходится на широкополосный доступ, из которых почти 11 млн руб. потратили частные лица. 32,8 млн. рублей приходится на xDSL-технологии, из них 10,9 млн — на частный сектор. В целом в регионах СЗФО свыше 90% частных лиц, имеющих доступ к ШПДИ, пользуются именно xDSL-технологиями.

Новгородская область заняла восьмое место с объемом рынка — 71 млн. руб., из которых свыше 49 млн руб. — от частных лиц. 25,2 млн руб. принес широкополосный доступ (15,9 млн руб. — частный сектор), 19,3 млн рублей — xDSL-технологии (11,8 млн — частные лица).

Карелия — девятая, с объемом рынка в 61,4 млн руб. (38 млн — от частных лиц). 37 млн руб. в этой выручке приходится на широкополосный доступ, почти 21,7 млн руб. потратили на него частные лица. А вот xDSL в республике  вообще почти нет: выручка составила всего 30,9 тыс. руб. и целиком пришлась на долю частных лиц.

Рынок интернет-доступа в СЗФО, 1 полугодие 2007

Регион Объем рынка (млн руб.)
(в том числе от частных лиц)
ШПДИ (частные лица) xDSL (частные лица)
Петербург 1 470
(961)
1,06
(627)
495
(444)
Ленинградская
область
122
(77)
43,5
(20)
30
(15,5)
Мурманская
область
116,4
(90)
48,8
(27,3)
44
(25)
Калининградская
область
115,2
(49)
70
(19,9)
49,9
(19,7)
Республика Коми 114,7
(61,5)
72,8
(25)
48,4
(15,8)
Вологодская
область
85,1
(60)
32
(21,5)
15,6
(5)
Архангельская
область
80,3
(47,8)
35,8
(11)
32,8
(10,9)
Новгородская
область
71
(49)
25,2
(15,9)
19,3
(11,8)
Карелия 61,4
(38)
37
(21,7)
30,9
(30,9)
Псковская
область
49,2
(21)
18,8
(8,5)
17,1
(8,1)

Источник: CNews Analytics, 2007

СЗТ — впереди всех

К середине 2007 года около 30,6% рынка выделенного доступа в интернет в федеральном округе приходится, по собственным оценкам, на долю «Северо-Западного телекома». К 2011 году компания планирует увеличить свой показатель до 44% — за счёт расширения клиентской базы и диверсификации предложения относительно целевых сегментов рынка — физические лица, малый, средний и крупный бизнес. По словам коммерческого директора «СЗТ» Олега Попова, к концу нынешнего десятилетия количество пользователей выделенного доступа в СЗФО должно составить порядка 575 тыс. абонентов, из которых абонентами СЗТ будут около 225 тыс. Конкурировать на этом рынке оператору приходится с «Петерстар», «Вэб Плас» и «Голден Телеком».

Что касается рынка коммутируемого доступа, то, по мнению компании, заметного роста здесь ожидать не следует — скорее всего, произойдет отток в пользу ADSL. Количество абонентов коммутируемого доступа в СЗФО в 2006 «Северо-Западный телеком» оценивает в 1,3 млн, а к 2010 г. этот показатель сократится до 1,1 млн человек. Напомним, что по итогам 2005 г. услугами коммутируемого доступа в интернет от СЗТ пользовалось 586,5 тыс. человек.

Гонка за лидером

«Вэб Плас» работает только на рынке Санкт-Петербурга и предоставляет услуги ADSL примерно 50 тысячам абонентов (в начале 2007 года их число равнялось 41 тыс.). Соответственно, в целом по СЗФО доля оператора невелика, а в Петербурге он отстает от СЗТ, несмотря на то, что вышел на рынок еще в 2000 году.

Помимо этого «Петерстар» развивает бизнес еще в пяти городах СЗФО: в Великом Новгороде, Выборге, Калининграде, Мурманске, Пскове, Петрозаводске. В Пскове и Калининграде недавно была проведена модернизация сетей, состоялся запуск услуг доступа в интернет по технологии ADSL. В Пскове у компании 60 тыс. абонентов, из них 52,4 тыс. — частные клиенты, 7,6 тыс. — бизнес-клиенты. Доля рынка оцениватся таким образом в 44%. В Калининграде у «Петерстара» 1,5 тыс. клиентов, из них 1 тыс. — частных, 500 — бизнес-пользователей. Номерная емкость достигла 4 тыс., а протяженность собственной транспортной сети - 60 км. Дилерская сеть по продаже интернет-карт насчитывает 250 точек по городу. В Мурманске количество активных клиентов составляет 13 тыс., из них 12 тыс. — частных, 1 тыс. — бизнес-клиентов. «ПетерСтар» стабильно занимает здесь 1/3 рынка. Номерная емкость оператора равняется 6 тыс. номеров, в том числе монтированная — 1 тыс.

В Петербурге «Петерстар» достаточно устойчиво занимал 21% рынка, однако в настоящее время можно говорить лишь о серьезных позициях оператора в корпоративном сегменте, а также на сокращающемся рынке коммутируемого доступа. Широкополосный оператор предлагает лишь на Васильевском острове (ADSL), также у «Петерстара» есть небольшая домашняя сеть.

Другой сильный игрок — «Голден Телеком» — работает в Архангельске, Великом Новгороде, Калининграде, Петрозаводске, Пскове, Республике Коми и Петербурге. Филиал группы компаний «Голден Телеком» в Санкт-Петербурге — второй по размеру и значимости в городе. В настоящее время в филиале работает около 300 сотрудников. Клиентская база насчитывает около 4 тыс. корпоративных клиентов, среди которых крупнейшие бизнес-центры, производственные и торговые компании, банки и финансовые институты. Номерная емкость предприятия — порядка 30 тыс. номеров. Оператор имеет значительную долю рынка коммутируемого доступа в СЗФО, по широкополосному — наоборот, пока незначительную.

Илья Шатилин / CNews. Северо-Запад

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS